Статья «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
статья по теме

Клиншова Елена Анатольевна

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе».

Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительным трудом. Однако в России наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, ухудшение качества питания, деградация личности, рост алкоголизма, наркомании, разрушение института семьи, увеличение детской смертности, рост инфекционных заболеваний.

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7-9 лет и более 80 % старшеклассников имеют хронические болезни, растет число отклонений в нервно-психическом здоровье, главным образом пограничных психических расстройств с различной степенью выраженности. По официальным данным, только 10% российских школьников можно считать в этом плане относительно здоровыми. К такому выводу пришли медики, проанализировав данные о состоянии здоровья юных россиян за последние 20 лет.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей резко уменьшается.

Внутренний конфликт, связанный с неспособностью учащегося усвоить учебный материал, несоответствием предъявляемых требований его возможностям, приводит к возникновению психических расстройств (неврозов). Непосильные учебные нагрузки, чрезмерный объем и сложность учебного материала могут стать причиной плаксивости, нарушения сна, головных болей, сонливости в дневные часы, пассивности на уроках.

В школу приходят дети 6,5–7 лет, желающие учиться, но, к сожалению, в основном, имеют ослабленное физическое здоровье. Это подтверждается диагностическими данными на момент поступления в школу.

Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Быстрый скачкообразный темп роста и развития ребёнка приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм становится чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести ограничения двигательной активности, статические нагрузки, связанные с учебной деятельностью.

 Основная задача, стоящая перед учителем начальных классов - организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Если классный руководитель думает о здоровье детей, то он должен:

  1. Формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ;
  2. Выработать привычку использовать полученные знания в повседневной жизни.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Можно определить показатели здорового ученика:

  • умение преодолевать усталость (физический аспект);
  • проявление хороших умственных способностей, любознательности, воображения, способности к самообучаемости (интеллектуальный аспект);
  • честность, самокритичность (нравственное здоровье);
  • коммуникабельность (социальное здоровье);
  • уравновешенность(эмоциональный аспект).

Немаловажное значение в младшем школьном возрасте имеет образование условных рефлексов, связанных с движением. Биологическое значение движения для растущего и развивающегося организма имеет особое значение как фактор, способствующий физиологическому развитию и воспитанию личности в целом. Выделены следующие факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:

- недостаток двигательной активности учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- неправильное питание учащихся;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.

Только при правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся. Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требует использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность.

Рациональная организация учебного занятия является условием  сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Для успешной реализации системы работы необходимо, чтобы участники здоровьесберегающего процесса находились в постоянном взаимодействии.

Рациональная организация урока дает возможность учителю:

  • создать благоприятный психологический климат в учебном процессе;
  • применять личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях;
  • улучшить адаптацию и повысить сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствовать сохранению здоровья школьников;
  • достичь положительных результатов в обучении через учет особенностей класса;
  • избежать усталости, утомляемости учащихся.

Для обеспечения рациональной организации учебного занятия в своей работе педагогу необходимо использовать активные формы обучения.

В учебном процессе широко применяю здоровьесберегающие  технологии. Использую речевые, музыкальные физминутки, зарядку для глаз, подвижные игры на переменах, провожу классные часы и беседы на занятиях по окружающему миру  на тему «Берегите зубы!», «Осторожно-грипп!» , «Мой режим дня», « Нет вредным привычкам!» и др.

 Формированию здорового образа жизни способствуют горячее питание в столовой, приём кислородного коктейля, динамические паузы после уроков в ГПД и, конечно же, уроки физкультуры. Дети участвуют в Днях здоровья, легкоатлетических, лыжных кроссах, «Веселых стартах», в мониторинге физической подготовленности.

 Детям стараюсь прививать элементарные гигиенические навыки(мытьё рук, использование носового платка), слежу за тепловым, санитарным состоянием и освещённостью классного помещения, за организацией питьевого режима.

Немаловажным считаю продолжать работу по сохранению здоровья учащихся во внеурочное время. Дети с удовольствием посещают занятия в спорткомплексе «Витязь»(самбо, гимнастика), в школе (аэробика).

Организованные мероприятия совместно с родителями (катание с горы на санках, поход на реку) формируют положительное отношение родителей к здоровому образу жизни. У родителей возникает потребность быть рядом с ребенком, увидеть рост развития своего ребенка, чаще посещать школу и принимать активное участие в жизни класса и школы. Ежегодно многие родители отправляют своих детей в санатории, оздоровительные лагеря, семьями отдыхают на море, ведут здоровый образ жизни.

Я считаю, что необходимо научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, подражая взрослым, демонстрирующим здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что наши учащиеся будут более здоровыми и развитыми не только личностно, духовно, интеллектуально, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщае...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Презентация  "Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках в начальной школе"...

Из опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Приводится  опыт  работы по  применению  технологий  здоровьесбережения...

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.Объем ин...