Статья «Методы и приемы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»
статья (1 класс) по теме

Редкоус Нина Павловна

Данная статья раскрывает эффективные подхлды к детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_ind_raboty_s_detmi_s_ovz.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 432

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Доклад на МО

На тему: «Методы и приемы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»

                   

                                                                     Выполнила

                                            воспитатель  Редкоус Нина Павловна                                                                                                                              

                                                           первой квалификационной категории                                              

 

                                                                                           

Санкт – Петербург

2017 уч. год

    В настоящее время педагогам часто приходится встречаться и работать с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии (нарушения зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, опорно-двигательного аппарата и др.). В ряде случаев могут отмечаться не грубые формы нарушений, а легкие (слабовыраженные) отклонения от нормы. Наиболее актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной реабилитации людей с недостатками развития в обществе. Поэтому педагогам необходимо знать основные способы, приемы, технологии и техники коррекции нарушений развития, уметь анализировать причины, их вызывающие, способы их предупреждения и компенсации, что в совокупности условно можно определить, как основы знаний коррекционной педагогики. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребенка, имеет исключительно важное значение  для формирования личности человека, обучению  в  школе и для дальнейшей его жизни. Особая ответственность в этом плане лежит как на родителях детей или лицах их заменяющих, так и на работниках школьных учреждений.

Выбрать из многих методических приемов, подходов, упражнений– является трудной задачей. «Надо уметь видеть лес за деревьями. Рецепт составляет сам педагог и воспитатель. В этом ему помогает его эрудиция, культура, гуманизм, одним словом – профессионализм» – Н.П. Вайзман.

   Проблемные дети – это особые дети и им нужно уделять особое внимание и в большей степени, т. е. чуть больше терпения, любви, внимания и т. Д

Кто-то когда-то должен ответить,                              

 Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое трудные дети?                                            

Вечный вопрос или больной нарыв!

Вот он сидит перед нами, взгляните!                            

Сжался пружиной, отчаялся он…

С миром оборваны тонкие нити,                                                                                                                                                                                                            Словно стена, без дверей и окон.

Вот они главные истины эти:                                        

Поздно заметил и… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли…!!!

/С. Давидович/

Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

   Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике "индивидуального действия", рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход - это не "парная педагогика", не камерное воспитание, не "разрозненная возня с каждым воспитанником". Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.

Педагогу, прежде всего,  необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс

   Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить. что основной  целью  работы педагога с особыми детьми – это создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранней специализации.

   Задачи работы – сокращение социальной изоляции ребенка и приобщение его к различным видам продуктивной и творческой деятельности, Необходимо  считать ребенка не объектом воздействия взрослого, а субъектом совместной деятельности. Обеспечивать особую организацию образовательной среды, дифференциацию и индивидуализацию образования. Использовать специфические методы, приемы и средства обучения.

       Чтобы  достичь   положительных  результатов  в  своей  работе,  я  постаралась  создать   для  детей  прежде  всего  положительную  среду,  в  которой  бы  дети  себя  чувствовали  уютно  и  комфортно,  а  также  создать   атмосферу  взаимной  любви  в  классе,  т.е.  атмосферы  взаимопонимания ,  взаимопомощи,  взаимной  поддержки.  

Благоприятный  эмоциональный  настрой    детей  во  время  работы  с  красками, пластилином  или  природным  материалом, радость  общения  в  труде,  наслаждение,  испытываемое  в  процессе  создания красивой  работы, очень  важны  для  общего  развития. Изобразительная деятельность влияет на развитие личности, воспитание   характера  ребенка. Иногда не так – то просто  выполнить  ту  или  иную  работу  по  рисованию, аппликации, лепке.  Это требует определенных волевых качеств.  Постепенно  у  детей  формируется  целеустремленность,  настойчивость,  умение  доводить  начатое  дело  до  конца.  Мы уже  выполнили  несколько  коллективных  работ  по  аппликации: «Белочка»,  «Грибочки  для  белочки».  На этом занятии по конструированию  на  тему: « Новогодняя  елочка»  перед  детьми  стояла  цель:  сделать  из  бумаги  деталь  елки  путем  складывания  бумаги  по  схеме  изготовления  «самолетика», а   затем соединить  все  детали  в  одно  целое,  чтобы  получилась  елка. Не все  дети  могли  точно  выполнять  задание,  я  использовала  дополнительный  показ,  объяснение,  поэтапное изготовление  за  своим  показом.  Выполняя коллективную  работу, создаются  положительные  условия  для  формирования  общественных  мотивов  труда, каждый  ребенок  получает  возможность   почувствовать  и  пережить    личное  участие  в  общем  деле. Использование   разнообразных   видов   коллективной   работы   дает  возможность  формировать  умение  планировать  свою  деятельность  с  учетом  общей  цели,  распределять  операции.   Это формирует  дружеские,  доброжелательные  отношения,  взаимопомощь,  товарищество.

     В  данном  виде  деятельности  есть  реальная  возможность  формировать  у  детей  контроль  и  оценку  собственной  деятельности.  А  это  немаловажный  фактор,  который   может  повлиять  и  на   учебную  деятельность.  

Методов много:                                                                      

1. Систематическая комплексная индивидуальная психолого  педагогическая коррекция.

2. Использование заданий, максимально возбуждающих активность ребенка.

3. Закрепление навыков через многократное повторение указаний и упражнений.

4. Поэтапное обобщение проделанной на уроке  или  занятии  работы.

5. Задания с опорой на образцы.

6. Использование доступных инструкций.

7. Использование максимума наглядности.

8. Динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.

Одним словом, к организации  работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.  Возможности педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала учащихся неоспоримы и очень велики. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс так, что это стимулирует умственное развитие ученика.

Работая с категорией детей с нарушениями в развитии, учитель должен:

• Постоянно искать новые пути и средства работы с проблемными детьми.

• Уметь занять свою позицию по отношению к ребенку.

• Корректировать собственную картину мира (преодолевая узость видения проблемы).

• Быть способным к внутреннему диалогу (любить себя и переносить любовь к себе на любовь к людям в целом и детям в частности).

• Быть способным видеть и слышать себя со стороны.

• Обладать профессиональной компетенцией.

• Уметь ясно излагать свои мысли.

• Соблюдать направленность в разговоре: понимать кому, зачем, что, как, где и когда говоришь.

• Уметь видеть и чувствовать своего «зрителя», собеседника.

• Соблюдать эмоциональный ритм беседы, управляя «взлетами и падениями».

• Уметь импровизировать на ходу.

• Уметь повторять главные мысли.

• Уметь громко и выразительно говорить.

Важные в работе профессиональные качества учителя

1. Речь учителя.

2. Артистизм.

3. Четкость мимики.

4. Жесты учителя.

5. «Лучеиспускание глаз» (К. Ушинский).

6. Пожатие руки.

7. Психологическое и физическое поглаживание.

8. Профессионализм.

9. Авторитарно-демократический стиль общения.

10. Разумная требовательность.

11. Позитивная установка.

12. Неиссякаемое терпение.

13. Справедливая строгость.

14. Умение встать на сторону ребенка.

15. Вера в компенсаторные возможности ребенка.

16. Любовь к детям и своей профессии.

Таким образом, учитель – это друг, помощник, родитель, воспитатель, психолог, терапевт, наставник для ученика. Учитель – это человек, который верит в ученика и готов дать ему человеческой любви, если ребенок не получает ее дома от родителей.

Профессиональные требования к личности учителя

1. Наличие педагогических способностей (педагогическая одаренность).

2. Разносторонне образованный человек.

3. Терпение и оптимизм – профессиональные качества учителя для успешной работы в условиях длительного педагогического процесса.

4. Знание возрастной психологии (процесс воспитания бесконечный).

5. Развитая эмпатия, т. е. способность видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.

6. Скромность (т. к. пед. процесс – это скрытый процесс и результат виден не сразу).

7. Быть прогнозистом, уметь за настоящими проблемами видеть будущее.

Следует  помнить, что педагогическая деятельность – это деятельность, устремленная в будущее.

Педагог должен уметь и хотеть:

   привлечь внимание детей к себе;

• заинтересовать учащихся собой;

• увлечь собой;

• прийти к Сотрудничеству.

Учитель должен помнить, что у ребенка всегда есть право:

• на непохожесть;

• на неудачу;

• на уважение к его ошибкам;

• на возможность исправиться;

• на великодушие учителя;

• на любовь.

    Немецкий педагог-дефектолог П. Шуман писал: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя».

Смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха (дать каждому пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя). В основе ожидания успеха лежит стремление заслужить одобрение старших – учителей, родителей. При создании ситуации успеха учителем достигается эмоциональный комфорт в классе, особенно важно это в период учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной  Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи

В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

Статья: "Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности"

Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности...

Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем – дефектологом на индивидуальных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).       Дети с ...