Занятие «Правила хорошего тона»
план-конспект на тему

Познакомить воспитанников с понятием «вежливость», развивать способность отличать хорошие поступки от плохих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Правила хорошего тона»

Цель: Познакомить воспитанников с понятием «вежливость», развивать способность отличать хорошие поступки от плохих.

Задачи: воспитывать доброжелательное,  уважительным отношение к людям; формировать умение видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; способствовать навыкам самостоятельного выбора модели поведения в зависимости от ситуации.

Оборудование:  магнитофон, диск с музыкой, мяч.

Методическое обеспечение: тест «Вежливый ли ты».

Организационный момент

Кто готов учиться?

Кто готов трудиться?

Будем слушать, отвечать

И друг другу помогать.

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение С. Маршака и ответьте на вопрос: о каких вежливых поступках идет речь?

              Ежели вы вежливы.

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею,

 Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.

Отняв у младших мячик, он их благодарил. «Спасибо», - говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

Основная часть

Воспитатель: Скажите, как называют человека, который всегда относится к другому внимательно, сердечно, по-доброму?

Дети: Такого человека называют вежливым.

Воспитатель: Вежливость – это уважительное отношение к другим людям.

«Вежа» - древнерус. «знаток», тот, кто знает правила приличия. Сейчас мы определим, какие вы знатоки вежливости.

Игра «Вежливо – невежливо»

Воспитатель: Ситуацию нужно оценить хлопками. Если вежливо – 2, невежливо – 1.

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть и не извиниться.
  • Помочь поднять упавшую вещь.
  • Не встать, обращаясь к учителю.
  • Взять билеты в автобусе.
  • Не уступить место в транспорте.
  • Не заметить недовольство мамы.
  • Брать без очереди что-то в магазине.
  • Подать пальто.
  • Грубить старшим.
  • Помочь бабушке пройти на другую сторону улицы.

Воспитатель:  Молодцы! А сейчас я предлагаю проверить, насколько вежлив каждый из вас.

Тест «Вежливый ли ты».

Отвечай на вопросы одним словом «да», «иногда» или «нет».

1) Здороваешься ли ты с соседями по дому?

2) Благодаришь ли ты маму, бабушку, за обед?

3) Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4) Ты извинишься перед малышом, которого случайно толкнул?

5) Папа помог решить тебе трудную задачу, благодаришь ли ты его?

6) Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса?

7) Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру с праздником 8 марта?

8) Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними?

«да» - 2, «иногда» - 1, «нет» - 0.

12 – 16: С тобой пока все в порядке. Так держать!

8 – 11: Ты не всегда вежлив, будь внимательнее!

Меньше 8: Тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Вежливые слова».

Игра «Вежливые слова»

(вставить их хором)

Однажды Вова поехал в театр, в трамвае он сел около окна и с интересом стал рассматривать улицу. Вдруг трамвай остановился, и вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь,…». Женщина очень вежливо поблагодарила Вову: «…». Неожиданно трамвай резко затормозил, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «….»

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете вежливые слова? Давайте поиграем в игру «Ежели мы вежливы». Правила игры такие: Передаём мяч по кругу, называя вежливые слова. Повторять нельзя. Кто повторит или долго не сможет придумать, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

Игра «Ежели мы вежливы».

Воспитатель: Об одном и том же можно сказать по-разному. Подпиши около каждого выражения: вежливо, невежливо, грубо.

1) Ты врёшь!  

    Ты обманываешь!  

    Ты говоришь неправду!

2) У тебя плохой рисунок.

     Что это за размазня!

     У тебя сегодня рисунок не совсем удался!

3) Здесь воняет!

     Здесь нехороший запах.

     Давайте проветрим помещение.

Воспитатель: Оказывается, есть такие люди, которые заучили вежливые

слова наизусть, а поступки их совсем не вежливы. Послушайте рассказ

В. Морозова. «Неблагодарные».

   Они не знали здешних мест и думали: продвигаются к дороге. А лесные заросли становились просто непролазными.

 – Теперь как же? Заблудились.

 – Без паники! – приказал Сергей и прислушался.

