Роль народных традиций в воспитании детей младшего школьного возраста
статья (2, 3 класс) на тему

Рождественская Наталья Вячеславовна

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль народных традиций в воспитании детей младшего школьного возраста.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении.

Актуальность данной темы обусловлена прежде всего тем, что через народные традиции ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в школе с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

В настоящее время складывается ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимают значение труда на благо общества и осознанно ищут свое место в жизни. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, декоративно-прикладном творчестве, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие и патриотизм.

Россия – уникальная страна, где мирно сосуществуют православные и языческие праздники. Масленица – яркий тому пример.
Масленица - древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства.
Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Сыропустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующая
По одной из версий, название "масленица" возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.
Масленица - самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "перепелочка", "объедуха».
Масленица носит древнее славянское имя языческой богини - Мажаны, олицетворяющей мрак. Ее следовало сжигать, чтобы открыть дорогу теплым лучам солнца и начать земледельческие работы. И поэтому главным театральным действием Масленицы является сжигание чучела Мажаны под всеобщее ликование, под пение песен-веснянок. Со словами «Прощай, прощай, Масленица» зиму провожали, а со словами «Миловидница-весна, поднимайся ото сна.

Не менее интересна и существующая притча о Масленице.
Говорят, что раньше на земле зимы и в помине не было. Целый год крестьянину работа. Только он урожай уберет - снова землю паши да засевай, огороды засаживай. Спины не разогнуть. Но вот стало на земле холодать. То в одном краю, то в другом. Это Зима-холодунья на свете объявилась. Пошла себе дом выбирать. Куда ни придет Зима, встречают ее с поклоном, да долго не задерживают. Так и до наших мест Зима добралась. Народ у нас гостеприимный. Рады все, радешеньки. Ну, думают, теперь огдохнем. Ни сеять, ни жать. Лежи себе на печи да жуй калачи! Зима-то ведь с подарками пришла. Покрывало из снега на поля накинула. Речки, озера льдом затянула. Ребятишкам раздолье! На коньках, на лыжах катаются, в снежки играют, снежные городки строят.

Видит Зима: ей рады. Она и загордилась. Месяц гостит, другой, третий... Уходить и не думает. Закручинились люди. Ведь человек трудом живет, землей кормится, а как в сусеках пусто, то и на душе невесело. 
Решили люди Зиму перехитрить. Стали ее замаливать да замасливать: « Иди-ка ты, Зима, восвояси, мы тебя, гостья дорогая, долго принимали, весело провожать будем. С блинами да с песнями». Стали люди блины печь, круглые, румяные, на солнце похожие, как огонь, горячие. «Угощайся, Зимушка, блинами горячими! Мы тебя потешим и ты нас утешь!» Веселились все от мала до велика. По дорогам ходили, на тройках катались, блинами объедались! Неделя уж к концу близится, а Зима уходить не думает! Сделали тогда люди куклу из соломы, в сарафан одели, лентами украсили, Масленицей назвали. Стали с куклой по улицам ходить. А как воскресенье подошло, развели костер, начали Масленицу в огне палить, знак Зиме делать: уходи, мол, старая, надоела всем.
Обиделась Зима, да делать нечего: хочешь не хочешь, а уходить придется. Идет Зима прочь, а люди вслед ей поют: «Прощай, сударыня Масленица, прощай, пересмешница! Пора тебе, Масленица, и честь знать. Снова к нам приходи, когда в гости будем звать! Заплакала Зима, И потекла с крыш капель. Солнышко пригрело, и побежали ручьи. А скоро и снег растаял, набухли почки на деревьях. Радуется Земля, что Зима ушла, ждет не дождется Весны-красны».

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков:

  1. Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.
  2. Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
  3. Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение: «Пришел зять, где сметаны взять?». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.
  4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
  5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.
  6. Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
  7. Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в воспитании детей младшего школьного возраста.

Классификация русских-народных сказок. Их роль в образовательном процессе у детей младшего школьного возраста....

Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста

Статья о значении семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста...

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

    Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, ж...

Статья "Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста"

Статья предназначена для проведения школьных родительских  собраний. Может быть полезна для выступления на  семинаре по теме: "Проектирование и организация работы с родителями в условия...

Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста

laquo;Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья -колыбель духовного рождения человека, важный и во многом...

Роль игры в воспитании детей младшего школьного возраста

Современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности. Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с...