Проект "Моя семья"
проект (3 класс) на тему

Арсентьева Галина Григорьевна

Проект создан с целью использования методического материала в воспитательной работе.Основой нравственно-воспитательного проекта "Моя семья" является то, что объединяет нас всех - семья.

 Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовно-нравственных  качеств личности ребенка с нарушением зрения является создание единого воспитательно-образовательного пространства "семья-ребенок-школа".Учитель, воспитатель и родители в рамках целостного процесса социализации ребенка с нарушением зрения должны рассматриваться как партнеры.

Проект предусматривает создание рабочей коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx105.38 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Проект «Моя семья».

Проект создан с целью использования  методического материала в воспитательской работе во второй половине дня в коррекционной школе-интернате  №2.

Содержание данного проекта основано на действующих образовательных программах, соответствующих положениям ФГОС начального образования.

Вид проекта.       

Практико-ориентированный.

Срок реализации.

 2016 - 2017 учебный год.

Участники проекта

Воспитанники группы 2 класса А.

Актуальность темы проекта.

          Изучение истории родной страны, истории нашего Отечества, трудовых и культурных традиций его народа всегда был и остаётся основополагающим моментом в деле воспитания чувства любви к малой и большой Родине.  

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, подлинного бескорыстия.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость за свою принадлежность к России. Патриотизм всегда был величайшей национальной ценностью: любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу народной жизни.

 Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС ООО акцентируется внимание на   изучение и реализацию   программы «Патриотическое    воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики.

    Взаимодействие семьи и школы в контексте патриотического воспитания должно быть направлено на развитие у обучающихся с нарушением  зрения  социальных представлений о патриотизме, а вместе с ними духовности и нравственности, поскольку фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи.

Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к своей семье, самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, – к тем корням, которые незримо связывают его с родным домом. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

   Результат проведённого опроса воспитанников с нарушением зрения  моей группы показал, что многие воспитанники не имеют чёткого представления о составе и численности своей семьи, возрасте и профессии своих родителей, возрасте и профессии бабушки и дедушки. Во многих семьях ушли в прошлое семейные праздники и традиции, о которых дети не знают ничего.

В этой ситуации взрослые должны помочь детям понять значимость общественного института семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, одновременно с этим и самим вспомнить об этих моральных ценностях.

Основой нравственно-патриотического проекта «Моя семья» является то, что объединяет всех нас – семья.

  Результативность   воспитательной  работы  с детьми, имеющими  нарушения зрения, усложняется ввиду их специфических проблем со здоровьем. Она зависит от выбора педагогических приёмов и способов работы, учитывающих не только  общепсихологические  законы  развития, но и особенности психологического развития этой  категории детей, поскольку эти особенности напрямую зависят от нарушенных зрительных функций.

   В отличие от нормально видящих детей, у детей с нарушением зрения формирование представлений осуществляется замедленно, поскольку зрительный процесс восприятия окружающей действительности малоинформативен.

Известно, что нарушения зрения часто сопровождаются у детей сочетанными дефектами развития, которые создают дополнительные проблемы в воспитании слабовидящих детей.

Многолетний опыт   показывает, что у большинства детей с нарушением зрения  процесс социализации психологически происходит весьма сложно и болезненно. Совершенно очевидно, что это следствие  отсутствия  оказания им психолого-педагогической помощи на раннем этапе их развития, в первую очередь в семье.

Часто неправильное отношение к ребёнку с нарушением зрения в семье может выражаться или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нём.

Иногда взрослые берут на себя все повседневные заботы, не задумываясь о подготовке ребёнка к реальной повседневной жизни за порогом родительского дома. Детям позволяют делать всё, что угодно, им всё прощают, они не знают ограничений ни в чём.

Вот почему, очень часто, дети не в состоянии произвести самые простые действия, связанные с самообслуживанием.  Всё это мешает формированию социальной  адаптации ребёнка с нарушением зрения.

Поступив в специальную коррекционную школу-интернат с пятидневным пребыванием, ребёнок с нарушением зрения неизбежно попадает в особую, новую для него социальную ситуацию, часто сталкиваясь с большими трудностями в различных социально-бытовых ситуациях. Порой ребёнок не умеет находить  не только контакты с взрослыми, но даже и со сверстниками.

 В школе - интернате ребёнок оказывается без родителей, или иных родственников, которые на  протяжении всего дошкольного периода жизни были готовы не просто помогать, а порой и выполнять за ребёнка те или иные обязанности.
           
Дети, которые привыкли к постоянной помощи со стороны взрослых, часто отказываются от любой трудовой деятельности, требующей от них приложения усилий или самостоятельности, не проявляют интереса к занятиям, желания овладевать какими-либо приёмами.

 В связи с этим, перед воспитателем встаёт первостепенная задача по формированию социальных  навыков и нравственных качеств у детей с нарушением зрения.

   Социализацией называется процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы поведения.

