Разработка классного часа "Моя семья-моя радость"
методическая разработка (2 класс) по теме

Березина Ксения Владимировна

Данная разработка содержит технологическую карту внеурочного занятия по реализации программы внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_klassnogo_chasa.docx29.82 КБ
Office presentation icon semya29.11.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа (духовно-нравственное направление внеурочной деятельности)

ФИО педагога: Березина Ксения Владимировна

Учебное заведение: МБОУ СШ с.п. Селекционной станции

Внеклассное мероприятие: классный час

Форма: сюжетная игра-путешествие

Тема: «Моя  семья - моя радость! »

Цель: сформировать представление о семье, как о высшей ценности и радости  для человека

Задачи:

1. Актуализировать знания по теме  «Семья»  и познакомить детей с происхождением слова «семья»

2. Вспомнить о возможных трудностях, характерных для семьи и способы улаживания противоречий

3. Определить необходимые качества  для создания семьи, приносящей радость друг другу

4. Зафиксировать правила поведения в семье в виде свода

5. Воспитать у обучающихся бережное отношение к членам своей семьи

Оборудование: компьютер, проектор и экран, колонки, доска, карточки с качествами, шкатулки, бумажное дерево, картон, фломастеры

Планируемые  результаты:

Обучающиеся получат возможность узнать дополнительную информацию о понятии «семья», иметь опыт обсуждения по вопросу улаживания различных повседневных конфликтов в семье, сделать для себя вывод о необходимости проявления таких качеств к членам семьи, как любовь, забота, терпение, осознать, что семья-это радость и самое ценное для человека.

Ход классного часа

Этапы классного часа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД/качества

Прогнозируемые результаты

1.

Вступительное слово учителя (организационный момент)

 

Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. В ходе его мы затронем самую важную тему в жизни каждого из вас.  На память об этом занятии у каждого останется небольшой подарок.

Сейчас я вам расскажу одну историю. Нашей героиней сегодня будет  Лягушка-путешественница. Лягушка долго-долго путешествовала по свету. Как-то раз она оказалась на побережье океана и воды океана вытолкнули на берег 2 шкатулки. Лягушка открыла одну и очень обрадовалась (учитель открывает 1 шкатулку), что вы видите внутри?

Но вот заглянув из любопытства во 2 шкатулку, Лягушка решительно оставила первую в стороне. Что же было такого во второй? Нам сегодня и представиться разгадать эту загадку. Кто готов отправиться в путешествие и разгадать тайну второй шкатулки -поднимите руки!

Слушают учителя.

Ответы детей: драгоценности!

Поднимают руки.

Личностные:  - самоопределение к деятельности на занятии

-связь между целью и результатом своей деятельности (смыслообразование)

Учащиеся заинтересованы темой, настроены на работу. Могут установить взаимосвязь между целью и результатом своей работы на занятии.

2.

Подведение к теме  через актуализацию знаний (кроссворд)

Любите ли вы разгадывать кроссворды?

Сегодня мы начнём (заготовка на доске) с кроссворда. Внимательно слушаем вопросы к кроссворду (приложение 1). Учитель записывает ответы на доске.

 

А теперь скажите, как назовём одним словом ,всех,  кого  мы вспомнили  в кроссворде?

Что образуют родственники?

Молодцы ребят! О чём у нас пойдёт сегодня речь на занятии?

Ответы детей (Да)

Отвечают на вопросы

Ответы детей: (родственники)

Ответы детей: (семью)

Ответы детей (о семье)

Актуализация знаний, житейского опыта

Логические: обобщение

Регулятивные: постановка цели занятия

Учащиеся могут назвать членов семьи;

Могут делать простые обобщения, способны поставить цель

3.

Начало игры (открытие нового)  

Итак, мы подошли к первой станции.

На ней Лягушка-путешественница предлагает вам   заглянуть в тайну происхождения слова «семья», и узнать, что обозначает это слово? (в презентации)

Справочный материал

А) Семья - семь «Я» - как правило, раньше семьи были большие, от 7-и человек, а также можно сказать что семь «Я» - это несколько похожих друг на друга людей, как и получается в семьях.

Б) Семья - от слова «семь» - а число 7, как известно неделимое, значит и семья-это единое целое.

В) Семья - от слова «семя» - в каждой семье появляются на свет и вырастают новые люди.

Обратите внимание, какие хорошие значения у этого слова! Проведём опрос, какое  значение вам наиболее понравилось и почему? Похоже ли это на вашу семью?  

