Я - гражданин. Классный час-беседа для 2 класса
классный час (2 класс) на тему

Агафонова Ольга Васильевна

Цель мероприятия: расширять знания детей о символике государства; способствовать формированию интереса к истории нашей страны. 

Воспитание патриотизма обучающихся через различные формы урочной и внеурочной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriatich_vospitanie.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

ШАБЛОН ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЯ

ФИО учителя:

Агафонова Ольга Васильевна 

Аудитория
мероприятия:

2 Б класс 

Дата/время:

 

Место проведения:

 класс

 Тема мероприятия:

Я - гражданин. Классный час-беседа для 2 класса 

Цели и задачи мероприятия:

расширять знания детей о символике государства; способствовать формированию интереса к истории нашей страны. 

Демонстрируемая компетенция:

Активный гражданин

Демонстрируемая зона роста:

Воспитание патриотизма обучающихся через различные формы урочной и внеурочной деятельности

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом мероприятии

 

Время/
длительность

Этапы мероприятия

Детальное описание этапов мероприятия

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

 

 Вступительное слово учителя.

 Сегодня, в первый день нового учебного года, мы проводим классный час на тему «Я – гражданин России».

 

 

 

 Игра «Камушки».

 Учитель раздает каждому ученику разные камушки и предлагает рассмотреть их.

- Расскажите о том, какие у вас камушки в руках?

Все камушки разные, как и люди, и у каждого свои достоинства.

Хотя все люди разные, но их объединяет то, что они живут в одной стране.

Каждый человек живет в какой-то стране.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Какой вам представляется наша страна?

Чтение стихотворения И. С. Никитина «Русь».

 

 

 

 Основная часть занятия

 От кого зависит благополучие страны?

Как зовут ныне действующего президента нашей страны? (портрет президента на доске)

7. - А мы с вами являемся гражданами нашей большой страны Российской Федерации.

8. - Основные законы жизни нашей страны записаны в Конституции. Согласно ей все мы обладаем определенными правами и обязанностями.

- Какие права есть у граждан РФ? (право на обучение, право на труд, право на защиту своих интересов, чести и достоинства, право на отдых)

- Какие есть обязанности у граждан? (защищать Родину, уважать и исполнять законы РФ, бережно относиться к природным богатствам нашей страны)

В Конституции закреплены основные символы нашего государства – флаг, гимн, герб (плакат с символами на доске – рассказ о символах)

9. - А сейчас мы проверим как вы – маленькие граждане нашей страны усвоили материал по этой теме.

 

 

Исторические корни.

- Много народов проживает на территории нашей страны. У каждого свой язык, свои обычаи, своя культура. Но все хотят быть счастливыми, достойными своей страны. Каждое государство имеет свои отличительные признаки. Официальной эмблемой, символом государства является герб и государственный флаг. Свои государственные гербы и флаги имеют все страны.

Современные герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, тесную связь с народным искусством. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество имен дали люди солнцу. Иногда солнце виделось огнем, как в костре или очаге, только горящим в небе. Так говорилось о нем в старинных русских песнях. Как огонь, солнце дарит тепло и свет. Люди сравнивали солнце с птицами: орлом, жар-птицею, или птицей павой. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая птица. Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья. Люди верили, что крик петуха прогоняет ночную тьму и приветствует восход солнца.

Кто такой Петушок - Золотой Гребешок, известный всем по детской песенке-потешке, который будит нас утром? Просто птица или восход солнца?

Желая подчеркнуть красоту солнца, его сравнивали с молодой девушкой в сиянии лучей, проходящей по небосклону.

• Красна девушка по небу ходит.

• Встану я рано, бело да румяно.

• Умоюсь росой, расчешу золотые косы.

Напоминало человеку солнце и добрую заботливую матушку. «Матушка Красное Солнышко» - величала солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила как дружную семью.

Светел месяц –

То хозяин во дому,

Красно солнышко –

То хозяюшка,

Часты звездочки –

малы деточки.

От солнца многое зависело в крестьянской жизни, и предки русских людей - славяне - стали представлять себе солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве. Все необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями.

У этой березы коренья булатные.

У этой березы кора позолочена,

У этой березы прутья серебрены,

На этих же прутьях листья камчатные.

(Камчатный - сшитый из блестящей яркой шелковой ткани.)

Даже трава в саду необыкновенная. Трава-мурава, трава шелкова. На каждой на травинке по цветочку цветет. На каждом на цветочке по жемчужине висит.

Посреди сада высится ослепительно сверкающий золотой дворец. Во дворце Царь-Солнце восседает на золотом престоле. Вот как народная песня описывает его лучи - волосы: «В три ряда его желты кудри завивались. Во первой-то раз завивались красным золотом. Уж в другой-то раз завивались чистым серебром. А в третий раз завивались скатным жемчугом». После престола стоят сестры Солнца - Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами или крылатыми конями, птицами подобными. Народные предания говорят, что Заря Утренняя выводила солнечную колесницу на небо, Заря Вечерняя принимала ее.

2. Символика государства.

 С течением времени забылись смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах, двуглавый орел стал гербом России.

Герб - отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел - символ России.

- Зачем нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости - туристы, предприниматели - приезжают из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

- Рассмотрим монеты.

- Что изображено на монетах?

- Как называются монеты, на которых изображен всадник?

- Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке- копейке. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов. Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.

Золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Флаг имеет свою историю.

Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».

В те времена и сейчас цвету придается особый смысл:

белый цвет означает мир и чистоту совести;

синий - небо, верность и правду;

красный - огонь и отвагу.

Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей - красный цвет. Белый, синий и красный - цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна, красна - девица». Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки узоры на белой ткани.

Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду. Белый, синий и красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами Государственного флага России.

Флаг и герб являются отличительными знаками государства. Они, построенные в соответствии с принятыми правилами, имеют строго определенные цвета и пропорции; символизируют единство и независимость страны. Древние стяги служили сплочению войска. Таково же назначение полковых знамен и знамен общественных объединений, организаций. Например, знамя Международного комитета объединяет спортсменов всего мира. Флаг является и знаком власти. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения). Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Старается сделать ее сильной и богатой. Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 1 классе "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"

Знакомство учащихся с некоторыми эпизодами истории России, символами власти, великими людьми....

Урок гражданина ( классный час)

Классный час "Урок гражданина" посвящен знакомству с государственными символами - герб,гимн,флаг....

Тематика классных часов, бесед в 1 классе по четвертям.

В таблице представлены темы бесед, классных часов  в 1 классе по четвертям по направлениям: военно-патриотическое, научно-познавательное, общественно-полезная деятельность, спортивное, художестве...

КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОНСТИТУЦИИ РФ, «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ »

Используемый материал в классном часе знакомит с понятиями " государство,закон,гражданин, символика страны и др." ,способствует формированию чувства гордости за свою страну,воспитывает гражданств...

"Я-гражданин!" (классный час во 2 классе)

На уроке дети знакомятся с основными символами Российской Федерации.Когда рождается человек, он получает гражданство и первый свой документ «Свидетельство о рождении», где записано, когда, в како...

Классный час в 4 классе на тему "Я - гражданин России"

Цели: воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся....