Программа по профилактике правонарушений и преступлений
рабочая программа на тему

Шилова Наталья Петровна

Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН о правах ребёнка, программы «Здоровье» МКОУ СОШ № 5 г. Киров и Кировский район, концепции развития школы.

Цель программы:

Создание условий для формирования у учащихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.

Задачи программы:

  • координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих проблему правонарушений несовершеннолетних;
  • повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе через взаимодействие с ПДН ОВД г. Киров и Кировский район, ГИБДД, КДН, ГПН;
  • активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
  • привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе;
  • повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;
  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска» в каникулярное время;

Содержание программы. Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа со школьниками, профилактическая работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_profilaktike_pravonarusheniy.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профилактике правонарушений

и преступлений

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Г. Киров, Калужской области.

Пояснительная записка.

Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека.

Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми дивиантного поведения.

Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН о правах ребёнка, программы «Здоровье» МКОУ СОШ № 5 г. Киров и Кировский район, концепции развития школы.

Цель программы: 

Создание условий для формирования у учащихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.

Задачи программы:

  • координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих проблему правонарушений несовершеннолетних;
  • повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе через взаимодействие с ПДН ОВД г. Киров и Кировский район, ГИБДД, КДН, ГПН;
  • активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
  • привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе;
  • повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;
  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска» в каникулярное время;

Содержание программы. Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа со школьниками, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у учащихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты:

1) Проведение «Дня профилактики» совместно с заинтересованными ведомствами. Занятия совместно с подразделением по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел город Киров и Кировский район проводятся, начиная с первого класса. В начальной школе (1-4 кл.) по 2 занятия в каждом классе, в средней (5-9 кл.) и старшей (10-11 кл.) – по 3 занятия в год. Курс профилактических бесед рассчитан на 29 занятий. Занятия совместно с ГИБДД проводятся с первого класса. Курс предусматривает проведение 4-х занятий в каждом классе, рассчитан на 44 занятия. Занятия совместно с Госпожнадзором проводятся с первого класса по 2 занятия в год в каждом классе. Курс рассчитан на 22 занятия.

2) Инструктажи по технике безопасности, которые проводятся классными руководителями не реже 2 раз в четверть.

3) Правовой всеобуч учащихся предполагает проведение занятий с учащимися, начиная с пятого класса, по 1-му в год, а в старшем звене (10-11 кл.) – по 2 занятия. Курс рассчитан на 9 занятий.

4) Профориентационная работа проводится с седьмого класса, предполагает в 7-8 классе по 3 занятия, в 9-10 классе по 4, в 11 классе – 2.

5) Беседы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Курс предполагает проведение занятий: с 5 класса по 7 класс – по 2 занятия, а с 8 по 11 – по 3 занятия в год, рассчитан на 18 занятий.

6) Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска».

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Срок

реализации

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

2011 – 2013

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

2011 – 2013

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

2011–2012

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

Самовоспитание

2012 – 2013

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Попечительского Совета.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог,  педагог-организатор ОБЖ.

Этапы реализации программы:

  1. 2011 – 2012 гг. – разработка и описание программы, подбор занятий для реализации её целей и задач; отработка механизма её выполнения, работа над содержанием.
  2. 2012 – 2013 гг. – дополнение и корректировка содержания системы программных мероприятий, организация и координация деятельности по выполнению основных пунктов программы.
  3. 2012 – 2013 гг. – организация деятельности всех пунктов программы;

       май 2013 г. – анализ работы по программе, выявление результатов.

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

  • Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН ОВД г. Киров и Кировский район, КДН, ГИБДД.
  • Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребёнка и семьи», «Психологопедагогический всеобуч родителей», «Социально-педагогическая работа с детьми дивиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Социальный педагог в защиту прав несовершеннолетних».
  • Составление социального паспорта класса, школы.
  • Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, учащихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
  • Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся 2-4-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
  • Заполнение карты здоровья учащихся.
  • Анкетирование «Несколько слов о ...».

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность.

☼ Тематика бесед с учащимися, совместно с ПДН:

1 класс:

1. Если ты один дома.

2. Общение на улице с незнакомыми людьми.

2 класс:

1. Как не стать жертвой преступления.

2. Незнакомые подозрительные предметы на улице.

3 класс:

1. С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего.

2. Пребывание школьника на улице в вечернее время.

4 класс:

1. Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.

2. Правила поведения с незнакомыми людьми.

☼ Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:

1 класс:

1. Мой маршрут от дома до школы.

2. Правила поведения в каникулы.

3. Как перейти улицу.

4. Где можно играть.

2 класс:

1. Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения.

2. Сигналы светофора.

3. Пешеходный переход.

4. Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.

3 класс:

1. Зачем машины оборудуют звуковыми сигналами?

2. Правила поведения на проезжей части.

3. Перекрёсток. Виды перекрёстков.

4. Работа регулировщика.

4 класс:

1. Виды транспорта.

2. Запрещающие, разрешающие, предписывающие знаки.

3. Железная дорога – зона повышенной опасности.

4. Безопасное поведение пешехода.

