Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию "Я – гражданин"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Топорищева Наталья Николаевна

Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию

Я – гражданин

 

Цели:

  1. подвести детей к осознанию понятия «Родина», дать первоначальное представление о тождественности понятий «Родина» и «родной край».
  2. Познакомить с понятиями «гражданин», «государственные символы» (флаг, герб, гимн), познакомить с Конституцией РФ, правами человека – гражданина нашей страны.
  3. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к государственным символам; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству как взрослыми, так и детьми; развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

 

Оборудование: карта РФ, плакаты с государственной символикой, Конституция РФ, карточки-опоры, сказочные герои, репродукции художников, раздаточный материал.

Возраст учащихся: 8-9 лет (  3-й класс)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_grazhdanin_rossii.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию

Я – гражданин

3 класс

Цели:

  1. подвести детей к осознанию понятия «Родина», дать первоначальное представление о тождественности понятий «Родина» и «родной край».
  2. Познакомить с понятиями «гражданин», «государственные символы» (флаг, герб, гимн), познакомить с Конституцией РФ, правами человека – гражданина нашей страны.
  3. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к государственным символам; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству как взрослыми, так и детьми; развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Оборудование: карта РФ, плакаты с государственной символикой, Конституция РФ, карточки-опоры, сказочные герои, репродукции художников, раздаточный материал.

Возраст учащихся: 8-9 лет (  3-й класс)

                                            Ход мероприятия

1. Сообщение темы и целей занятия

Учитель:

-Дорогие ребята! Сегодня мы проведём необычное, но очень важное занятие. Прочтём его тему. Слайд 1

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

(показ свидетельства о рождении) Слайд 2

- У кого есть такой документ? Кто знает, что в нём записано?

- Этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны.

- Гражданином какой страны вы являетесь? Какие слова-синонимы можно подобрать к слову «страна»? ( Россия, Русь, Отечество, Отчизна, Держава, государство)

2. Работа по карте РФ

Слайд 3

- Посмотрите, как велика Россия. Она протянулась с севера на юг, с запада на восток на тысячи километров. Чтобы совершить путешествие с севера на юг нашей страны, потребуется более 3 суток езды на поезде, а чтобы преодолеть расстояние с запада страны до самой восточной точки на карте России, потребуется 11 часов лететь на самолёте. Не зря сложены такие строки:

Широка страна моя родная.                                                        

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

- Человек, родившийся в любой точке нашей страны, является её гражданином.

- Кого же мы можем назвать гражданином РФ? (ответы детей)

- Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордится её успехами, переживает вместе с ней все горести и трудности.

- Настоящий гражданин должен уважать законы своей страны. Для чего нужны законы?

3. Конституция РФ. Государственная символика.

- Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить то, что ему хочется. А люди разные, и это может привести к катастрофам.

- Основным законом нашей страны является Конституция РФ. Слайд 4

- Когда она была принята? (12 декабря 1993 года)

- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

- Они утверждены Конституцией РФ.

- Что вы знаете о гербе? Что на нём изображено? ( герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле.  Слайд 5 Двуглавый орёл –

Символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и с востока. Три короны над ним – символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов – русских, украинцев, белорусов. Скипетр и держава – символы государственной власти. В центре изображён Святой Георгий Победоносец, который поражает копьём чёрного змея – символа зла.)

- Вот как о гербе пишет Э. Пронина.

Герб

Российский герб – орёл двуглавый,

Расправив крылья для полёта,

Зажав и скипетр , и державу,

Сверкает ярко позолотой.

Просторы на две части света

В орле двуглавом единились

В короне, на орла надетой,

Три ветви власти воплотились.

В груди орла – столицы герб,

Где на коне святой Георгий,

Копьём ударив он поверг

Врагов, что заползли под ноги.

- Назовите цвета Государственного флага РФ. Что они означают?

(белый – мир, символ чистоты, синий – символ благородства, верности и правды, красный – символ мужества и храбрости)

- Закон о Государственном флаге был утверждён Государственной думой в декабре 2000 г., 21 августа – День Государственного флага РФ.

Практическая работа

- Раскрасьте символическое полотнище флага РФ      

- Что такое гимн? Когда он исполняется?

- Гимн принят 1 января 2001 года. Кто автор слов и музыки?

Гимн (Э. Пронина)

Лишь зазвучит российский гимн,

Я замолчу на полуслове, -

С ним связана России жизнь,

И с ним делю Отчизны долю.

Он – символ Родины моей,

Могучей, гордой и прекрасной,

В нём шум лесов и ширь полей,

Любовь и вера, что не гаснет.

- Конституция определяет форму правления в государстве. В нашей стране главой государства является президент РФ.

