Главные вкладки

    Инновационные формы рабоиты с родителями. (из опыта работы)
    статья на тему

    Чистякова Алена Михайловна

    Данная статья расскажет, о там, как вести работу с родителями посредством интернет плотформ и социальных сетей. В статье представлен практический опыт работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovatsionny_formy_raboty_s_roditelyami_iz_opyta_raboty.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чистякова А. М., учитель

    ГБОУ лицей № 590 Красносельского района

    Санкт – Петербурга

    Семь.  Инновационные формы работы с родителями (из опыта работы)

    Вводная часть.

    «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои

    первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

    Л.Кассиль.

    Обоснование и актуальность темы: Тема моей работы «Работа классного руководителя с родителями через социальную сеть». Эту тему я выбрала не случайно. В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьей, набирает силу процесс отчуждения родителей от школы. Для реализации успешного взаимодействия семьи и школы в деятельности по развитию личности ребенка необходимо определить принципы этого взаимодействия.

    Как известно, родители – главные воспитатели ребенка. Если, разумеется, это настоящие, заботливые, вдумчивые родители. К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. А некоторые, весьма достойные родители не имеют знаний в области детской психологии и не представляют, как воспитывать ребенка. Вот почему необходимо тесное сотрудничество школы и родителей.

    Вопросы взаимодействия семьи и школы широко рассматривается в педагогике, психологии. Широко освещается эта тема художественной литературой, телевидением, кинематографом.  Как показывает опыт, привлечение родительского актива помогает классному руководителю «перевоспитывать» трудных родителей и детей более успешно. 

    Задачи: 
          1. Изучить, проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по                                 данной  проблеме.
          2. Уточнить технологии воспитания и роль личности классного руководителя в работе с родителями младших школьников.
         3.Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя по внедрению инновационных подходов в работу с родителями по повышению творческой активности младших школьников и повышения качества успеваемости учащихся.

    Классные родительские собрания - традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании.

     В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся.

    Основная часть.

    Глава1. Анализ научной литературы.

    Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья - та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:

    • регулирование физического и эмоционального развития;
    • влияние на развитие психологического пола; влияние на умственное развитие;
    • ознакомление ребенка с социальными нормами;
    • формирование ценностных ориентаций;
    • социальная поддержка.

    Выполнение этих функций способствуют климат семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.

    Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.

    Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника [1,с.83-84].

    Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия - значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них - условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся [2, с.393].

    Существует множество видов работы классного  руководителя с семьёй вот примеры наиболее используемых в образовательных учреждениях:

    • родительское собрание;
    • организация совместных досуговых мероприятий;
    • лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. ( Чаще всего лекции проводят на родительских собраниях, используя их как вступление. Лекция проводится по проблеме существующей в классном коллективе.);
    • открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя;
    • Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. ( 3) 

            Глава2. Применение социальных сетей в работе учителя.

    С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным телекоммуникациям, сети Интернет. Это связано с массовым распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением областей профессиональной деятельности человека, в рамках которых используются информационные и телекоммуникационные технологии. 
    Одной из задач «Петербургской Школы 2020» является создание родительского сообщества в образовательном пространстве Санкт-Петербурга, которое можно охарактеризовать «от предписаний родителям – к педагогическому партнерству», поэтому «работу с родителями» хочется называть современно – «партнерские отношения». Уверена, что к 2020 году будет создано родительское сообщество, но пока надо начать с малого – применение социальных сетей в работе учителя, для организации нетрадиционной формы партнерских отношений с родителями. Не секрет, что большинство современных родителей проводят много времени в каких-либо социальных сетевых сообществах, что свидетельствует об актуальности этой темы и о возможностях использования сетей во взаимодействии с родителями. 
    Как правило, виртуальные контакты родителей с педагогом, и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи образовательных и воспитательных воздействий, реализуемых в  школе и дома. 

    Успех работы классного руководителя во многом будет зависеть от того, как вы построите работу с родителями, как будут строиться ваши отношения. Но не  для кого не секрет, что на родительские собрания, индивидуальные консультации( беседы учителя с родителями) приходят не все родители (кому то некогда, а кому-то это просто неинтересно. ) Как же быть педагогу в данной ситуации? Выход прост! Нужно организовать веб - консультацию с родителями.

