Классный час "В бой идут одни девушки".
классный час (3 класс) на тему

Разработка классного часа в презентацией, посвященного 75-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков "В бой идут одни девушки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всекубанский классный час, посвященный 75-летию освобождения Кубани

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 37 х. Крикуна

Красноармейского района Краснодарского края

 Сурнева Наталья Александровна

Классный час "В бой идут одни девушки"

Цель: углубление представлений учащихся о Великой Отечественной войне, о роли женщин в этой войне, воспитание патриотических чувств учащихся, уважения к ветеранам войны, знакомство с именами героев войны, женщин-летчиц, воевавших на территории Кубани.

Задачи: ориентировать учеников на примеры мужества и героизма через изучение истории ВОВ, знакомство с судьбами и биографиями героев.

Воспитывать мужество, честь, верность дому, товарищество, преданность Родине

Оборудование урока:

  • экран,
  • мультимедиа проектор (для демонстрации фотографий)
  • компьютер,

Слайд1    75- летию освобождения Кубани посвящается…

Чтец 1: 

Вспомним безмятежный детский сон счастливый,

Первый солнца луч неторопливый,

Запах яблок, зреющих в саду,

Вспомним самый страшный день в году.

Вспомним город за рекой, дотла сожженный,

В поле урожай, огнем спаленный,

Взрывы, смерть, глаза, наполненные болью,

Рубежи России, залитые кровью.

Чтец 2:

Вспомним время, когда юные ребята

Окружили все военкоматы.

Гнал домой девчат охрипший военком.

Это было в сорок первом, а потом:

Были на груди и ордена, и скромные медали,

Подвиги каких доныне не видали.

Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны. Великая Отечественная... Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады.

Видеоклип «Баллада о военных летчицах».

В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин. Много женщин было и в авиации: лётчицы, штурманы, стрелки — радисты, вооруженцы… При этом, женщины — авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских».

Сегодня наш урок Мужества посвящен 75-летию освобождения Кубани. И мы поговорим о 46-м гвардейском Таманском Краснознамённом ордена Суворова 3-й степени ночном бомбардировочном авиационном полку. С февраля 1943 года летчицы их женского авиаполка сражались с врагом в небе Кубани. Боевой путь полка прошел через многие станицы и поселки Кубани: Челбасскую, Новоджерелиевскую, Пашковскую, Ивановскую, Курчанскую,, Пересыпь... Более 5000 боевых вылетов совершил полк при освобождении нашего края.

Слайд 3

1941 год. Герой Советского Союза Марина Раскова пытается попасть на фронт. И когда очередной раз получает отказ, обращается непосредственно к Сталину с предложением создать женский авиационный полк с целью использования опытных авиаторов-женщин.

8 октября соответствующий указ был подписан. И в отряд к женщине, которую к тому времени знала уже вся страна, стали записываться сотни девушек - добровольцев, которые наравне с мужчинами хотели защищать свою Родину.

      И уже 16 октября основной состав будущих женских полков (порядка 300 девушек) выехал в город Энгельс для дальнейшего формирования и обучения. На месте к ним примкнули еще 100 девушек из Саратова. В начале же 1942 года после ускоренного курса подготовки были сформированы 3 женских авиаполка - истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Первые два в итоге стали смешанными. А третий так до конца войны и остался чисто женским.

     Девушки из этого полка как раз и вошли в историю как «ночные ведьмы».

Слайд 4

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк «ночные ведьмы» — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

От техника до командира полка — только женщины, в основном девушки от 17-22 лет. На истребителях и бомбардировщиках они, ни в чем не уступая мужчинам, громили врага.

Слайд 5

Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Комиссар полка Евдокия Рачкевич, заместитель командира полка по летной подготовке Серафима Амосова.

Слайд №6

46-й Гвардейский бомбардировочный Таманский полк прошел боевой путь от Сальских степей и Дона до фашистской Германии. На ночных бомбардировщиках «По-2» отважные летчицы вместе со всеми частями Военно-Воздушных Сил наносили сокрушительные удары по врагу, разрушая переправы и оборонительные сооружения, уничтожая технику и живую силу противника.