- Кто был 1 президентом РФ? Кто действующий президент? (работа с карточками) 

- Конституция предполагает, что каждый субъект РФ вправе иметь свои символы: герб, флаг и гимн.

Не являются исключением и г. Павлово Слайд 6

4. Права человека

- В конституции записаны права и обязанности каждого человека, гражданина РФ.

- Как вы считаете, только что родившийся человек является гражданином?

- Имеет ли он какие либо права? А кто их представляет?

- Главное право любого гражданина- право на жизнь( право жить в нашей стране, право на равенство, свободу, мед. Обслуживание и тд.) Слайд 7

- А когда человек подрастает, идёт в школу, какое у него появляется право?( право на образование и получение информации) Слайд 8

- Где в жизни вы пользуетесь правом на образование? Где вы получаете информацию?

- Когда вы окончите школу, какое право у вас будет? (право на труд и выбор профессии) Слайд 9

- А кем бы вы хотели стать?

- У вас у всех есть право выбора

- У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Какая обязанность каждого гражданина? (соблюдать закон)

- А ваша сейчас основная обязанность? (хорошо учиться)

- Ребята, помните, перед законом все равны!

5. Практическая работа

- А теперь попробуем применить конституционные права к сказкам.

  1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? Слайд 10
  2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? Слайд 11
  3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд и держал героев в рабстве? Слайд12
  4. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? Слайд13
  5. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? Слайд 14
  6. У Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить право на…. Слайд15

- Молодцы! Вы неплохо разбираетесь в своих правах.

- Быть гражданином- это значит любить свою Родину во всех её проявлениях. Что это значит?

6. Художники поэты о Родине

- Посмотрите, как любовь к родине изобразили художники:

  • И. Шишкин «Рожь» - бескрайние поля Слайд16
  • И. Шишкин «Корабельная роща» - вековые леса
  • Айвазовский – необузданная стихия Слайд 17
  • Дайнека «Оборона Севастополя» - борьба за независимость  Родины Слайд18
  • «На стройке» - процветание нашей страны Слайд19

- Как вы понимаете , что такое Родина? Выберите верное утверждение: Слайд 20

  1. Родина – это то место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.
  2. Родина – это то место, где человеку хорошо жить.
  3. Родина – это то место, где человек живёт.

-  Ребята, а что вы представляете, когда слышите слово «Родина», «Россия»?

С чего начинается Родина?(М. Матусовского)

С картинки в твоём букваре,

     С хороших и верных товарищей

Живущих в соседнем дворе.

                                                        А может она начинается

  С той песни, что пела нам мать,

    С того, что в любых испытаниях

                                                        У нас никому не отнять?

                                                       С чего начинается Родина?

Ученики рассказывают:

1 ученик: В какой бы я хотела жить стране?

                 Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

                 В которой люди счастливы всегда,

                 Друг друга не обидят никогда.

                  Где не слышны глухие взрывы,

                  И где закаты так красивы!

                  Я так люблю простор страны своей,

                  Хоть далека она от совершенства

                  Хочу, чтоб испытали люди в ней
                Любовь большую, радость и блаженство.

2 ученик : Я хотела б жить в стране,

                  Где зима и лето.

                  Я б хотела как Есенин

                  Быть её поэтом.

                  Я хочу, чтоб президент

                    Умным был и честным

                  Чтоб страну свою любил,

                  Был с народом вместе.

                  Чтобы жить в стране могли

                 Весело и дружно,

                Чтоб спокойно спать могли,

                 И не было б оружья!

3 ученик: Невозможно без природы,

       Без сияющих небес.

       Хорошо иметь свободу,

       Мир загадок и чудес.

         Чтобы жить на белом свете,

          Чтоб остался рядом друг,

          Надо главное заметить,

          Всё почувствовать вокруг.

7.Рефлексия

- Подумайте, кого можно назвать настоящим гражданином?

1) Горячо люблю свою Родину, уважаю и соблюдаю её законы, тружусь во благо Родины.

2) Живу в России, имею права и обязанности и поступаю в соответствии со здравым смыслом.

3) Наделён правами и обязанностями, живу там, где мне нравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

Рецензия на программу по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"...

Программа гражданско-патриотической направленности "Я - гражданин России"

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя ...

Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» .

САХАЛИНЯ живу у самого начала,Здесь начало дня и край страны...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Я гражданин и патриот"

   Программа патриотического воспитания «Я – гражданин и патриот»  составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастны...

Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию "Здесь родины моей начало"

Сценарий мероприятия с краеведческим материалом и фильмом о родном поселке Бердяуш...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся Развлекательно - познавательная программа для учащихся 3-х классов «Вперёд, мальчишки»

Цели:познакомить обучающихся с историей возникновения праздника и поздравить будущих защитников Отечества.Задачи: расширить кругозор учащихся;способствовать формированию чувства патриотизма;развивать ...