    По статистике каждый третий человек на планете имеет свою страничку в социальных сетях (Социальная сеть (Интернет) — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.   )  Таким образом учитель создает свой собственный блог или группу данного класса в социальной сети в которой он зарегистрирован. В группе можно открывать обсуждения интересующих тем, родители могут задавать интересующие их вопросы.

    В такой группе, блоге педагог  может освещать  мероприятия, которые проходят в школе или классе( фотоотчет по проведенным мероприятиям), программные изменения, темы родительских собраний  и их решения. Учитель может объявлять благодарность как наиболее отличившимся ученикам, так  самым активным родителям, принимающим участие в жизни класса. ( Приложение № 1)

    Моя группа начала свое существование и развитие, после того как встал вопрос об обмене фотоматериалом (  по мероприятиям прошедшем в классе) . Родители забывали принести имеющиеся у них фотографии  учителю.  Тогда и возникло альтернативное решение. Нужно было придумать и создать такое место куда каждый желающий мог бы заглянуть, оставить заметки, поделиться своими мыслями, задать вопрос. И я как учитель решила взять разработку подобного места на себя – это стала группа в контакте. Группу может посетить любой желающий, она находиться в свободном доступе. ( Приложение№2).

    Чуть позже я стала замечать, что не все родители посещают родительские собрания. И зная, что после прошедшего собрании, те кого не было, будут каждый по отдельности подходить и задавать вопросы. Чтобы избежать этого все основные решения собрания я выгладываю в группе и родители, которых не было на собрании, могут посмотреть о чем шла речь и какие решения были приняты в группе. Вот не так давно мы переизбирали родительский комитет и голосование проходило в группе. ( Приложение№3).

    Группа также интересна и для детей. Ребята выкладывают в неё свои фотографии, делятся друг с другом интересными видеозаписями, оставляют свои заметки, пожелания, рассказывают о своих впечатления и т.п. ( Приложение№4). 

    В группе есть следующие разделы:

    • «Обсуждения»,здесь я выкладываю различного вида информацию, которая подлежит обсуждению, голосованию, также в этом разделе выкладываются решения родительских собраний;
    • «Свежие новости». В данном разделе выкладывается информация о ближайших мероприятиях, которые проводятся либо на школьном ( межшкольном) уровне, либо в классе;
    • «Фотографии» - фотоальбомы группы ( фотоматериалы).
    • «Ссылки». Здесь содержится информация о полезных ссылка на образовательные порталы или документы для родителей;
    • « Стена» на ней любой желающий, состоящий в группе, может написать своё впечатление, пожелание и т. П.;
    • «Видеозаписи» - копилка видеозаписей класса. ( Приложение №1)

    Таким образом, можно сделать вывод, что данная группа очень удобна как для родителей, так и для учителя

    Заключение.

    «Осуществление на деле, а не на словах индивидуального и дифференцированного подхода к родителям по существу и есть основной принцип работы с семьей».

    Работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

    Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное - кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.

     Работа классного руководителя с родителя через социальную сеть значительно упрощает работу классного руководителя. Педагог всегда будет уверен, что родители интересуются жизнью своих детей. Даже те родители, которые в силу каких  - либо обстоятельств не могут посещать родительские собрании или индивидуальные консультации, они всегда могут получить их через социальную сеть.

    На мой взгляд данная работа имеет огромная значении, так как данный подход к работе классного руководителя с семьёй не является традиционным, а значит и известным. Многие педагоги поддерживаются традиционным методам работы с родителями, именно поэтому работа над данной темой может быть продолжена и является актуальной, перспективной.

    Список литературы.

    1. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 144 с.
    2. Степаненков Н.К.Педагогика: Учебн.пособие. - М.: изд.Скакун В.М., 1998. - 448 с.
    3. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
    4. http://ru.wikipedia.org/wiki.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

    В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

    Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

    В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

    Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

    В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

    Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

    В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

    "Формы работы с родителями" (из опыта работы)

    Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточн...