Развития познавательной активности учащихся через проектную деятельность
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Нетребина Валентина Васильевна

 Развития познавательной активности учащихся через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.proektnaya_deyatelnost.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ «Средняя –школа- интернат МИД РФ»

        «Развитие познавательной активности учащихся

        через проектную деятельность»

        

        Выступление на методобъединении школы

Воспитатель высшей категории:

Нетребина В. В.

        2018 г.


Проблема формирования познавательной активности младших школьников является актуальной для современной педагогики. От успешности ее решения зависит повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов.

Одним из эффективных средств формирования познавательной активности младших школьников является проектная деятельность.

Таким образом использование проекта во внеурочной деятельности дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умение работать в команде, ориентироваться в информационном пространстве. Кроме того, создается обстановка общей увлекательности и творчества, что ведет в свою очередь к сплочению класса и формированию познавательных интересов и активности.

Использование метода проектов является одним из основных средств формирования познавательной активности во внеурочной деятельности ученика.

В «Законе об образовании в Российской Федерации» в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования указывается на необходимость вовлечения школьников в исследовательскую и проектную деятельность, а также привлечения учащихся к решению нестандартных творческих задач, способствующих формированию умений самообучаться и самообразовываться.

Использование метода проектов во внеурочной деятельности создает благоприятные условия для активизации поисково- познавательной деятельности школьников ,развития таких личностных качеств, как: самостоятельность ,креативность, коммуникативность, ответственность за принимаемые решения. В результате работы над проектом школьники применяют и транслируют опыт и приобретают принципиально новые способы действий.

В отечественной педагогике метод проектов нашел свое отражение в идеях ученых в 1920-х годах Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н.К. Крупской. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной активности, творческой инициативы и самостоятельности ребенка.

Анализ педагогической теории и практики на современном этапе развития педагогики представлены в исследованиях О. Х. Петровой, Н. И. Мурашковской, Е. Н. Землянской, В. Н. Ильиной и др. позволяет отметить, что современные педагоги совершенно верно оценивают сущность проектной деятельности, определяя ее, как совместную учебно- познавательную, творческую или научно- исследовательскую деятельность педагога и учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение материального результата- создание проекта. Рассматривают метод  проектов как  эффективное средство формирования познавательной активности школьника.

Типология проектов представленная в современных исследованиях, строится на следующих типологических признаках:

1 Доминирующий в проекте метод:

исследовательский, творческий, приключенческий и т.д.

2 Доминирующий в проекте содержательный аспект:

литературное творчество ,научные  исследования ( экологические, языковые, страноведческие, географические, исторические, музыкальные.

3 Характер контактов: среди участников школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира.

4. Количество участников проектов: индивидуальные, парные, групповые.

5 По продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные.

В соответствии с признаками выделяются разные типы проектов, которые требуют привлечения исследовательских, научных методов, знания из разных областей. Так, например: экологический проект требует знаний о кислотных дождях, флоре и фауне наших лесов, о промышленности в городах, о беспризорных животных и т.д..

Метод организации проектной деятельности учащихся имеет четко выраженные  этапы:

1.Постановка проблемы.

2 Проектирование ( планирование).

3.Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что она является практическим целенаправленным  действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром, стимулирует детскую самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи.

Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и учителей. Дети должны видеть конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Проектная деятельность вызывает у младших школьников интерес к познанию, способствует личностному росту, формированию познавательной активности. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходиться активно добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

В ходе проектной деятельности формируются следующие универсальные учебные действия:

-регулятивные – уметь ставить цель, планировать свои действия, давать оценку полученному продукту;

-познавательные –уметь анализировать, обобщать, делать выводы.

-коммуникативные – уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- личностные – мотивация детей к учебной деятельности, стремление к познанию.

Таким образом сущность проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Все это способствует успешному обучению в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.

Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Веселовой Наталией Викторовной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное н...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Развитие познавательного интереса учащихся через систему проектной деятельности на уроках

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов"«Развитие познавательного интереса учащихся через систему проектной деятельности на уроках»...

"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Пояснительная записка к  презентации  «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся  на уроках и   внеурочной...

«Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность.Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который и...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...