Воспитатель с помощью целенаправленной методической работы  на занятиях во второй половине дня занимается нравственным  и социальным воспитанием детей с нарушением зрения.

 Предполагается, что в результате такой  воспитательной работы, дети должны научиться адекватно оценивать, как свое собственное поведение и поступки, так и поведение и поступки окружающих, понимать смысл морально - этических норм и  понятий, совершать добрые поступки, уметь применять навыки вежливого  обращения с окружающими.

Актуальный социальный запрос общества формируется следующим образом:

  • адаптировать воспитанников с нарушением зрения к самостоятельной  и активной жизни в естественном социальном окружении общества.

 Это означает, что обучающиеся с нарушением зрения должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе моральным и нравственным нормам.

 Для решения задач нравственного воспитания детей с нарушением зрения, прежде всего, необходимо их нравственное просвещение.    

     Напомним, что воспитание детей с нарушением зрения, как и нормальновидящих, осуществляется через освоение ими основных элементов социального опыта в процессе и в результате их вовлечения старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.

   Специфика воспитания детей с нарушением зрения заключается в формировании у них  конкретных представлений о социуме и своём месте в нём, несмотря  на  определённые сенсорные ограничения, а также в активизации их познавательной деятельности,  опирающейся  на все сохранные анализаторы и дефектное зрение. Воспитательный процесс учитывает возраст детей, условия их жизни в семье, условия пребывания в школе. Воспитательное воздействие на ребенка с нарушением зрения осуществляется с учётом современных требований к овладению новыми постоянно изменяющимися средствами технического прогресса.

     Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовно - нравственных  качеств личности ребенка с нарушением зрения является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – ребёнок - школа». Учитель, воспитатель и родители в рамках  целостного процесса социализации ребёнка с нарушением зрения должны рассматриваться как партнёры. Эта форма взаимодействия  означает равенство всех её сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность  и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

   В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в образовательном процессе,    Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и  Программе духовно-нравственного воспитания, развитие учащихся при получении начального общего образования, их  воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьников, имеющих  нарушения зрения.  Эта деятельность реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Она основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Целью духовно-нравственного развития,  воспитания и социализации  детей с нарушениями зрения на уровне начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Принимать судьбу Отечества как свою личную, осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны,  продолжать  духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Постановка проблемы.

   В настоящее время воспитательская работа, проводимая школьными специалистами, направлена на формирование у детей важных жизненных установок личности. Однако без помощи семьи решить эту задачу школа не сможет, поэтому родители должны не только понимать социальный заказ общества, но и активно помогать школе в его реализации. Интерес детей к теме «Моя семья» определил проблему проекта.

Проблема.

Определение и апробация воспитательских средств, способов, приёмов, способствующих объединению родителей и детей с нарушением зрения в одну большую и дружную социальную общность.

Гипотеза.

Проект «Моя семья» поможет детям с проблемами здоровья  уже на этапе начальной школы активизировать свою исследовательскую, творческую работу для создания сплочённого коллектива детей и родителей, воспитывать уважение и любовь к старшему поколению, к своей семье.

Реализация проекта  осуществляется во внеурочной деятельности группы.

Ожидаемые результаты:

 - расширение  знаний воспитанников  об истории своей семьи, о своей родословной,

- развитие мотивации для занятий исследовательской деятельностью, совместной  семейной творческой работой ,
-укрепление  семейных  связей,
-укрепление общественной связи «ребёнок-семья-школа». 

Структура работы воспитателя над проектом:

- информационный накопительный   аналитический блок,

-организационный практический блок,

-презентационный завершающий блок.

Цель проекта «Моя семья»:

-формирование у детей с нарушением зрения нравственных понятий и качеств, связанных с не преходящими ценностями человеческих взаимоотношений: верностью, чувством долга, ответственностью по отношению к пожилым, слабым и больным людям,

формирование у детей  с нарушением зрения социальной значимости понятия «семья»,

 -повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка с нарушением зрения.

Задачи.

Развивающие:

-общекультурное, нравственное, личностно-познавательное развитие воспитанников с нарушением зрения.

Воспитательные:

-воспитание чувства гордости за свою семью,

- воспитание чувства любви и уважения к родителям,

-развитие интереса к истории своей семьи, её семейным традициям,
-воспитание патриотических чувств у младших школьников.

Коррекционные:

-формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением зрения, 

-развитие мышления, речи, воображения у детей с нарушением зрения,

-формировать УУД в соответствии с ФГОС последнего поколения.

Этапы работы над проектом.

1.Организационный этап («погружение в проблему проекта»).

 сентябрь-ноябрь 2016

- подбор и изучение литературы по теме «Моя семья»,

 -анкетирование  детей с нарушением зрения   с целью выявления знаний о семье, об их родословной

-сбор фотографий и иных материалов для оформления альбомов, и газет,  
-привлечение родителей к изготовлению иллюстративного  материала по теме проекта.

2.Практический этап.