Слушают учителя и смотрят на экран

Высказывают мнение, поясняют

Логические УУД:

сравнение

Соотнесение с реальной жизнью

Учащиеся получили новые знания из истории понятия «семья» ,умеют рассуждать, находить соответствия в своей семье, осознают смысл понятия и его ценность

4.

Основной этап игры

Молодцы, ребята! Далее мы вслед за Лягушкой переходим к следующей станции и к следующему заданию.

Ребята, мы выяснили, что семья- это несколько близких людей, живущих вместе. Что необходимо для того, чтобы все эти люди уживались? Вспомните, что вы делаете первым делом, когда начинается работа в группе?

Молодцы! Давайте поиграем в игру. Я буду называть обязанности, а вы будете говорить, кто за них в семье может быть ответственным? Вы готовы? Начинаем! (учитель показывает и читает на экране записи обязанностей- см.приложение 2)

Какой мы можем сделать вывод об обязанностях? Верно!

А какие у нас есть права в семье?

Хорошо! Но ситуации бывают разные. Иногда нам трудно понять самых близких нам людей, мы обижаемся на них. И у нас на очереди следующее задание. Давайте послушаем такую поучительную историю про девочку, которая  поначалу обижалась на маму, но затем изменила мнение. ( Пересказ рассказа В.Осеевой «Злая мать и добрая тётя» в пересказе ученицы-).

Вопросы для обсуждения:

-Почему у рассказа название?

-Что в итоге поняла девочка? Почему мама так поступала?

Какой можем сделать вывод?

Ответы детей: распределяем обязанности!

Дети отвечают.

Дети: обязанности есть у каждого члена семьи!

Ответы детей: о тебе заботятся, тебе придут на помощь, тебя выслушают и поймут

Слушают пересказ.

Ответы детей

Ответы детей: не стоит обижаться на родителей, они всегда желают нам только добра.

Воспитание чувства ответственности, любви к ближнему, заботы ,понимание необходимости разделения всех дел в семье , воспитание благодарности

Логические : анализ, вывод

Воспитание благодарности к членам семьи, понимания мотивов действий  значимых  взрослых

Способны осознавать необходимость разделения труда в семье, способны быть благодарными за труд близких людей , способны понимать поступки других, видеть за словами и действиями любовь и хорошее отношение.

5.

Заключительный этап игры (работа в парах)

Молодцы! И мы подходим к последней станции и к последнему испытанию. Сейчас вы поработаете в группах. Но перед тем, как я объясню вам задание, вы прослушаете легенды о самой счастливой семье . В этой семье люди приносили друг другу радость (Аудиозапись).

Вопросы для обсуждения:

-Что значит семья, в которой все приносят друг другу радость?

- В чём был секрет счастья семьи из легенды?

-Что должно присутствовать в каждой семье?

Молодцы! А теперь переходим к заданию. Я раздаю вам карточки с качествами и домики из картона. Сейчас вы будете создавать домик в котором живёт не только семья, но и радость . Предположите, что вам необходимо будет для этого сделать?

Посмотрите внимательно все ли эти качества нам нужно занести в домик ,где живут семья и радость? Какая перед вами стоит проблема?

Что ещё вам нужно будет сделать?

Давайте ещё раз вспомним легенду и подумаем , что будет фундаментом для счастливой семьи?

Молодцы! Начинайте работать, не забудьте о распределении обязанностей.

-Итак, что мы с вами взяли в домик ,где живут семья и радость?

Слушают аудиозапись.

Ответы детей: понимание!

Ответы детей: занести качества в домик

Ответы детей: выбрать только нужные качества для счастливой семьи!

Вырезать эти качества и наклеить в домик.

Ответы детей: понимание!

Работа в парах.

Далее каждая группа представляет свой домик.

Ответы детей: понимание, любовь, заботу, отзывчивость, уважение, честность, труд

Логические: анализ

Личностные: самоопределение ,

Регулятивные: целеполагание, постановка проблемы

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, управление поведением партнёра.

Дети способны к простому анализу, способны работать в группе, сотрудничать и договариваться по учебным вопросам ,осознавать, что необходимо для семьи и каждого человека в отдельности.

6.

Составление свода правил

Молодцы! Все испытания пройдены, и теперь, чтобы унести с этого занятия самое важное , давайте сформулируем правила, которые нужно выполнять в семье, чтобы она была для нас радостью, глядя на ваши качества в домике. Что от нас требуется? Какими мы должны быть?

-Вы большие молодцы! Ну а теперь Лягушка-путешественница считает, что вы сами можете догадаться ,что же она нашла во 2-ой шкатулке! Скажите, что же это?

-А что бы выбрали вы?

Конечно, это самое ценное, что есть в жизни каждого! А ещё что семья приносит каждому из нас?