Боевой путь полка

12 июня 1942 года состоялся первый боевой вылет полка.

До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя.

С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа.

С марта по сентябрь 1943 года летчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска.

С ноября 1943 по июнь 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове, освобождение Крымского полуострова и Севастополя.

В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии.

С августа 1944 года полк действовал на территории Польши.

В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии.

В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска.

В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере.

Наши солдаты их называли Ласточками, французские летчики из подразделения Нормандия-Неман- ночными колдуньями, а немцы- ночными ведьмами.

 «Ночные ведьмы». Под таким именем девушки из 46-го Гвардейского Таманского авиаполка вошли в историю. Так в годы Великой Отечественной войны ночных бомбардировщиц окрестили немцы. За каждый сбитый ПО-2, управляемый молодыми девчонками, немцы получали серебряный Рыцарский крест и двойной оклад. Так высоко немецкое руководство ценило головы ночных бомбардировщиц, которые за 3 года непрерывных боев совершили более 24 тыс. вылетов и сбросили на позиции врага более 3000 тонн бомбового груза. И все это совершили юные девушки, общая численность которых была чуть более 100 человек личного состава.

Слайды 7-8

На каком самолете летали наши юные героини?

Учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час.

На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.

До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб.

Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.

Ночью ПО-2, на низкой высоте и бреющем полете, немецкие радары не могли засечь. Немецкие истребители боялись прижиматься слишком близко к земле, и часто именно это спасало жизни летчицам. Вот почему девушки из полка ночных бомбардировщиков получили такое зловещее прозвище — ночные ведьмы. Зато если По-2 попадал в луч прожектора, сбить его не составляло труда.

Слайд 9

В ходе  боевых действий лётчицы полка произвели 23672 боевых вылета. Из них:

  • Битва за Кавказ – 2920 вылетов
  • Освобождение Кубани Тамани, Новороссийска – 4623 вылетов
  • Освобождение Крыма - 6140 вылетов
  • Освобождение Белоруссии – 400 вылетов
  • Освобождение Польши – 5421 вылет
  • Битва в Германии - 2000 вылетов

       Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. За ночь экипаж совершал по 6 – 8 вылетов летом и 10 – 12 зимой.

       Лётчицами было сброшено – 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов.

       Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.

       Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Так же было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

   Слайд 10    Боевые  потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка  Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Слайд 11

Знаки отличия:

  • Почётное звание «Гвардейский»
  • 9 октября 1943 года за отличия в боях за освобождение Таманского полуострова полку присвоено почётное звание Таманского.
  • 24 апреля 1944 года за участие в освобождении Феодосии полк был награждён орденом Красного Знамени.
  • За освобождение Белоруссии полк был награждён орденом Суворова III  степени
  • Более 250 девушек были награждены  орденами и медалями.
  • За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.
  • Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица

Слайд 12

Евдокия Давыдовна Бочарова (в девичестве Карабут, по первому мужу Бершанская). Родилась в с. Добровольное Ставропольского края. Родители Евдокии погибли в Гражданской войне, поэтому она воспитывалась в семье дяди.

В 1931 году поступет в Батайскую школу пилотов. С 1932 по 1939 год, в качестве инструктора, готовила лётчиков.В сентябре 1939 года её назначают командиром авиационного звена 218-го авиаотряда специального применения, расположенном в ст. Пашковская Краснодарского края.

 Евдокия Бершанская, как опытный лётчик с десятилетним стажем и хорошими организаторскими способностями, стала командиром 588-го ночного бомбардировочного полка. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. 

В 1943 году полк был удостоен звания Гвардейского и был переименован в 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк. Атаки полка под предводительством Евдокии Бершанской были очень удачны, точны и стремительны, что немцы дали прозвище женщинам-лётчицам "ночные ведьмы".

Слайд 13

В полку воевали  и наши землячки. Среди них Герой Советского Союза Евгения Андреевна Жигуленко.