   ноябрь2016- апрель2017    

-разработка программы нравственно-патриотического воспитания,       

-разработка сценариев праздников, утренников, бесед по теме «Моя семья»,
-разработка рекомендаций и  алгоритма действий для создания детьми их семейного  генеалогического древа, альбома «Профессии моих родителей», газеты «Памятные места моей малой Родины»,

 -оформление альбомов, стенных газет по теме  «Это я и моя семья»;
-проведение  совместных школьных мероприятий, праздников.

3.Заключительный этап

  май-июнь 2017.
-  Презентация проекта.

Работа над проектом  

  1. Организационный этап («погружение в тему проекта»).

   На этом этапе работы была проведена беседа на тему «Я и моя семья», которая позволила сделать выводы об уровне знаний детей о собственной семье. Выяснилось, что многие ученики второго класса затрудняются назвать полные имена и отчества родителей.  Многие из них не только не знают отчества своих бабушек или дедушек, но даже затрудняются назвать их полные имена. 

Во время беседы и анкетирования детей возникло много вопросов, на которые большинство из них не могли дать ответ, поскольку им не хватало знаний о своей семье. 

Анкетирование детей

№ п/п

Вопросы

Положительные ответы  %

Не смогли ответить %

1

Как зовут твоих родителей?

70%

30%

2

Как зовут твоих бабушек и дедушек?

20%

80%

3

Сколько человек в твоей семье?

65%

35%

4

Назови свой день рождения, дни рождения членов семьи.  

80%

20%

20%

80%

5

Знаешь ли ты дорогу к своему дому?

50%

50%

6

Рассматриваешь ли ты вместе с родителями фотографии из семейного альбома?

10%

90%

7

Знаешь ли ты свой домашний адрес, телефон?

20%

80%

8

Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

70%

30%

9

Что ты знаешь о профессии твоих родителей?

30%

70%

10

Какие семейные реликвии ты знаешь?

5%

95%


Работа с родителями стала отдельным направлением этого этапа проекта.

После беседы с детьми и их анкетирования было проведено родительское собрание, на котором родители были посвящены в проблему, сроки проведения и педагогические аспекты воспитательского проекта «Я и моя семья». Не все родители сразу положительно откликнулись на предложение о совместной творческой работе по этой теме. Однако после разъяснения цели деятельности большинство родителей положительно отнеслись к идее проектной работы по этой теме. 

2.Практический этап.  

На этом этапе работы воспитателем – руководителем проекта было разработано планирование по нравственно-патриотическому воспитанию и разработана программа «Я и моя семья».

     

Программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников

«Я и моя семья».

Пояснительная записка

   Всё мировое сообщество  придаёт огромное значение гражданскому патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Патриотическое и гражданское ребёнка тесно переплетено и неразрывно связано с его нравственным воспитанием: это сложный педагогический процесс, основанный на формировании нравственных качеств и категорий личности человека.

Патриотическое, гражданское и нравственное воспитание детей с нарушением зрения в соответствие с дидактическими принципами посильности и постепенности должно начинаться с самого юного возраста. Правильнее всего начать его с простых и понятных всем детям взаимоотношений в семье.

У маленького гражданина любовь к Родине изначально должна формироваться в семье, которую он должен воспринимать как свою «малую Родину»: ребёнок должен понимать, что самые близкие ему люди -  мать, отец, бабушка, дедушка, другие его ближайшие родственники – это те люди, которые связывают его с его собственным родным домом.

Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей.

Семья всегда была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, которые являются определяющим фактором для формирования личности ребёнка, особенно имеющего нарушения в развитии.

Семья воспитывает у ребёнка сознание того, что всех её членов объединяют не только кровное родство, любовь, но и общественные интересы.

С помощью семьи ребёнок пока ещё невольно взаимодействует с другими членами общества, сам являясь его частью. Поэтому и он (ребёнок!) должен понимать, что он тоже несёт пусть небольшую, но всё же ответственность за то, что и как происходит и в его семье, и за её пределами.

В связи с этим можно сформулировать задачи воспитателя детей с нарушением зрения:

  • как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле,
  • формировать у ребёнка черты личности, которые помогут ему стать достойным человеком и гражданином общества, 
  •  воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,
  •  воспитывать любовь к родному дому, школе, родной улице, городу,
  •  воспитывать чувство гордости за достижения своей страны,
  • воспитывать любовь и уважение к армии своей страны,
  • воспитывать чувство гордости за мужество воинов,
  • развивать интерес к доступным для понимания ребёнка явлениям общественной жизни.

Условно алгоритм самостоятельных рассуждений ребёнка воспитатель может направить с помощью примерно таких проблемных вопросов:

  • Кто мои родители?
  • Из кого состоит моя семья?
  • Как ко мне относятся члены моей семьи?
  • Как я отношусь к ним?
  • Какие другие семьи я знаю?
  • Как люди из этих семей взаимодействуют между собой?
  • В какой стране я живу?
  • Что было бы с моей семьёй, если бы я жил в другой стране?