☼ Тематика бесед, совместно с ГПН:

1 класс:

1. Иногда достаточно одной спички.

2. К чему приводит детская шалость с огнём.

2 класс:

1. Причины возникновения пожаров.

2. Куда звонить во время пожара.

3 класс:

1. Признаки пожара.

2. Как безопасно украсить новогоднюю ёлку?

4 класс:

1. Как вести себя во время пожара.

2. Электроприборы. Правила эксплуатации.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • Организация рабочих мест в ремонтно-строительной бригаде при школе и вне её, также в летний период на предприятиях города;
  • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

2 направление: Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  1. Выявление причин отклонений в поведении;
  2. Беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
  3. Приглашение на Совет по профилактике правонарушений;
  4. Беседы инспектора ПДН;
  5. Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  6. Направление ходатайств в КДН;
  7. Проведение тренинговых занятий с категорией таких учащихся.

Профилактическая работа с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах.
  • Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.
  • «День открытых дверей» для родителей.
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.

  • Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
  • Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
  • Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты:

1 блок

* разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

* создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

* получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

* получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

* получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

* сформировать у учащихся образ жизни, достойной человека,

* сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

*создание приоритетного родительского воспитания,

* организация педагогического просвещения родителей,

* построение демократической системы отношений детей и взрослых

Приложение № 2

План мероприятий по профилактике правонарушений

  

Тема

Месяц

Составить и переподготовить списки учащихся состоящих на внутришкольном учете, «Группе риска», а также списки неблагополучных семей и опекаемых уч-ся

Сентябрь

Провести месячники профилактики правонарушений, выступление инспектора по классам (по отдельному плану). Проведение классных часов, беседы со специалистами.

Сентябрь – апрель

Педсовет по профилактике суицидов

Сентябрь

Тестирование учащихся 10-11 классов на предмет выявления употребления наркотических и токсических веществ

Сентябрь

Беседа с учащимися из «Группы риска» о том, как провели лето, в какие кружки записаны.

Сентябрь – октябрь

Изучение семейно – бытовых условий проблемных семей, опекаемых уч-ся.

Сентябрь, октябрь, май

Индивидуальные беседы директора школы и зам. директора по ВР с уч-ся состоящие на учете в «Группе риска».

Систематически каждый четверг

Индивидуальные беседы инспектора ПДН с уч-ся девиантного поведения.

По необходимости

Контроль за учебой уч-ся.

Систематически

Тестирование психологом.

1 раз в полгода

Посещение уроков с целью наблюдения за поведением уч-ся.

В течение года

Определение качества работы классных руководителей с уч-ся состоящими на учете в «Группе риска».

Январь – май

Проведение заседания МО классных руководителей по работе с уч-ся  данной группы.

Октябрь – апрель

Профилактические беседы врачей: венеролога, гинеколога, нарколога, сексопатолога

В течение года

Выявление уч-ся употребляющих алкоголь, наркотические вещества

По необходимости

Выпуск стенгазеты по профилактике наркомании, вен. заболеваний, СПИДа и ВИЧ инфекций.

Октябрь, апрель

Трудоустройство проблемных уч-ся после окончания школы.

Занятость уч-ся летом

Работа согласно программы по профилактике преступлений и правонарушений.

В течение года

Классные часы

В течение года

Классные родительские собрания

Ноябрь – май

Работа по профилактике неформальных течений среди подростков

В течение года по отдельным планам

Приложение № 3

Классный час на тему: «Здоровый образ жизни». 2 класс.

Классный руководитель 2 класса – Шилова Н.П.

Цели:

  • познакомить с понятием “Здоровый образ жизни”.
  • развить умение работать в группах.
  • воспитание уважительного отношения к своему здоровью.

Этапы мероприятия: 

  1. Организационный момент, постановка задачи КТД. (1 мин)
  2. Определение понятия “Здоровый образ жизни” (3 мин)
  3. Раскрытие понятия “Здоровый образ жизни”
  4. Семья, юмор, спорт
  5. Дружба
  6. Здоровое питание

Необходимые материалы: Красные колпаки, 4 новогодних маленьких елочки, распечатка игры и песни, фрукты, чипсы, сухарики, бульонные кубики, горячая кружка маги, шоколадки.

1. Организационный момент.

     Сегодня мы с вами поговорим о “здоровом образе жизни”, ведь хорошее здоровье - основа долгой, счастливой и полноценной жизни, и особенно это важно для сегодняшних детей.

     А говорить мы с вами будем сегодня о здоровье необычно, а играя в игру “Веселая корзинка”. Скоро Новый год и все любят получать подарки. Но больше всего нас радуют сюрпризы. Такие сюрпризы нас ждут и сегодня. Давайте разделимся на 4 группы по 5 человек и выберем в группах капитана. А чтобы все походило на Новый год, наши капитаны будут веселыми дедами Морозами. Оденьте, пожалуйста, красные колпачки, находящиеся в корзинке.

2. Определение понятия “Здоровый образ жизни”

     И конечно, нам не хватает новогодней елочки. А вот и она (на столы ставятся маленькие елочки), но пока елка не наряжена, давайте нарядим ее игрушками из нашей корзинки, достаньте голубые конверты, из нее игрушки. Условие. На елку вешать только те игрушки, на которых написано понятие, относящееся к здоровому образу жизни. (1 мин).

     Во время работы звучит новогодняя музыка, когда музыка прекращается, заканчивается работа.

     Молодцы, Какие красивые елочки получились. Что же вы повесили на елку, что написано на игрушках? Обсуждение (2 минуты)

ИГРУШКИ: с понятиями, семья, здоровое питание, юмор, игры, спорт, полноценный отдых, образование, медицинское обследование, плохая экология, неумение общаться, совершение поступков, за которые бывает стыдно, лень, постоянное сидение за компьютером, дружба.

3. Одно из понятий “здорового образа жизни: СЕМЬЯ, СПОРТ, ЮМОР, ИГРА.

Одно из понятий “здорового образа жизни”: семья, юмор, спорт, игра.  Мне понравилось, что среди игрушек на елке, есть игрушка СЕМЬЯ, действительно, все хорошее происходит в семье. И Новый год семейный праздник. Вот и давайте с вами попытаемся весело, с пользой для здоровья провести Новый год, ведь не зря на елке висят игрушки: спорт, юмор, игры.

     Сейчас я вам покажу одну веселую игру, в которую можно играть на свежем воздухе, всей семьей, она называется “У оленя дом большой”.

      Во время игры делаются под речитатив движения, с каждым разом все быстрее и быстрее. (достаньте из волшебной корзинки розовые конверты и возьмите слова игры, встаньте. Положите перед собой на парту. (5 минут)

У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно,
Заяц по полю бежит,
В дверь к нему стучит.

Тук. Тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Заяц, Заяц забегай.
Лапу подавай.

Молодцы, садитесь

4. Составляющая “здорового образа жизни” ДРУЖБА

      Ну и, конечно, празднование Нового года не обходится без хоровода, речевок и веселых песен. Давайте мы сейчас споем. Но не просто песню о елочке, а песню о дружбе. Я буду петь, а вы за мной повторять слова.

На берегу большой реки
Пчела ужалила
Медведя прямо в нос.
Оу-ха-ха, взревел медведь,
Сел на пчелу
И начал петь.

Землю обмотали тоненькие нити
Нити параллелей и зеленых рек.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил
Каждый человек.

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,
Пусть планету кружит всемогущий век.
Это ж так чудесно, если с вами рядом
Улыбнется незнакомый хмурый человек.

Молодцы, спасибо.

5. Определение понятия “Здоровое питание”

     Какой же Новый год без подарков и стола со всякими явствами. И, конечно, чтобы не пришлось лежать в постели все каникулы, необходимо, даже за Новогодним столом, думать о правильном питании. Достаньте, пожалуйста. из нашей волшебной корзинки, мешок с подарками. И пусть каждый возьмет в руку то, что относится к правильному питанию, даже. Если вам очень захочется взять что-нибудь другое.

Объясните, почему вы взяли именно этот продукт?

     Да, вы правы, нельзя есть чипсы, пить газированную воду, так как это все продукты, содержащие различные химические соединения, разрушающие наш организм. Что бы быть здоровым нужно питаться правильно, есть продукты, содержащие витамины. Клетчатку, минеральные вещества, кальций, йод и т.д.

Так как вы правильно выбрали продукты, то они остаются у вас, как подарок.

6. Подведение итогов. Так что же входит в понятие “Здоровый образ жизни”?  Ребята отвечают на вопросы.

     Спасибо вам за работу, все молодцы.

     Помните, здоровье самое ценное, что есть у человека, берегите его, помните, что вам жить и творить в XXI веке.

Приложение № 3

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Перечень социально – значимых мероприятий, направленных на укрепление института семьи.

1. Клуб общения: «Кого слушать – друзей или родителей».

2. Анкета для родителей - «Ваш ребёнок».

3. Родительское собрание : «Выявление эмоциональной атмосферы в семье».

4. Родительское собрание: «Закон и ответственность».

5. Родительское собрание: «Трудные дети или родители? Как уберечь  

    ребенка от беды?».

6. Беседа: «Ваш ребенок в школе и после школы».

7. Беседа: «Плохие отметки и их причины».

8. Классный час: «Папа, мама, я – дружная семья».

9. Разработка и применение памяток поведения в семье и среди  сверстников.

10. Психологические консультации для детей и родителей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике правонарушений, вредных привычек среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни

Пояснительная записка        Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитани...

Правонарушения и преступления

Классный час (2 класс)...

"Совершенствование социально-психолого-педагогической работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних"

Профилактика безнадзорности и правонарушений – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение  причин и условий, способствующих безнадзо...

Классный час "Правонарушения и преступления"

Классный час рекомендован для учащихся 2 класса....

Рекомендуемые темы для бесед с воспитанниками по первичной профилактике правонарушений и преступлений

Беседы по профилактике правонарушений и преступлений в начальной школе...

Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних " Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"

Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних" Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"...

Буклет: Эффективные формы и методы работы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Программа: духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования. Направление: правовое воспитание.Ценностные ориентиры: правовая культура, ...