Детство и юность Жени прошли в городе Тихорецке, здесь она училась в школе, занималась спортом, прыгала с парашютной вышки.  Девушка пошла в армию добровольцем, попросила направить ее в женский авиаполк. Вместе с полком она вернулась на родную Кубань. Участвовала в освобождении Новороссийска, бомбила «Голубую линию».

968 вылетов совершила Евгения Андреевна Жигуленко.

После войны она еще 10 лет служила в авиации, затем работала в городе Сочи.  А потом окончила институт кинематографии, стала режиссером и сняла замечательный фильм о своих фронтовых подругах, кадры из которого вы смотрели в видеоклипе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии лейтенанту Жигуленко Евгении Андреевне «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Слайды 14-15

Когда на боевом аэродроме

В кромешной тьме заметные едва,

В тугих ветрах, в пыли, в моторном громе

Рулят на старт знакомые У-2,

Когда зенитки гневные на страже

Стоят у нас - на стыке двух морей,

Когда в поход уходят экипажи

Моей страны любимых дочерей,

Я, как вчера, сегодня вижу снова,

Как в небе пролетают высоко

Амосова, Никулина, Смирнова,

И Руднева, и Белик, и Пасько.

... Друзья мои! Попробуйте измерьте

Величье славы, вставшей в полный рост.

Они летят дорогою в бессмертье

Дорогой ясных путеводных звёзд.

Они летят - и день, что нынче начат,

Сияньем солнца их согреет вновь.

Пусть им всегда сопутствует удача

И Родины великая любовь.

(Из стихотворения Б. Ласкина "Бессмертие")

О подвиге этих юных девушек забывать нельзя. Они принесли нам мир, солнце, жизнь. И сейчас вы достанете карандаши и альбомы и нарисуете наш мир, наш край, который помогли сохранить нам эти героические девушки.

(Видеоклип «Мир , который нужен мне»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

75-летию освобождения Кубани посвящается… В бой идут одни девушки Учитель начальных классов МБОУ ООШ № 37 х. Крикуна Красноармейского района Краснодарского края Сурнева Наталья Александровна

Слайд 3

Ночные ведьмы В октябре 1941 года Герой Советского Союза Раскова Марина Михайловна обратилась к Сталину с предложением о формировании боевых женских авиационных полков. 8 октября соответствующий указ был подписан. И в отряд к женщине, которую к тому времени знала уже вся страна, стали записываться сотни девушек - добровольцев, которые наравне с мужчинами хотели защищать свою Родину. И уже 16 октября основной состав будущих женских полков (порядка 300 девушек) выехал в город Энгельс для дальнейшего формирования и обучения. На месте к ним примкнули еще 100 девушек из Саратова. В начале же 1942 года после ускоренного курса подготовки были сформированы 3 женских авиаполка - истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Первые два в итоге стали смешанными. А третий так до конца войны и остался чисто женским. Девушки из этого полка как раз и вошли в историю как « ночные ведьмы ».

Слайд 4

«Ночные ведьмы»

Слайд 5

Авиационный полк был сформирован в октябре 1941г Марина Раскова руководила формированием полка. Мария Рунт возглавила партийно-политическое руководство полком Евдокия Бершанская была назначена командиром полка

Слайд 6

Боевой путь полка

Слайд 7

На каком самолете летали наши юные героини? Этот самолёт был создан под руководством Н.Н.Поликарпова в 1928 году. У-2 разрабатывался для первоначального обучения летчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. После смерти Н.Н.Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в По-2. Самолет У-2, а с 1944 года По-2, широко известен у нас в стране и за рубежом. Ему суждена была долгая и славная жизнь. У-2 оказался самым лучшим в мире учебным самолетом. В годы войны он успешно использовался как ночной бомбардировщик, как разведчик, был незаменимым штабным самолетом связи.