 Практическая деятельность детей с нарушением зрения в работе над проектом является одной из форм их гражданского,  патриотического и нравственного  воспитания. Эта деятельность наиболее эффективна при  условии, что в этой работе примут участие не только дети, но и их родители. Только в совместной творческой деятельности воспитателя-ученика-родителей можно формировать основы патриотизма в любых областях знаний, учитывая индивидуальные личностные интересы и возможности детей.

Цель программы:

  • воспитание качеств личности, составляющих основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности,
  • развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения,
  • воспитание уважения к культуре и истории своей семьи и своей страны.

Задачи программы:

-воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому основывается на любви к своей семье, родным и близким людям;

-формирование у детей с нарушением зрения интереса к изучению истории своей семьи и своей страны;

-осознание воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей:

  • сын – дочь,
  • внук – внучка,
  • брат – сестра,
  • близкий – дальний родственник;

-поиск своих семейных корней,

- осознание роли своей семьи в контексте истории своей страны;

-осмысление связи времён: попытка найти и закрепить живую «Нить Памяти» своей семьи с её старшим поколением, со своими предками, со своим родом;

-пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений с родителями, братьями и сёстрами, старшими и младшими членами семьи, с близкими людьми.

Формы работы.

 Основной формой работы по программе являются групповые воспитательские занятия, которые представляют собой:

-теоретические занятия в форме беседы или рассказа,

-развивающие игры,

-методические утренники,

-обучающие экскурсии,

-исследовательская деятельность, направленная на поиск сведений по истории своей семьи,

-коллективные творческие дела,

-смотры-конкурсы,

-тематические выставки,

-другие виды практической творческой работы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

-устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой Родине и России,

-любовь и бережное отношение к родной природе;

-активная жизненная гражданская позиция,

- интерес к познанию,

-стремление к самовыражению и самореализации;

 -инициативность и творчество в труде,

- бережное отношение к результатам труда,

-осознание значимости труда;

-честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям,

-самоуважение и соблюдение правил этики и общей культуры,

-организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Содержание или структура программы.

Первый раздел воспитательной программы «Моя семья», включает в себя нескольких направлений, соответствующих воспитательной программе школы-интерната, состоящей из 5 направлений:

- «Вместе»,

-«Мир спасется красотой»,

 -«Здоровье»,

 -«Я – Гражданин России».

 Второй раздел программы - обоснование применения комплексного подхода, обеспечивающего развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях, предлагаемых ФГОС и все структурные единицы воспитательного процесса. Это позволит ребенку «прожить» тему «Моя семья» в различных видах деятельности.  

Третий раздел программы - основной, он представляет собой содержание программы.

Четвёртый раздел программы - в соответствии с требованиями ФГО Стандарта в ходе реализации проекта «Моя семья»  обеспечивается формирование и развитие универсальных учебных действий, как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания нравственно-патриотического воспитания.

  Как известно, универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», повышают способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

Познавательные УУД: способствуют формированию и развитию компетентностей личности младших школьников, для подготовки их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Коммуникативные УУД:  способствуют формированию и развитию умения работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.

Регулятивные УУД: способствуют формированию и развитию навыков осуществления действия по образцу и заданному правилу; составление плана и последовательности действий.

Личностные УУДспособствуют формированию и развитию умения ценить и принимать базовые ценности «дружба», «доброта»; умения соотносить события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях.

Этот раздел программы включает в себя информацию о необходимой индивидуальной работе по формированию совокупности УУД, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить перед собой цель, искать и использовать необходимые средства и способы её достижения, уметь контролировать и оценивать свою деятельность и её результаты. Они создают необходимые условия для развития личности и её самореализации

Пятый раздел программы ставит своей целью напомнить о профилактике зрительных нарушений детей при различных видах их деятельности. В него включены коррекционные игры и упражнения с элементами занимательности  для развития зрительного восприятия и активизации зрительных функций детей с нарушением зрения.    

Направление

воспитательной программы

Интегрируемые и взаимодополняющие образовательные области

Содержание программы

Формирование УУД

Коррекционные игры и упражнения

1

2

3

4

5

«Вместе»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

-«Дом. Семья».

-«Профессии моих родителей».

-«В гости к бабушке и дедушке».

«Я буду мамой».

  • «Мое имя».
  • «Моя комната».

-«Буду в армии служить, буду Родину любить».

Коммуникативные игры: 

-«Помоги маме убраться в комнате…»

-«Назови ласково»,

-«Чай-чай, выручай»,

- «С днём рождения!».

Личностные:  

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью воспитателя, объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-учиться готовить рабочее место

Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других

-слушать и понимать речь других.

    -Сортируй

   крупы,

  • «Одень куклу»,
  • «Угадай наощупь»,
  • «Чудесный мешочек»,
  • «Разложи по цвету, форме»,
  • Выложи орнамент»,
  • «Подбери чашки к блюдцам»,
  • «Составь из частей цветок» и др.

-  «Вежливые  прятки»,

-  «Угадай маму по голосу»,

-  «Игрушки пришли в гости».

«Мир спасётся красотой»,

«Я – Гражданин России»

Художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие.

Создание альбомов, выпуск стенгазет, «генеалогического дерева».

-«Это - я!».

-«Что означает моё имя».

 -«Мы вместе с дедушкой и бабушкой».

«Куклы наших бабушек».

-«Профессии моих родителей. Кем я хочу стать?».

-«Памятные места моего района»

-«Моя семья».

 Тематическое рисование:

  •  «Семейные праздники»,
  • «С кем я живу»,
  • «Портреты членов семьи».
  • Конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем мир»

Оформление выставок:

  • «А вот и я!» «Портрет моей мамы»,
  • «Портрет моего отца».
  • «Моя семья»,
  • «Реликвии моей семьи».
  • Выставка семейных фотографий «Эхо войны».
  • Выполнение коллективного коллажа диорамы
  • «Вставай, страна огромная…».

Праздники:

 -Ко Дню пожилых людей «Уважай седину».

-Ко Дню матери «Мать – слово святое».

-К 23 февраля «Папа может…».

-К 8 марта «Международный Женский День».

Итоговый праздник – «Моя семья».

Чтение произведений:

- «Моя бабушка» Сильва Капутикян,

-«Мой дедушка» Расул Газматов,

-«Мама» Юрий Яковлев,

-«Заплатка» Николай Носов,

  • «Грипп», «Прививка»

Агния Барто,

  • «О мальчиках и девочках» Самуил Маршак,
  • «Мойдодыр», «Айболит» Корней Чуковский,
  • «Вместе тесно, врозь скучно» Константин Ушинский,

- «Если был бы я девчонкой» Эдуард Успенский,

  • «Бабушкины руки» Лариса Квитко,
  • «Мама, почему» Григорий Виеру,
  • «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Елена Благинина.

 

-Игры-драматизации по прочитанным произведениям:

«Курочка - ряба», 

В. Осеева «Обычная старушка»,

Е. Серова «Три мамы».

  1. Личностные

-принятие и соблюдение норм школьного поведения,

 -осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

- овладение навыками СБО и адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД

-способность осуществления действия прогнозирования, то есть предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

 -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить,

- осознание качества и уровня усвоения,

 - само регуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий,

3. Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

-сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;

 -сформированность умения задавать вопросы;

 -умения излагать свое мнение и оценку событий;

- «Раскрасим сервиз»,

- «Составь человека из геометрических фигур»,

- «Одень  куклу на праздник».

     -«Какая мебель нарисована на схеме.

- «Расскажи, где она находится.

- «Расставь мебель на фланелеграфе так же, как она расположена на схеме».

 - «Составь из геометрических фигур свою схему комнаты. Чем она отличается от моей схемы?»

- «Строим дом своей мечты».

- «Лучший дворец  для куклы?»

«Вместе»

«Я – Гражданин России»

Познавательное развитие

Интеллектуальный марафон:

-заучивание наизусть пословиц и поговорок,

отгадывание загадок о семье.

Беседы

-«Что означает твоё имя?»;

  -«Имена, отчества, фамилии и их значение»,

-«Домашний адрес, квартира, моя комната»,

-«Мои бабушка и дедушка»,

-«Почему мама поздно ложится спать?»,

-«За что бы меня похвалили дома?».

Урок мужества

«Я помню, я горжусь…!»

-Посещение музея ВОВ, участие в интерактивных играх для младших школьников;

посещение исторического музея.

  1. Личностные

-осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий,

2. Регулятивные УУД

-способность осуществления действия прогнозирования, то есть предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

 -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить,

- осознание качества и уровня усвоения,

3. Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

-сформированные нормы в общении с детьми и взрослыми;

 -сформированное умение задавать вопросы;

 -умения излагать свое мнение и оценку событий;

Игры

-  «Закончи пословицу»,

-  «Найди иллюстрацию к отгадке или к загадке».

-  «Угадай по описанию»,

-  «Загадать загадку, описать предмет».

     

«Здоровье»

Физическое развитие

Устный журнал:

«Правила безопасного поведения во дворе», - «Микробы и мыло», - «Какую еду предпочитали в старину».

Беседы о правильном поведении при простудных заболеваниях.

-Бабушкины (народные) методы лечения простудных заболеваний.

-Беседа с детьми о бережном отношении к своему здоровью и здоровью других в семье.

-Игры моих бабушек и дедушек.

  1. Личностные

-принятие и соблюдение норм школьного поведения,

 -осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

- овладение навыками СБО и адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД

-способность осуществления действия прогнозирования, то есть предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

 -способность к действию оценки, то есть выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить,

- осознание качества и уровня усвоения,

 - само регуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий,

3. Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

-сформированные нормы в общении с детьми и взрослыми;

 -сформированное умение задавать вопросы;

 -умения излагать свое мнение и оценку событий;

 

1.Пальчиковая гимнастика «Семья»,

«Дом»,

«Посмотри сквозь пальчики».

