Методика познавательных УУД
методическая разработка на тему

Никитина Марина Николаевна

Методика познавательных УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Холмовская средняя школа»

Холм-Жирковский район Смоленская область

МЕТОДИКА

ОЦЕНИВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Разработала:

Учитель начальных классов

Никитина Марина Николаевна

пгт. Холм-Жирковский

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет.

Методические рекомендации

Назначение: используется для исследования структуры умственных способностей.

Содержание субтестов:

1. Дополнение предложений — способность формулировать суждения.

2. Выбор слова — проверка чувства языка, понимание значения слова.

3. Аналогии — комбинаторные способности, подвижность и переключаемость мышления.

4. Обобщение — способность к формированию понятий.

5. Числовые ряды — теоретическое математическое мышление.

6. Память — исследование кратковременной памяти, умение работать с формальными признаками и смысловыми признаками, сохраняемыми в памяти.

7. Фигурки — способность к пространственному воображению, конструктивные способности.

8. Кубики — способность к объемно–геометрическому анализу.

Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Адаптированный вариант имеет семь самостоятельных модификаций, используемых для работы с конкретными возрастными группами.

6-7 лет — до момента поступления в 1-й класс и начало 1-го класса.

7-8 лет — конец обучения в 1-м классе.

8-9 лет — 2-й класс.

9-10 лет — 3-й класс.

10-11 лет — 4-й класс.

11-12 лет — 5-й класс.

9-12 лет — невербальная часть теста.

Комплексное использование адаптированных методик позволяет получить сведения об уровне интеллекта и его структуре. При использовании всех вариантов теста на протяжении пяти лет можно проследить динамику развития общих умственных способностей.

Интеллект понимается как субструктура в структуре личности человека, как структурированная целостность умственных способностей человека, которые реализуются в достижениях и дают человеку возможность жить жизнью действующего субъекта. Отдельные способности взаимосвязаны, имеют определенную структуру и их нельзя понимать как изолированные элементы.

Тест позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях:

1. Общий уровень интеллекта выявлен на основе общего результата, переведенного в стандартный показатель. При интерпретации, однако, необходимо учитывать следующие специфические требования со стороны теста:

а) тест требует определенной быстроты мышления;

б) из–за относительной сложности заданий тест меньше годится для тестирования лиц с явно заниженной результативностью; чем дальше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;

в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения; поэтому более адекватно сравнить испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с лицами одного возраста;

г) общие достижения в тесте явно зависят от социокультурных условий, т.е. от неспецифического учения.

 

2. Интерпретация профилей на базе группы субтестов, близких по факторному признаку. Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития интеллекта. Отдельные субтесты возможно объединять в следующие группы:

а) вербальные субтесты, требующие способности обращаться со словами, как с символами (субтесты 1, 2, 3, 4, 6). У лиц с высшей результативностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербального интеллекта, они чаще ориентированы на общественные науки или изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальное мышление;

б) математический субтест, требующий способности обращаться с математическими символами, с числами;

в) наглядные субтесты, которые выявляют уровень мышления, основанного на наглядности (наглядно-образное). Высокая результативность в наглядных субтестах (7, 8) указывает на превалирование «конкретного» мышления, на мануально-техническую или иную направленность интеллекта. Кроме того, тест позволяет определить профили на основании результатов по отдельным субтестам. Лучшая результативность в субтестах 1 и 3 указывает на одаренность «скорее практическую», в то время как лучшая результативность в субтестах 2 и 4 говорит об одаренности «скорее теоретической». Однако необходимо учитывать и результаты по остальным субтестам, особенно если опыт в наших условиях не полностью подтверждает точку зрения Амтхауэра (а если и да, то только по отношению к вербальному интеллекту, т.е. к общественно–научной ориентации одаренности). Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности — подвижности мышления в тесте: у лиц, достигших лучших результатов в субтесте 4 по сравнению с субтестами 3 и 7 можно ожидать скорее ригидное мышление, и наоборот, у лиц с высшими результатами в субтестах 3 и 6 можно ожидать большую подвижность мышления.

3. Интерпретация результативности по отдельным субтестам. На основе достигнутых в отдельных субтестах результатов можно проводить анализ компонентов структуры интеллекта, исходящих из направленности отдельных субтестов:

1) дополнение предложений: возникновение рассуждений, здравый смысл, акцент на конкретно–практическое чувство реальности;

2) исключение слова: классификация, чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность вчувствоваться; включается рецептивный компонент.

3) аналогии: словесно-логическое мышление, способность комбинировать, подвижность мышления, индуктивное мышление.

4) обобщение: способность к абстракции, образование понятий; присоединяется умение словесно выражать мысль.

5) нумерические ряды: индуктивное мышление с числами, больше теоретическое нумерическое мышление; присоединяется ритмический компонент.