Слайд 8

Вооружение полка Полк был оснащён самолётами ПО-2. Вот что пишут о нём в своей книге «Нас называли ночными ведьмами» Рокобольская Ирина Вячеславовна и Кравцова Наталья Фёдоровна «Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Управление было сдвоенным: самолетом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ. Мстим за боевых подруг

Слайд 9

Боевые действия В ходе боевых действий лётчицы полка произвели 23672 боевых вылета. Из них: Битва за Кавказ – 2920 вылетов Освобождение Кубани Тамани, Новороссийска – 4623 вылетов Освобождение Крыма - 6140 вылетов Освобождение Белоруссии – 400 вылетов Освобождение Польши – 5421 вылет Битва в Германии - 2000 вылетов Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. За ночь экипаж совершал по 6 – 8 вылетов летом и 10 – 12 зимой. Лётчицами было сброшено – 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Так же было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам. Перед полётами Эскадрилья построена

Слайд 10

Потери Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Слайд 11

Знаки отличия Почётное звание «Гвардейский» 9 октября 1943 года за отличия в боях за освобождение Таманского полуострова полку присвоено почётное звание Таманского. 24 апреля 1944 года за участие в освобождении Феодосии полк был награждён орденом Красного Знамени. За освобождение Белоруссии полк был награждён орденом Суворова III степени Более 250 девушек были награждены орденами и медалями. За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза. Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица

Слайд 12

Командир 46-го Таманского авиаполка гвардии подполковник Евдокия Давыдовна Бершанская единственная в стране женщина, удостоенная полководческой награды – ордена Суворова

Слайд 13

Командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка Герой Советского Союза гвардии лейтенант Евгения Андреевна Жигуленко Родилась в городе Краснодаре в семье рабочего. Совершила 968 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии лейтенанту Жигуленко Евгении Андреевне «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Слайд 14

И что с того, что звались "ведьмы", Врага крушили на "Ура". И в каждый вылет, как в последний Звала военная пора. Ваш возраст был чуть-чуть за двадцать. И все красивы и стройны. Джульеттами вам надо б зваться, А не рабочими войны. Не ждали в небе вы поблажек От смерти злобной и шальной. Порой никто и не расскажет, Каким ваш был последний бой. С собой не брали парашюты, Чтоб больше стал боезапас. Марины, Нади и Анюты Спасая мир, спасали нас. Вершины все вы покорили, Но матерями стали те, Кто до конца войны дожили, Не растворившись в пустоте Серж Антонов

Слайд 15

Когда на боевом аэродроме В кромешной тьме заметные едва, В тугих ветрах, в пыли, в моторном громе Рулят на старт знакомые У-2, Когда зенитки гневные на страже Стоят у нас - на стыке двух морей, Когда в поход уходят экипажи Моей страны любимых дочерей, Я, как вчера, сегодня вижу снова, Как в небе пролетают высоко Амосова, Никулина, Смирнова, И Руднева, и Белик, и Пасько. ... Друзья мои! Попробуйте измерьте Величье славы, вставшей в полный рост. Они летят дорогою в бессмертье Дорогой ясных путеводных звёзд. Они летят - и день, что нынче начат, Сияньем солнца их согреет вновь. Пусть им всегда сопутствует удача И Родины великая любовь. Б. Ласкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы - граждане одной страны"

Цели: – воспитание любви к своей родине, – воспитание уважения к национально-культурным традициям народов Адыгеи, развитие и сохранение их обычаев и традиций, – развитие познавательного интереса к ...

Классный час: « Один народ – одна страна – одна судьба».

Целью данного материала является  расширение знаний о  Республике Казахстан, развивитие интереса  к истории государства, воспитание нравственно-патриотических чувств....

Классный час. Тема урока: "Одна единственная жизнь" 4 класс.

Классный час общения «Одна единственная жизнь». О вреде употребления наркотиков....

классный час " Сто дорог - одна твоя"

Стихи, беседа о профессиях, загадки, игры...

Классный час "Мы жители одной планеты!"

Занятие ко Дню знаний, посвященному Году экологииЦели и задачи:• формирование представлений и элементарных знаний об экологии;• анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой...

Классный час «Сто дорог – одна твоя!»

Сценарий классного часа по профориентации для учащихся начальных классов...