2.Беседы

-  «Какие части тела ты знаешь?»

- "Расскажи кукле, как и зачем надо мыть руки?»

-«Каждой игрушке своё место».

«Вместе»

«Здоровье»

ОБЖ

Беседы:

-«Если ты остался дома один»,

-«Безопасность в доме»,

Игра-ситуация:

-«Что делать, если ты потерялся».

Знакомство с правилами безопасного поведения на улице, в группе, дома.

Личностные:

-самостоятельность и личная

-ответственность за свои поступки,  

-осознание ответственности человека за общее благополучие;

Регулятивные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности,

- само регуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий

Коммуникативные:

 умения излагать свое мнение и оценку событий;

3.Игры

- «Покажи флажком вперёд, направо и т.д.»;

- «Пройди направо, повернись и пройди назад и т. д.»

-  «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя …».

- «Построй железную дорогу,

домик будущего…»

«Здоровье»

«Вместе»

СБО

 1.Коллективный труд с детьми в группе и на прогулочной площадке.

3.Беседы:

«Моё любимое занятие»,

«Как я помогаю дома».

4.Мастерская «Добрых дел»

«Готовим подарки».

 

Личностные: 

- овладение начальными навыками СБО и адаптации в социуме.

Познавательные УУД:

  -сравнивать предметы: находить общее и различие.

-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

-организовывать и -соблюдать порядок за своими вещами под руководством воспитателя;

-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом

Коммуникативные УУД:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

-уточнять непонятные термины).

-«Помоги Золушке привести порядок в классе»

- "Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности"

Творческие работы детей

  1. Создание «генеалогического древа».

Алгоритм работы детей

по созданию

семейного «генеалогического древа».

Алгоритм работы по составлению «генеалогического древа» состоит из 2 частей.

1.Подготовка к созданию семейного «генеалогического древа».

В начале работы детям рекомендуется поимённо перечислить живущих сейчас родственников.
Затем детям рекомендуется провести сбор информации по  семейным архивам о старшем поколении своей семьи:

 - о  своих родителях,

 -о бабушках, дедушках,

 -о представителях более ранних поколений своей семьи.

С этой целью дети могут:

  • провести опрос родственников,
  • поработать с семейным архивом:  

-познакомиться со старыми свидетельствами о рождении,

-свидетельствами о заключении брака,

-трудовыми книжками,

-грамотами, дипломами и т. д.,

        -рассмотреть фотографии, письма, открытки, телеграммы, 

        -прочитать газетные и журнальные вырезки, посвящённые членам семьи,

        -выстроить предварительный план-схему генеалогического дерева.

  1. Графическое изображение «родословного древа». 

«Родословное древо» детям рекомендуется изобразить  в виде дерева,  на котором с  помощью листочков и веточек изображаются  определённые члены семьи.
Эту работу лучше начинать с собственной персоны, представив её в виде исходной веточки «семейного древа».

Воспитатель может показать и даже раздать детям образец такого «древа», предварительно объяснив такое необычное для современного уха звучание слова, обозначающего хорошо знакомый им предмет.

4.Алгоритм работы

по созданию альбома

«Профессия моих родителей».

Цель работы:

формировать первичные навыки профориентация младших школьников с нарушением зрения посредством знакомства с трудом взрослых.

 Задачи:

знакомство детей с трудом взрослых людей. 

Алгоритм работы:

-проведение с детьми беседы о профессиях,

 -чтение и инсценировка стихов о профессиях,

-просмотр слайдов, видео и фотоматериалов о профессиях,

-организация экскурсий на места работы родителей с целью знакомства с их профессией,

- видео, фотосъёмки,

-оформление альбомов.

5. Алгоритм  работы

для создания газеты

«Памятные места моей Малой Родины».

  • Проведение воспитателем цикла бесед:

 -«Откуда произошли слова «Родина», «Отечество?»,

 -«Кого мы называем словом « Патриот?»,

-«Что такое Малая Родина?»,

-«Как называется твоя улица?».

  • Элемент исследования, являющийся необходимой частью любой проектной деятельности, состоит в том, что дети совместно с родителями знакомятся с памятными местами района, в котором они проживают в настоящее время, или того района, в котором ранее проживали их родители.
  • Подготовка краткого устного или письменного сообщения по итогам этого совместного исследования.
  • Приветствуется оформление исследования в форме газеты, плаката, альбома.

3.Этап презентации

является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе.

На этом этапе воспитанники 2 «А» класса представили результаты проведённых ими исследований   в виде:

- различных рисунков по собственным темам,

-рисунков с изображением «Генеалогического древа»,

-тематических иллюстрированных альбомов,

-стенных газет «Моя малая Родина», «Профессии моих родителей»,

-классной выставки «Семейные реликвии», и др.

Все полученные материалы проектной работы собраны в папку-накопитель «Моя семья».