   Где-то поблизости тарахтел мотор! Пробрались через заросли, выбежали на глухую просеку. На ней показался грузовик, нагруженный бревнами.

– Товарищ водитель! – Сергей остановил машину. – Нам нужно в деревню Добринево. Вы можете помочь?

– Это можно! – парень за рулем велел всем путешественникам ждать на просеке: отвезу, мол, бревна и прикачу за вами. Не обманул шофер, доставил ребят прямо к деревенской школе на ночлег. На ужин всем захотелось парного молока. Ребята дождались, пока пригнали стадо, и снарядили за молоком Тамару с Галкой. Девочки взяли деньги, ведро и возвратились через полчаса…без денег и молока.

– Упали мы, и все молоко на дорогу, - всхлипывала Галка. – Делайте со мной, что хотите.

   А что было делать?

– Молоко на ужин отпадает, только и всего, - успокоил товарищей Сергей.

   Он и не предполагал, что Тамару с Галкой могли видеть деревенские ребята. А те и в самом деле видели, как упали девочки. Двое незнакомых мальчишек и девчушка лет семи предстали перед путешественниками, когда скучный ужин подходил к концу.

– Что же вы так, в сухомяточку? – спросила девчушка тоном, каким отчитывают обычно малышей. Поставили гости на школьное крыльцо тяжелый бидон.

– Пейте!

– Вот спасибочки! – Сергей тут же  сфотографировал «молоконосителей», чтобы память о них была. Ушли путешественники из Добринева через три дня. Ушли по направлению к железной дороге. Деревенские жители догадались об этом, когда увидели сильно помятую рожь. Ржаное поле надо было обходить, а туристы поленились и – прямиком по хлебу. Такое в деревне не посмел бы сделать самый отпетый негодяй.

– А вроде культурный всё народ, - говорил озадаченный шофер. – Я ведь их из лесу доставлял. Спасибо хором кричали.

   Ребята, которые угощали путешественников молоком, тоже не могли ничего понять:

 – Веселые такие туристы. Вежливые.

– В том ли суть – сказал старый деревенский сторож, - чтобы вежливенько улыбаться и говорить «спасибо» за людское добро. Надо, разумеется. Однако  благодарный человек за добро всегда добром платит или хотя бы не пакостит тем, кому обязан радостью или своей удачей! Так то!

  • Какие вежливые слова произносили ребята?
  • Почему рассказ называется «Неблагодарные»?
  • Что бы вы посоветовали ребятам?

Воспитатель: Вежливость должна сочетаться с заботливым, внимательным, уважительным отношением к человеку и его труду. Давайте подведём итог.

Вежливый человек.

  • Тот, кто хочет и умеет считаться с другими.
  • Тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
  • Тот, кто вежлив и со старшими, и с младшими.
  • Тот, кто всегда один и тот же.

Вежливый человек – это воспитанный человек.

Д. С. Лихачев.

Рефлексия

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Кто считается вежливым человеком?

Почему не всегда зная вежливые слова, человек не считается вежливым?

Как вы считаете, вы вежливые дети?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Правила хорошего тона.

Внеклассное мероприятие для детей 2 класса, которое поможет учителю повторить с детьми правила хорошего тона, вежливые слова, узнать новые исторические факты....

Классный час Правила хорошего тона "Будь всегда вежливым"

Классный час в 3 классе "Будь всегда вежливым"...

Статья "Нездоровые правила хорошего тона".

Как противостоять негативным эмоциям, если они всё-таки нас посетили? Дать выход охватившему нас чувству или безжалостно подавит его в себе?...

Правила хорошее тона

Инструктажи: по правилам поведения в школе и по правилам дорожного движения...

Конспект урока на тему "Правила хорошего тона"

Тема:  Правила  хорошего тонаУрок 3Цель: Создать благоприятные условия для  повышения мотивации  у обучающихся  к изучению хороших манер, доброжелательности.Задачи:...

ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ "ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА"

Цель:образовательная - познакомить детей с правилами поведения и с хорошими манерами;воспитательная - воспитывать уважение к себе и окружающим, формировать культуру самовоспитания личности школьника;р...