Развитие вариативного мышления при работе с книгой в школе полного дня
методическая разработка на тему

Половнёва Лидия Константиновна

В последнее время количество детей, испытывающих трудности в обучении заметно возросло. И в обычных классах начальной школы немало учащихся, имеющих проблемы в обучении.Причиной слабой успеваемости является несформированность таких важнейших психических процессов как память, внимание, восприятие, воображение и, особенно - мышление, которое содержит в себе такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Логическое мышление - это основа успешного формирования общеучебных умений и навыков, требуемых школьной программой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на тему:

«Развитие вариативного мышления при работе с книгой

в школе полного дня»

Подготовила:

Половнёва Лидия Константиновна

воспитатель

Введение

В последнее время количество детей, испытывающих трудности в обучении заметно возросло. И в обычных классах начальной школы немало учащихся, имеющих проблемы в обучении.

Причиной слабой успеваемости является несформированность таких важнейших психических процессов как память, внимание, восприятие, воображение и, особенно - мышление, которое содержит в себе такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Логическое мышление - это основа успешного формирования общеучебных умений и навыков, требуемых школьной программой.

Еще профессор А.А.Столяр утверждал, что логическое и практическое (жизненное) содержание в младшем школьном возрасте осваивается в единствен не может быть отделено одно от другого.

Решить проблему неуспеваемости можно через применение такой инновационной технологии как развитие вариативности мыслительной деятельности.

Применение инновационной технологии «Развитие вариативности мыслительной деятельности» помогает воспитателю решать следующие задачи:

  1. Учить прогнозировать конечный результат деятельности;
  2. Развивать умение планировать ход выполнения учебной задачи;
  3. Развивать способность учащихся находить разнообразные и рациональные способы решения поставленной задачи (проблемы);
  4. Воспитывать волевые качества, владение методам самоконтроля, самопроверки, самооценки
  5. Формировать положительное отношение к учению.

Систематическое применение инновационной технологии «Развитие вариативности мыслительной деятельности» позволяет осуществлять передачу знаний в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное - не сообщать информацию в готовом виде, а передавать способы работы с ней. Технология предусматривает применение индивидуальных и коллективных форм работы, организацию учебно-познавательной, самостоятельной деятельности учащихся, использование творческих заданий, создание атмосферы доверия и ситуации успеха.

Формы работы по развитию вариативности мыслительной деятельности:

  • Поиск
  • Исследование
  • Путешествие
  • Открытие

Современное общество требует от человека креативности, оперативности, готовности к саморазвитию и самореализации. Под новизной инновационной технологии «Развитие вариативности мыслительной деятельности» понимается формирование способности учащихся гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике. Основная часть

Я занимаюсь проблемой интеллектуального развития личности ребенка. И решаю ее через применение такой инновационной технологии как развитие вариативности мыслительной деятельности. Под вариативностью мышления подразумевается способность человека находить разнообразные решения. Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора оптимального варианта решения проблемы. Успешнее это будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты и выбирать среди большого числа решений наиболее рациональное.

Работа по развитию вариативности мыслительной деятельности младших школьников строится в три этапа: этап развития продуктивности мышления, этап развития рациональности мышления, этап развития самостоятельности мышления.

На этапе развития продуктивности мышления у детей формируется умение находить как можно больше вариантов при решении учебной задачи. Перед учащимися открывается возможность выбора. В заданиях на развитие продуктивности мышления содержатся указания на поиск различных вариантов решения. При их выполнении главным будет количество найденных учеником вариантов. На данном этапе используется такой прием как алгоритмичность деятельности, на основе которого у учащихся формируется умение последовательно осуществлять действия и мыслительные операции.

По заданному алгоритму ученики решают задания:

  • имеющие единственный правильный ответ, нахождение которого осуществляется разными способами.
  • имеющие несколько вариантов ответа, причем их нахождение осуществляется одним и тем же способом.
  • имеющие несколько вариантов ответа, которые находятся отличающимися способами;

На этапе развития рациональности мышления используется такой прием как эффективность деятельности , у учащихся формируется умение достигать результат с оптимальными затратами времени и усилий. Рациональность (от лат. ratio - разум, разумение, рассудок) - способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствие деятельности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых - условие достижения цели.

На данном этапе среди множества рассмотренных вариантов решения учебной задачи необходимо выбрать наиболее рациональный способ решения.

Выбор рационального решения организуется по следующему алгоритму :

  • в начале сравнение и анализ всех предложенных вариантов;
  • затем выбор из предложенных вариантов наиболее удобного с обязательным обоснованием выбора;
  • в завершении - предложение собственного варианта, отличного от других.

Учащиеся включаются в поисковую деятельность, учатся контролировать ход поиска, сверять и оценивать результаты. На данном этапе главный акцент - на формирование творческой активности школьников: поиск оригинального решения, высказывание «смелых» предположений. Далеко не сразу ребята приходят к рациональным решениям, но ценно то, как активизируется в такие моменты мыслительная деятельность учеников.

На этапе развития самостоятельности мышления учащимся предоставляется возможность самостоятельного поиска решения. Возможные варианты работы:

  • работа с тестами на различных этапах урока;
  • создание учащимися собственных заданий, возможно тестов;
  • проведение разноуровневых видов работ.

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Задания для развития вариативности мышления позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память.

В основе моей работы лежит личностно-ориентированный подход. Согласно которому, каждый ученик - индивидуальность, которой воспитатель помогает реализовать свой потенциал.

На каждом занятии с применением технологии «Развитие вариативности мыслительной деятельности» учащимся дается возможность реально оценить свои знания, улучшить свой личный результат и повысить самооценку.

Показателями развития вариативности мышления у учащихся являются:

  • умение планировать ход учебной задачи;
  • умение находить более рациональный способ решения;
  • соблюдение алгоритма действий по выполнению учебной задачи;
  • умение делать выбор и принимать решение. Заключение

Применение технологии «Развитие вариативности мыслительной деятельности» формируету учащихся умение наблюдать за учебным материалом, выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результат; а также обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию деятельности учащихся, реализует принципы личностно-ориентированного обучения. Итак, при

применении вариативного подхода каждый ученик найдет такие и столько вариантов решений к заданию, какие позволят его индивидуальные способы восприятия учебной задачи, темп работы и уровень знаний.

Использование данной технологии характеризует глубину ума, так как в этой способности проявляется умение выделять и использовать в работе основную умения, позволяющие системно выявлять все возможные варианты и находить из них самый оптимальный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления при работе со словарными словами

В статье я показала развитие  различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно....

урок математики в 4 классе Тема урока: Развитие логического мышления при работе с геометрическим материалом

Цели урока: обучающие-обобщение знаний, полученных на уроках математики;формирование навыков сложения и вычитания с многозначными числами;умение выделять главное, существенное в изучаемом м...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Использование технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми в начальной школе

"Использование технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми в начальной школе" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.:...

Развитие дивергентного мышления. Практическая работа

  Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из...

Использование технологии развития критического мышления в работе с одарёнными детьми в начальной школе

В настоящее время всё более приоритетной  становится работа с одарёнными детьми особенно в начальной школе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и её д...