На аналитическом этапе работы над проектом воспитатель совместно с родителями и детьми обсудили результаты проекта.

 Для подтверждения гипотезы был проведён «контрольный» опрос, состоящий из тех же вопросов, что и в начале работы над проектом. Он выявил положительную динамику работы по нравственно-патриотическому  воспитанию детей. 

Контрольное анкетирование детей

Сравнительная схема.

№п/п

Вопросы

Ответы ребенка в начале проекта

Ответы ребенка в конце проекта

Положительные ответы в %

Не  ответили

Положительные ответы в %

Не  ответили

1

Как зовут твоих родителей?

70%

30%

95%

5%

2

Как зовут твоих бабушек и дедушек?

20%

80%

60%

40%

3

Сколько человек в твоей семье?

65%

35%

95 %

5%-

4

Назови свой день рождения, дни рождения членов семьи.  

80%

20%

20%

80%

90%

10%

5

Знаешь ли ты дорогу к своему дому?

50%

50%

70%

30%

6

Рассматриваешь ли ты вместе с родителями фотографии из семейного альбома?

10%

90%

90%

10%

7

Знаешь ли ты свой домашний адрес, телефон?

20%

80%

70%

30%

8

Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

70%

30%

90%

10%

9

Кем работают твои родители? Что ты знаешь о профессии твоих родителей?

30%

70%

90%%

10%

10

Какие семейные реликвии ты знаешь?

5%

95%

80%

20%

Следующим  шагом было проведение второй анкеты с целью оценки эффективности работы в проекте, изучения уровня  нравственно-патриотического воспитания детей с нарушением зрения. Вопросы анкеты были посвящены обобщению знаний  по нравственно-патриотическому воспитанию.

 № п/п

Вопросы

Результат опроса

Ответили

Не смогли ответить

Патриотическое воспитание

1.

Что такое Родина? Кого мы называем  словом «Патриот»? Что обозначает слово «Патриотизм»?

93%

7%

2.

Твоё  отношение  к символам России:

 -знаешь ли ты  государственные символы,

 -знаешь ли  ты текст и мелодию Гимна РФ?

-правильно  ли ведешь себя при подъёме флага России и  исполнении Гимна твоей Родины?

- можешь ли  узнать герб России среди гербов других государств?

100%

50%

95%

97%

-

30%

5%

3%

3

Читаешь ли ты книги и смотришь ли  фильмы, посвященные Отечеству и жизни замечательных людей?

Перечисли их названия.

100%

60%

-

40%

Взаимоотношения в семье

4.

Помогла ли тебе работа над проектом лучше познакомиться со своей семьей?

95%

5%

5.

Хотелось бы тебе в будущем ознакомить своих собственных детей с генеалогическим деревом семьи?

97%

3%

6.

Понравилось ли тебе совместно с взрослыми добывать нужную информацию и выполнять  творческие работы? Кто из взрослых  больше помогал тебе в работе?  

85%

15%

7.

Умеешь ли ты строить взаимоотношения с родными и близкими тебе людьми, помогать своим родным и близким? Помогла ли работа в проекте улучшить твои отношения с родными?

90%

10%

Взаимоотношения в классе

8.

Считаешь ли ты работы одноклассников в проекте интересными? Изменилось ли твоё отношение к одноклассникам в ходе работы над проектом? Почему? Обоснуй свой ответ.

90%

10%

9.

Согласен ли с тем, что ты, твоя семья и твой класс – это тоже одна большая семья? Обоснуй свой ответ.

97%

3%

10.

Доволен ли ты результатами нашей совместной проектной деятельности?

90%

10%

Выводы.

Проблема  проекта  решалась при  помощи следующих видов работ:

- создание  участниками проекта собственного семейного генеалогического древа,

- созданы альбомы «Профессия моих родителей»,

- созданы газеты «Памятные места моей малой Родины»,

-проведены совместные мероприятия:

  • классные праздники,
  • беседы,
  • выставки,
  • организована совместная творческая исследовательская деятельность детей и родителей.

Контрольное исследование показало, что, как и предполагалось в гипотезе проекта,

  • в результате работы над проектом взаимоотношения учащихся в классе улучшились, отношение к совместной работе родителей, непосредственных участников проекта, было положительным.
  • все участники работы остались довольны как общими результатами проекта, так и результатами своей деятельности. 
  • мероприятия, в которых принимали   участие дети с нарушением зрения  и их родители, стали основой взаимодействия двух основополагающих факторов в жизни ребёнка - школы и семьи, объединивших свои усилия в деле нравственно-патриотического воспитания.

В ходе реализации проекта была выполнена основная его задача  по нравственно-патриотическому воспитанию детей с нарушением зрения  — воспитание любви к родителям, близким, дому, школе, малой родине. Укрепилась общественная связь «ребёнок-семья-школа».

  Ожидаемые результаты проектной деятельности подтвердились.

Воспитание маленького патриота, имеющего нарушения зрения,  началось с самого близкого для него понятия – родного дома.