6) мнестическое умение: способность запоминать, удерживать заученные слова, а также выносливость к нагрузке и длительность сосредоточения.

7) выбор геометрического образца: воображение, богатство представлений, наглядно–образное мышление; присоединяются конструктивные компоненты.

8) задачи с кубиками — пространственное воображение; могут присоединяться аналитические компоненты.

Возможно индивидуальное и групповое предъявление теста. Время для решения отдельных субтестов различно, но возможен и вариант, при котором максимальным временным интервалом для каждого субтеста будет служить десятиминутный интервал. Для решения всего теста необходимо (вместе с инструкциями) 90 минут. Для того чтобы сократить время, тест поделен на две части: вербальную и невербальную. Обе части самостоятельны и могут предъявляться как самостоятельно, так и вместе. Учитывая ограниченное время для решения задач, важно, чтобы испытуемые полностью поняли инструкцию и проверили способ решения задач. Инструкция вместе с указанием решения отдельных для каждого субтеста задач, а также задачи для решения приводятся в данном пособии в соответствующих разделах.

Учитывая сложность теста и ограниченность времени для решения, важно, чтобы были соблюдены все условия для оптимального решения теста, а также чтобы психолог, использующий этот метод, имел опыт работы с тестом.

Цели и задачи исследования

1. С помощью данной системы диагностических методик можно получить для педагогов и организаторов школьной психологической службы достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ученика, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесса.

2. Осуществить попытку дифференциации учащихся по уровню развития общих способностей.

3. На основании данных исследований в течение ряда лет при систематической работе с тестом проследить динамику развития общих способностей учащихся за период обучения в школе.

4. Разработать общие и индивидуальные рекомендации по коррекции умственного развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых учащихся до уровня сильных, а также установить правильное направление развития детей, обнаруживающих особые способности.

5. Проанализировать причины неуспеваемости школьников.

6. Положить материалы, полученные в ходе исследования, в основу внутришкольного контроля для сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения и проведения планомерной работы с учителями начальных классов.

Общая инструкция к проведению исследования

Для правильного проведения тестирования необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. При наличии у экспериментатора двух различных форм теста (А, Б) рекомендуется, чтобы соседи по парте работали с разными формами теста.

2. При наличии только одной формы теста желательно, чтобы за столом сидел только один испытуемый.

3. Исследование проводится двумя экспериментаторами: один зачитывает инструкции, разбирает примеры, контролирует время выполнения субтестов (с помощью секундомера), другой — следит за процедурой выполнения субтестов учащимися, отмечает время школьников, которые быстро справились с выполнением субтеста.

4. Субтесты должны выполняться учащимися только самостоятельно. Никакой помощи во время выполнения задания экспериментаторы детям не оказывают.

5. Время выполнения каждого субтеста ограничено 10 минутами. Перед каждым субтестом отводится дополнительно 1,5-3 минуты на изучение инструкции и ознакомление с примерами решений.

Общая инструкция испытуемым по всему тесту делается экспериментатором в устной форме, для этого он обращается к ним со следующими словами: «Ребята! Сейчас мы с вами поиграем. Вам будут предложены задания. Выполняя их, вам нужно проявить находчивость, настойчивость. Вам придется рассуждать, сравнивать предметы и явления, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Если вам не удастся найти все решения, то волноваться и расстраиваться из–за этого не нужно. Работайте спокойно и внимательно. Перед каждым новым заданием вам будет объяснено, как его надо выполнять. На выполнение задания отводится определенное время. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, старайтесь работать быстро и без ошибок. Не отвлекайтесь во время работы. На советы с соседом или с соседкой у вас не останется времени. Начинать и заканчивать работу вы будете только по сигналу. Этим сигналом будет слово «начали». Сигналом к окончанию работы будет слово «закончили».

После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает учащимся тетради социально-психологической поддержки и просит ребят заполнить первую страницу. Учащиеся указывают свою фамилию, имя, возраст (число лет и месяцев), сведения о классе и школе, где учится испытуемый, время проведения исследования. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, психолог просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем психолог зачитывает инструкцию первого субтеста и разбирает примеры. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует вновь зачитать соответствующее место теста. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задание. При этом экспериментатор, чтобы не привлекать внимание учащихся и не создавать у них чувство напряженности, незаметно включает секундомер. По истечении времени, отведенного на выполнение субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагает им отложить ручки и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

Инструкция к субтесту 1 (субтест на общую осведомленность и информированность в разных областях в соответствии с учебной программой). Экспериментатор говорит детям: «Ребята! Сейчас мы будем выполнять субтест 1. Он называется «Какое слово подходит?» Вы должны будете прочитать предложение, а затем из 5 слов, указанных ниже, выбрать то, которое подходит. Например (записать на доске):

В классе всегда есть:

а) люстра,

б) ковер,

в) парта,

г) диван,

д) кресло.