 Пока мы с вами формулировали правила, Лягушка в это время всё записала и дарит вам на память подарки ( памятки с правилами в семье -приложение 3). Сохраните себе эту памятку и советую вам хранить её на видном месте, чтобы почаще туда заглядывать и вспоминать о своих обязанностях в семье, чтобы ваша семья вам приносила радость!  

Обсуждают вместе  с учителем, формулируют правила.

- Семья!

        -Семью!  

     -Радость!

Логические : вывод правила

Формирование качеств: осознанная любовь к семье, понимание, воспитание благодарности к членам семьи

Личностные: самоопределение

Дети способны сформулировать  правила, оценить вклад членов семьи в в их жизни

7

Рефлексия

Молодцы ребята! Ну и на прощание Лягушка-путешественница предлагает вам оценить данное занятие и ответить на вопрос : Всё ли мне понятно? Понравилось ли мне занятие?

Для этого если вы можете твёрдо сказать «Да!»  прикрепите к дереву (на доске) зелёный листочек, если у вас остались сомнения- сиреневый  листочек, а если кому не понравилось совсем-коричневый листочек. Молодцы, я очень рада, что всем понравилось наше занятие! Спасибо за работу! Молодцы!

Прикрепляют листочки

Регулятивные: оценка

Дети способны к оценке

Приложение 1

Примерные вопросы к кроссворду:

1. Маша, кто ты для мамы? (Дочь.)

2.  Макар, кто за тобой сегодня придёт  в школу? ( отец)

3.  Кто для вас самый близкий человек? (Мама.)

4. Мамин брат –это… (Дядя.)

5.  Лера, с кем ты любишь играть дома? (Сестра).

Ключевое слово- семья.

Приложение 2

Вопросы для игры:

1) Готовить обед (мама)

2) Отремонтировать утюг (папа)

3) Собирать игрушки  (дети)

4) Мыть посуду (все)

5) Поливать цветы (дети)

6) Застилать постель (все)

7) Убираться в  квартире  (мама с папой)

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой (дети)

9) Сменить кран (папа)

10) Заботиться друг о друге (все)

Приложение 3

Свод правил.

  1. Твои мама и папа подарили тебе жизнь. Люби их, как они любят тебя! (любовь)
  2. Будь отзывчивым - всегда готовым прийти на помощь родным, (отзывчивость)

         3.   Прислушивайся к мнению старших, уважай, они желают тебе добра! (уважение)

4.   Будь всегда вежлив- твоим родным будет очень приятно.(вежливость)

5.   Никогда не ври близким . В твоей семье всегда будет доверие  (честность)

6.  Иногда нужно потрудиться-простить или уступить, а также помогать родителям, которые всё делают для тебя (труд)

7 . И самое главное-понимание. Где есть понимание, там всегда любовь и счастье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья

Слайд 2

Семья-это семь «Я»

Слайд 3

Семья от слова «Семь»

Слайд 4

Семья-от слова «семя»

Слайд 5

Права и обязанности семьи

Слайд 6

Обязанности в семье 1) Готовить обед.- мама 2) Отремонтировать утюг.- папа 3) Собирать портфель- дети 4) Мыть посуду.- все 5) Ухаживать за цветами.- дети

Слайд 7

Обязанности в семье 6) Застилать постель.-все 7) Убирать квартиру.-мама с папой (дети) 8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.- дети 9) Сделать покупки в магазине.- мама 10) Заботиться друг о друге- все

Слайд 8

Права в семье Быть любимым Быть под защитой Быть понятым Рассчитывать на помощь других членов семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания-проекта "Семья-дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка". 1 класс

Такое родительское собрание проводится в 1 классе в рамках проекта "Моя семья" и представляет собой огромный по масштабу проект, где представлены все семьи учащихся класса, их традиции, национальная к...

Классный час "Моя семья -моя радость"

Классный час к дню семьи....

Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности"

Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности"                                    ...

Методическая разработка классного часа « Семья, как много в этом слове!» (3 класс)

Методическая разработка классного часа« Семья, как много в этом слове!» (3 класс)Цели: воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа; формир...

Разработка занятия. Моя семья – моя радость.

Формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына; воспитывать бережное отношение друг к другу, к членам семьи....

Методическая разработка классного часа " Семья и её нравственные ценности"

Методическая разработка классного часа " Семья и её ценности" для учащихся 1 класса...

Методическая разработка классного часа «Мама – это радость, мама – это свет, мама – это гордость, ласка и совет!»

Слово «мама» рождается вместе с нами.  Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого, единственного человека. Данная разработка посвящена п...