 Во время совместных с родителями экскурсий взрослые обращали внимание детей на красоту родного края, на труд людей, рассказывали им о разных профессиях, отмечали ценность  труда.

Проектная деятельность  помогла родителям сблизиться со  своими детьми: они с большим желанием знакомили детей с историей семьи, рассматривая семейные фотографии, раскрывали секреты своего генеалогического дерева, рассказывали о дедах, прадедах и о тех родственниках, на кого они больше похожи.

Постепенно история отдельно взятой семьи в сознании детей переплелась и сомкнулась  с историей страны. Многие дети, изучая историю своего района, совершали экскурсии вместе с родителями по своей Малой родине, посещали музеи достопримечательности столицы. Эти экскурсии дали  возможность взрослым прививать детям  такие важные нравственные и гражданские понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг», «гордость за свою страну».

На воспитательских часах  воспитатель формировал  понятие, что Победа в Великой отечественной войне стала возможной потому, что все мы любим свою Отчизну, и Родина всегда помнит и чтит своих героев. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Объединение усилий педагогов, воспитателей, сотрудников музеев, родителей способствовало успешному решению задач нравственно-патриотического воспитания, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и речевого развития детей с нарушением зрения в соответствии с требованиями ФГОС.

 В ходе проектной деятельности у детей с нарушением зрения эффективно происходило формирование  общественно-значимых черт личности гражданина – активность, инициативность, выдержка, ответственность, сознательная дисциплина, отзывчивость, чуткость и т. п. Эти черты личности для детей с нарушением зрения имеют огромное значение, т. к. они формируются труднее, чем у нормально видящих сверстников.

    Организация воспитателем совместного досуга воспитанников и их родителей способствовало расширению социального опыта, установлению более тесных контактов детей с нарушением зрения с нормально видящими сверстниками.

   Уделяя большое внимание беседам с воспитанниками, при реализации программного содержания воспитателем отдавалось предпочтение практическим работам, коррекционным играм, экскурсиям.

  Использование в проектной деятельности коррекционных игр и творческих работ способствовало развитию зрительно-пространственной ориентировки детей с нарушением зрения  в окружающем мире, активизации их нарушенных зрительных функций. Благодаря занимательности игровых действий, коррекционные игры способствовали  активному овладению знаниями, навыками и умениями, поскольку увлекательная форма  работы всегда стимулирует потенциальные познавательные возможности детей с нарушением зрения.

   К положительным  результатам проектной работы   можно отнести:

- рост познавательной активности детей, способствовавшей  приобретению детьми с нарушением зрения  важных социальных знаний и практического опыта, позволяющего осознавать собственные возможности,  

- приобретение навыков  творческой работы,

 -уверенность при проведении исследовательской деятельности,

- формирование навыка  активного поиска и отбора материалов  в литературе и сети интернет  по нужным темам.

Формирование и развитие подобных навыков способствует развитию интеллектуальных способностей детей с нарушением зрения и дальнейшей активизации их самостоятельного творческого мышления, росту стремления к самообразованию и самосовершенствованию.

В процессе работы над проектом установились  партнёрские отношения школы   с семьями воспитанников, возникла   атмосфера взаимоподдержки и появилась общность интересов родителей между собой и с воспитателем.  

Разнообразие форм работы над проектом способствовало установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки общего совместного родительского творчества.

  Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

4.Презентационный завершающий блок.

4

Результаты исследования    представить  в виде:

  • электронной презентации воспитателя  «Нравственно-патриотическое воспитание  воспитанников 2 класса с нарушением зрения  «Моя семья»,
  •  папки-накопителя с  творческими работами детей (альбомы, газеты, сочинения, книжки-раскладушки).

Литература:

1. Духовно-нравственное воспитание. Тетрадь для проектов для 3 класса/С. Н. Тур, Е. И. Васюкова.- СПб.: БХВ - Петербург, 2011

2. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/ авт.сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева.Изд.2-е, перераб. – Волгоград: Учитель.-2012

3. Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий /авт. сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007

4. Образование 21 века: Гармония возможностей и знания (совместное творчество учитель-ученик-родитель):  М 2002

5. Особенности воспитания детей с нарушением зрения/ авт.сост.Денискина В. З.- М.: ИПТК»Логос» ВОС, 2016

6. Особенности усвоения нравственных понятий и понимание оценки поступков человека учащимися вспомогательной школы/ авт.сост. Тарасенко Н. В., Капустин А. И.- М., 1980.

7. Повышение эффективности нравственного воспитания слепых и слабовидящих учащихся во внеклассной работе/авт. сост. Чигринова И. П.- Киев, 1988.

8.Рабочая программа воспитателя 1-4 классы/авт.сост. Е.М. Матвеева.-Изд.2-е, Волгоград:Учитель,2016

9.Справочник воспитателя (классного руководителя) авт.-сост. Е.М. Матвеева.- Изд.2-е. Волгоград: Учитель,2016

10.Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности : учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. С. Татарченковой. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...