«Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
статья

Закирьянова Марина Павловна

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность.

Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания  создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственную познавательную активность – ученик.

Степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от уровня их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса. Но, если у ученика эти качества слабо выражены, то развитие их тоже входит в профессиональную функцию учителя. Специфика работы нашего лицея-интерната  состоит в том, что в нем обучаются дети из числа коренных малочисленных народов Севера, и в первый класс  приходят ребята с низким уровнем подготовки к школе. Семьи, в основном, неблагополучные. Поэтому педагог должен осуществлять поддержку обучающихся постоянно, потому что без поддержки невозможно развитие и становление личности и самостоятельности человека. Вот почему я поставила перед собой задачу в организации внеурочной деятельности – развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий. Я остановила свой выбор на создании объединения внеурочной деятельности  по программе  Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам» и  работаю третий год.

 Система представленных на занятиях  задач  и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий. Методы и приемы организации учебной деятельности учеников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Система занятий позволяет учителю, в зависимости от контингента обучающихся,  самостоятельно планировать степень прохождения программы. Я не тороплю ребят,  если они не понимают предложенных заданий. Наоборот,  мы все вместе стараемся найти пути решения. Когда они добиваются результата сами,  их радости нет предела.  В результате ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе. Ребята всегда с нетерпением ждут этих занятий, с удовольствием выполняют задания, участвуют в создании коллективных работ.

За два года мои ученики добились определённых положительных результатов. Мои ученики участвуют во Всероссийских олимпиадах, занимают призовые места. Повысился уровень учебных достижений. Уровень развития логического мышления (автор-Н. Замбицевичене ), внимания (таблицы Горбова-Шульте), памяти (автор-А.Р.Лурия) по сравнению с первым классом повысился. Проверка самооценки  (Тест «Лесенка) показал, что у 4-х человек поднялся уровень самооценки (в классе 6 человек). Ученик постоянно принимают участие в творческих конкурсах: по изобразительному искусству, национально-прикладному искусству, в творческих проектах по культуре народов Севера, где занимают призовые места.

  Дети становятся более коммуникабельными, учатся работать в группе и самостоятельно. Таким образом, работа по программе О.А. Холодовой «Умники и умницы»  позволяет  добиться повышения уровня познавательной активности, формирования ключевых компетенций, а, как следствие, повышения качества знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Закирьянова Марина Павловна

МБОУ лицей-интернат №3 г.Поронайска

«Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности   в рамках   ФГОС»

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность.

Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания  создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственную познавательную активность – ученик.

Степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от уровня их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса. Но, если у ученика эти качества слабо выражены, то развитие их тоже входит в профессиональную функцию учителя. Специфика работы нашего лицея-интерната  состоит в том, что в нем обучаются дети из числа коренных малочисленных народов Севера, и в первый класс  приходят ребята с низким уровнем подготовки к школе. Семьи, в основном, неблагополучные. Поэтому педагог должен осуществлять поддержку обучающихся постоянно, потому что без поддержки невозможно развитие и становление личности и самостоятельности человека. Вот почему я поставила перед собой задачу в организации внеурочной деятельности – развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий. Я остановила свой выбор на создании объединения внеурочной деятельности  по программе  Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам» и  работаю третий год.

 Система представленных на занятиях  задач  и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий. Методы и приемы организации учебной деятельности учеников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Система занятий позволяет учителю, в зависимости от контингента обучающихся,  самостоятельно планировать степень прохождения программы. Я не тороплю ребят,  если они не понимают предложенных заданий. Наоборот,  мы все вместе стараемся найти пути решения. Когда они добиваются результата сами,  их радости нет предела.  В результате ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе. Ребята всегда с нетерпением ждут этих занятий, с удовольствием выполняют задания, участвуют в создании коллективных работ.

За два года мои ученики добились определённых положительных результатов. Мои ученики участвуют во Всероссийских олимпиадах, занимают призовые места. Повысился уровень учебных достижений. Уровень развития логического мышления (автор-Н. Замбицевичене ), внимания (таблицы Горбова-Шульте), памяти (автор-А.Р.Лурия) по сравнению с первым классом повысился. Проверка самооценки  (Тест «Лесенка) показал, что у 4-х человек поднялся уровень самооценки (в классе 6 человек). Ученик постоянно принимают участие в творческих конкурсах: по изобразительному искусству, национально-прикладному искусству, в творческих проектах по культуре народов Севера, где занимают призовые места.

  Дети становятся более коммуникабельными, учатся работать в группе и самостоятельно. Таким образом, работа по программе О.А. Холодовой «Умники и умницы»  позволяет  добиться повышения уровня познавательной активности, формирования ключевых компетенций, а, как следствие, повышения качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Развитие двигательной активности обучающихся посредством организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

В статье рассказывается о развитии двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности....

Развития познавательной активности учащихся через проектную деятельность

Развития познавательной активности учащихся через проектную деятельность...

"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Пояснительная записка к  презентации  «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся  на уроках и   внеурочной...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...