Занятие по внеурочной деятельности "Здравствуй, зимушка-зима"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Марина Анатольевна Карпова

Методическая разработка содержит материал для занятий внеурочной деятельностью с детьми начальной школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Здравствуй, зимушка-зима!»

Цели и задачи занятия:

-обобщить знания детей о временах года;

-рассказать о зиме в занимательной форме;

-развивать творческие способности учащихся;

-воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- развивать индивидуальные способности учащихся, интерес к чтению, к поиску нового, развивать умения сочинять стихи, рассказы.

Предварительная подготовка: собираем: стихи о зиме, загадки, приметы о зиме.

 Готовим выставку детских рисунков «Вот вам и зима!»

Ход занятия:


Ведущий: Здравствуйте, ребята! 
(звучит звук завывающего ветра и вьюги)

Кто знает верную примету, 
Высоко солнце, значит лето. 
А если холод, вьюга, тьма, 
И солнце низко, то …. (зима)

Правильно! Мы поговорим сегодня о зиме. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир поэтичности, сказочных картин, красивых слов об одном из волшебных времен года – о зиме. А помогут нам в этом ваши знания о признаках зимы, и умение яркими словами выразить свое отношение к этому времени года, и, конечно, мы вспомним, как великие люди в разные времена выражали через поэтичность, краски и музыку свое отношение к природе.

Звучит музыка П.И. Чайковского в пьесе «Январь».

Закройте, пожалуйста, глаза, послушайте музыку и ответьте на вопрос

– Что вы увидели и услышали?

 Попробуйте ответить на вопрос: Какая у нас зима?

– Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. И день зимой разный! Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.

И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.
Наша зима у поэтов, музыкантов, художников – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

 

 ЗИМНИЙ ДЕНЬ 

Льды сковали реки и озера,
В снежной дымке рощи и леса.
День короток, и еще не скоро
Он прибавит добрых полчаса.

Под ногами снег скрипит небрежно,
Солнце побороть не в силах тьмы…,
Но поет синичка, нежно-нежно,
Будто бы и не было зимы

Зима — одно из четырёх времён года, между осенью и весной.
А какие основные признаки этого времени года? (ответы детей)

Приходят морозы.

Земля покрывается снежным покровом.

Устанавливаются короткие дни и длинные ночи.

Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне.

Солнце светит, но не греет.

Замерзают почва и водоемы.

Температура воздуха ниже нуля.

А какой зимой самый холодный месяц? (ответы детей) …январь!

Январь - «студень». Январь - году начало, зиме - середина.

Народные приметы
(дети объясняют каждую примету)
Зима холодная — лето тёплое. 
Зима снежная — лето дождливое. 
Зимний снег глубокий — летом хлеб высокий. 
Сильно блестят зимою звезды — к морозу. 
Кошка на печи — к стуже.
Воробьи дружно чирикают — к теплу. 
Снежные хлопья крупные — будет оттепель. 
Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.

Упражнение «Назови»

(У ведущей находится комочек из ваты - «снежок».)


Ведущая:  Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кто получит «снежок» закончит предложение словечком. 


Зимой метель... (метёт). 
В лесу зимой голодный волк... (воет).
Деревья зимой... (спят).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает). 
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся). 
Зимой вода в реке... (замерзает).
Зимой насекомые... (прячутся).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Под снегом травка зимой... (греется).
Ведущая:  Молодцы! Хорошо справились с заданием, знаете зимние явления.

А знаете ли вы без чего не бывает зимы?

Упражнение «Бывает, не бывает»

Ведущая:  Я раздам вам картинки (каждому по две картинки на которых нарисованы предметы, явления…), а вы на мой вопрос по очереди будете поднимать нужные карточки и отвечать: 

«Не бывает зимы без ... (снега, льда, горок, мороза,…) 

«Зимой можно … (лепить снеговика, кататься на санках…)

«Нельзя зимой … (есть снег, ходить без шапки…)

Упражнение «Разгадаем кроссворд»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/38c1368c792d0e58b485fa0caccd2d03.jpg.jpg


(по горизонтали)
1. Покружилась звездочка 
В воздухе немножко, 
Села и растаяла 
На моей ладошке.
(снежинка)

2. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(иней).

