Литературная гостиная "Басни И.А.Крылова"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Корепова  Ольга Александровна

Знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Басни И.А.Крылова»

                                                         Подготовила воспитатель ГПД

                                                                                      Корепова О.А.

Цель:

Познакомить с биографией и творчеством И.А. Крылова

Задачи:

1)уточнить представления детей о басне

2)активизировать словарный запас детей

2) воспитывать любовь к чтению

3) развивать мышление, речь, память

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации басен, кроссворд, костюмы для инсценировки.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово

Из глубокой древности дошли до нас короткие рассказы, часто смешные и обязательно содержащие какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками.

Давно, 2,5 тысячи лет назад, жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни, открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками.

Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении, позднее этим басням придали стихотворную форму: Барбий – в Греции, Лафонтен – во Франции, Лессинг – в Германии.

В России басня стала распространяться уже с середины 18 века. Кто же в России считался великим баснописцем? О ком Гоголь сказал: «Поэт и мудрец слились в нем воедино»? Кто же это такой?

2. Рассказ о И.А. Крылове

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крыловские крылатые слова.

- А что вы знаете о Крылове?

1 ученик. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тога жила в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.

2 ученик. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни драгоценностей, только сундучок с книгами. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.

3 ученик. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, этим восполняя недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.

4 ученик. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати, когда писателю было 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Людей удивляло странное имя, которым басни были подписаны: «Нави Волырк».

5 ученик. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потом что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале.

- А теперь давайте вспомним некоторые басни И. Крылова, и, может быть, вы засмеетесь, а, может быть, загрустите и задумаетесь.

3. Чтение басен

 «Ворона и Лисица».

 «Стрекоза и Муравей».

4. Конкурс знатоков «По страницам басен»

А) Кто сказал эти слова?

«Голубушка, как хороша!

Ну, что за шейка, что за глазки!» (Лисица)

«Все про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них». (Мартышка)

«Не оставь меня, кум милый,

Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза)

«Погодите! Как музыке идти!

Ведь вы не так сидите!» (Мартышка)

«Смотри-ка, кум милый мой!

Что там за рожа?» (Обезьяна)

«Соседка, перестань срамиться,

Тебе ли со Слоном возиться?» (Шавка)

«Соседка, слышала ль ты добрую молву?

Ведь Кошка, говорят, попалась в лапы Льву?» (Крыса)

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» (Кукушка)

«Неблагодарная!

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут!» (Дуб)

«Смотрите, говорит, средь бела дня попался…» (Голубь)

Б) «Басня-путаница» 

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и драться.

Что там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа!

 Из каких басен прозвучали строки?

5. Словесная игра «Доскажи»

1. На ту беду … близехонько бежала.

2. Проказница Мартышка, Осел, Козел да Косолапый Мишка затеяли сыграть …

3. Знать она сильна, что лает на ….

4. Голубушка, как …,

Ну, что за шейка, что за  …

5. Вороне где-то Бог послал кусочек …

6. По улицам … водили.

7. Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила их, что только брызги ...

8. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал …

6. Рефлексия 

Басни И.А. Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков мира.

И.А. Крылов прожил долгую жизнь, работая библиотекарем. О себе он писал:

«Чинов я пышных не искал

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе,-

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе,-

Чин человека; в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой.

Его достойно сохранить

Считал одной неложной славой».

 Что нового и интересного вы узнали сегодня о жизни великого баснописца?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"

Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова».  Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...

Литературный салон, басни Крылова

Осознать и осмыслить идейное содержаниебасен; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни);   совершенствовать навык...

Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".

Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...

Литературная викторина "Басни дедушки Крылова" (презентация+сценарий)

Презантация к литературной викторине "Басни дедушки Крылова" для 2-3 классов....

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука», 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука»...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по литературному чтениюТема: Басня Крылова И.А. «Стрекоза и Муравей»...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...