(1-й класс — в столбик, 2, 3, 4-й — в строчку.) Правильный ответ — «парта», это слово надо подчеркнуть одной чертой, вот так: «Парта». К работе приступаем по моему сигналу. Этим сигналом будет слово «начали». Сигналом к окончанию работы будет слово «закончили». Если вы ошиблись, перечеркните неправильный ответ крестиком и подчеркните нужный ответ одной чертой.

Если вы закончили работу раньше, проверьте выполнение задания».

Инструкции к следующим субтестам даются по аналогии.

Таблица перевода предварительных оценок в шкальные

Шкальная оценка

Предварительные оценки в сырых баллах

Общая осведомленность

(балл качества

сходство

(балл качества)

логика

(число ошибок)

исключение лишнего

(число ошибок)

35

34

33

32

31

30

29

28

27

26

25

24

23

22

21

20

19

18

17

16

15

14

13

49–50        

46–48        

44–45        

41–43

39–40        

36–38        

34–35

31–33        

29–30

26–28        

24–25

21–23        

19–20

16-18

14-15

11-13

9-10

6-8

3-5

1-2

0

        

30

29

27–28        

26        

24–25        

23

22

20–21        

19

18

16–17        

15

13–14

12

11

9-10

8

6-7

5

4

2-3

1

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8-9

10-11

12-14

15-17

18-20

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10-11

12

13-14

15-17

Общая оценка вербального интеллекта в баллах IQ (со средним 100 и б = 15) получается суммированием шкальных оценок по четырем вербальным субтестам.

Примечание: предварительные сырые оценки по субтестам «общая осведомленность» и «сходство» получаются суммированием оценок правильности выполнения отдельных задач, входящих в эти субтесты. За каждую задачу начисляется от 0 до 2 баллов.

Обработка и анализ индивидуальных тестовых результатов

Чтобы определить индивидуальный показатель по каждому субтесту (кроме 4-го), подсчитывается количество правильно выполненных заданий. Например,

2-й класс, субтест 1. Всего 10 заданий, испытуемый правильно решил 8, его балл по этому субтесту равен 8.

2. Нумерация субтестов соответствует порядку их расположения в тетради социально-психологической поддержки.

3. В таблицу «Рекомендации», расположенную в конце тетради, записывается римскими цифрами (I, II, III,) среднестатистическая оценка выполнения каждого субтеста и теста в целом.

4. Определение среднестатистической оценки выполнения субтеста производится с помощью программы для микрокалькулятора.

5. Результаты субтеста 4 оцениваются в зависимости от качества обобщения

2 баллами, 1 баллом и 0 баллов. 2 балла получают ответы, приведенные в ключе (возможны синонимические замены понятий). Более узкие частные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, 2-й класс — субтест 4 — задание 3: «Окунь» — «Карась» — «Рыбы» (2 балла), «Животные» — (1 балл), Нулевую оценку получают неправильные ответы.

Максимальное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно количеству субтестов (5) х 2.

Таким образом:

1-й класс — 10 (5 заданий)

2-й класс — 20 (10 заданий)

3-й класс — 20 (10 заданий)

4-й класс — 20 (10 заданий)

Для подсчета данных необходимо:

1) подсчитать число баллов испытуемого по субтесту;

2) произвести расчет по формуле:

 

Максимальное число баллов

___________________

Полученное число баллов

=

Число заданий в субтесте

___________________

Число выполненных заданий в субтесте6

       Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является процентное отношение количества выполненных заданий к общему числу заданий во всем тесте. Кроме того, если экспериментатор фиксировал время выполнения задания учениками, то надо выделить школьников, которые справились с заданиями очень быстро и выполнили его со 100-процентной правильностью.

Результаты работы учащихся, которые нарушали инструкцию, необходимо сразу изъять из анализа и обработки.

6. Полученные данные (I, II, III) записываются в следующей таблице:

1кл

2кл

3кл

4кл

Субтест 1        

Субтест 2

Субтест 3        

Субтест 4        

Субтест 5

6

8

7

5

-

10

10

10

10

-

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Примечание: количество заданий в субтестах (y) по классам

7. Составляются следующие сводные таблицы:

Сводные данные по всем субтестам                Класс_______

№ п/п        

Ф.И.О. уч

Количество выполненных заданий        

Среднестатистический показатель

субтест1

2

3

4

5

общ

субтест1

2

3

4

5

общ

Влияние сформированности словесно-логического мышления на успеваемость учащихся        

Ф.И.О. ученика

Средний балл успеваемости

Показатель развития словесно-логического мышления

Количественный анализ групповых тестовых результатов

Для сравнения групп испытуемых между собой групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического и моды.

Групповые данные анализируются относительно социально-психологического норматива (СПН), условно рассматриваемого как 100% выполнения каждого субтеста.

Данные исследования заносятся в таблицы:

  1. Групповая дифференциация

Класс

Количество учащихся

группа А

группа Б

группа В

группа Г

группа Д

  1. Что такое группы?

Эти две таблицы дают возможность анализировать как каждого ученика, так и класс в целом. Анализировать таблицы можно следующим образом:

а) всех испытуемых по результатам тестирования можно условно подразделить на 5 подгрупп:

1) наиболее успешные — учащиеся, которые со 100%–ной правильностью выполнили задание, причем за короткое время (группа).

2) близкие к успешным — школьники, выполнившие до 90% заданий (группа).

3) средние по успешности — ученики, выполнившие до 79% заданий (группа).

4) малоуспешные — учащиеся, выполнившие до 47% заданий (группа).

5) наименее успешные — школьники, которые в максимально возможное время выполнили только до 10% заданий (группа).

6) Данные заносятся в таблицу:

Группа        

Кол-во учащихся

Ф. И. О. учеников

Интерпретация результатов

Качественный анализ тестовых результатов как индивидуальных, так и групповых проводится по следующим направлениям:

а) Групповой анализ результатов субтеста l должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к научно–культурной информационной сфере.

б) Качественный анализ субтеста l может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются более резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами, наиболее и наименее успешными учениками внутри групп.

Таким образом, качественный анализ групповых результатов субтеста l позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания. По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития.

в) Анализ качественной стороны субтеста 2 проводится по следующим направлениям:

— выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста (общественно–гуманитарной, математической);

— выявление типа заданий (с конкретными или абстрактными понятиями), который провоцирует большое число ошибок.

г) Анализ качественной стороны субтеста 3 проводится по направлениям:

— выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста (общественно–гуманитарной, естественно — научной);

— выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типа логических связей из следующих, заложенных в тест: часть — целое; причина — следствие; порядок следования, противоположность, функциональные отношения;

— выявление типичных ошибок при установлении логических связей, характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и сможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации.

д) Анализ качественной стороны субтеста 4 проводится по направлениям:

— определение характера типичных обобщений по конкретному видовому, категориальному признакам;

— выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцирующих эти ошибки.

Данный вид анализа может провести как заместитель директора, так и учитель, непосредственно работающий с классом. Для этого необходимо выделить и сгруппировать количество выполненных и невыполненных заданий по тем или иным разделам программы, например, природоведения:

 № п/п          Типы вопросов                                                 Количество детей,                       Количество детей

                                                                                                  выполнивших задание        ,         не    выполнивших задание

1        Задания, связанные с природными условиями        

 2        Задания на свойства вещества        

 3        Задания, связанные с местом обитанием животного        

 4        И так далее...        

 Если, например, из 25 учащихся 12 не выполнили задание на определение числа месяцев в году, это значит, что учитель должен проанализировать, как школьники усвоили материал, связанный с временами года.

Результаты исследований можно и нужно соотнести с результатами успешности обучения, например:

Ф.И.О. учащегося        Средний балл успеваемости        Уровень развития словесно–логического мышления

А                                        3                                                      1

Б                                         5                                                      3

Это значит, что данный ученик имеет большие потенциальные возможности, которые не реализуются в учебно-воспитательном процессе и наоборот в отношении ученика Б.

Таким образом, можно анализировать тетрадь каждого ученика. Необходимо отметить, что здесь приведены только образцы. Сам анализ может быть продолжен и по другим направлениям.

Результаты исследований можно использовать: в работе заместителя директора для качественного анализа работы учителя с учащимися; учителю для самоанализа своей работы; для составления коррекционной программы работы с учащимися.

Полученные результаты не определяют интеллектуальных возможностей ребенка и не дают возможности для конкретного определения его умственного развития.Они определяют прежде всего степень развитости общих способностей за период обучения в школе. Эта тенденция может быть видна только в процессе системной работы с тестом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог методик и упражнений для изучения, развития и коррекции познавательной сферы ребенка

Упражнения для коррекции и развития внимания 1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова 2. Упражнение на развитие ...

Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"

Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...

Методики определения и оценки познавательных интересов и предметной направленности младших школьников

  Для определения учителем направления своей деятельности по развитию интереса к обучению у учащихся необходимо сначала определить отношение детей к изучаемым предметам, найти причин...

Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»

Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие  мышления каждого ученика. А это, без развития познавательног...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Постаралась описать приемы и методы повышения интереса к новому курсы ОРКСЭ...

Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)

Комплекс экспресс методик для определения уровня познавательных способностей учащихся с помощью которой, можно более точно определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного...

МЕТОДИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

МЕТОДИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.«Окружающий мир» является одним из основных предметов образовательного блока, которые строятся на основе усвоения элементарных...