3. Снег колючий по земле
Гонит ветер в ...
(феврале)

4. Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?
(снег)

5. Эх, мягкая подушка,
Да не взять под ушко!
(сугроб)

6. Начинает календарь.
Месяц с именем ... 
(Январь).

7. Запорошила дорожки, 
Разукрасила окошки, 
Радость детям подарила 
И на санках прокатила.
(Зима)

8.  «Году конец и начало зиме!» –
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга, и снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в...
(Декабре)

(по вертикали)
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла, 
Боится солнца и тепла. 
(Снеговик) 
 Ведущая:  Правильно! 


Одна из главных зимних забав, знакомая всем с детства, - это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция?

 По одной из версий, она была связана с верованиями древних славян о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами - небесных девиц, живущих в воздухе. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин - снеговиков, символизирующих духа зимы, к которому взывали о помощи, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика - некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили. Однако есть и другая версия происхождения снеговика, по которой он ассоциировался с неким злым и могущественным существом, кем-то вроде снежного человека. В древности наши предки боялись его и лепили идолов-снеговиков и приносили им дары, чтобы он не украл их детей.

Ведущая:  Давайте и мы с вами построим снеговика.
(Пальчиковая гимнастика).
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя).
Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг).
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх).
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла… (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу).
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх).
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками). 
Молодцы! 

СНЕГОВИК

Я, ребята, Снеговик.
K снегу, холоду привык.
Вы слепили меня ловко:
Вместо носа — тут морковка.
Уголечки вместо глаз,
Шляпой служит старый таз.

Дали в руки мне метелку —
Только в этом мало толку!
Мне, признаться, надоело
Одному стоять без дела.
Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой.

(ответы детей: катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»...)

ЛЫЖИ

В зимний день я не скучаю:
Быстро лыжи надеваю,
В руки я беру две палки,
С ветерком играю в салки!

НА САНКАХ

В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.

На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится —
Все ребятам нипочем!
 

Зима 
Что за чудная пора!
Веселится детвора.
Санки, лыжи и коньки,
Поиграем мы в снежки.
Разгулялась здесь зима,
Смех, веселье, кутерьма!

Игра «Третий лишний»


Сейчас посмотрите  на  зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать и убрать его, объяснив своё решение.
1. Декабрь, зима, январь.
2. Снежки, лыжи, коньки.
3. Метель, коньки, снегопад.
4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно!  Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

Итог. Ребята, наше путешествие закончилось.

Что интересного мы делали на занятии, что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"

Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....

"Зимушка-зима" внеклассное занятие, 1 класс

Занятие в игровой форме знакомит с приметами зимы, поэтическими произведениями; способствует развитию любознательности и стремлению к получению новых знаний...

Внеклассное занятие в 3 классе по теме: «Зимушка – зима!»

Главная цель внеклассного занятия - расширить представления о зимнем времени года. Занятие позволит обобщить жизненные наблюдения учащихся об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы, п...

Зимушка-зима конспект внеурочного занятия

План - конспект внеурочного мероприятия(экологическое направление)в 1 и 2  классепо теме: «Зимушка – зима!»...

Конспект занятия для старшей группы "Зимушка - зима"

Конспеки занятия для страшей группы по развитию речи "Зимушка - зима"...

Конспект внеурочного занятия: мастер – класс по изготовлению «Волшебной снежинки» в нетрадиционной технике из клея и соли на тему: «Зимушка - зима»

Конспект внеурочного занятияМастер – класс по изготовлению «Волшебной снежинки» в нетрадиционной технике из клея и соли на тему: «Зимушка - зима» Цель занятия:...