Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Иксанова Рашида Сафаровна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-grazhdanin_rossii.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»

Для 1 класса

 Составила: Иксанова Р.С.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка “Я – гражданин!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . 

 Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 33 часа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

         

Планируемые результаты

 Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:

• любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

• долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

• родная земля, заповедная природа, планета Земля;

• красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной деятельности

Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, Сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке

Методика изучения ценностных установок и ориентации, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся

Содержание курса:

 1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)

Общий годовой план работы составляет 33 часа, из них: теоретических - 12 часов, практических - 21 час.

    1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика.

    2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

   3.  «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени.

История моего посёлка

Откуда пришли елочные игрушки.

 Встречаем Масленицу.

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

        4. «Я и школа» (8 часов).

 Формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка.

Мой школьный дом.

 Правила поведения в школе.

Законы жизни в классе

 Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка.

 Самый красивый школьный двор

Экскурсии по школе, по школьному саду

Акции.

«Я и мое Отечество» (6 часов).

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины.

Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен.

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

«Я и планета» (4 часа).

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи.

 Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

 В гости к зеленой аптеке.

Конкурсы рисунков.

Учебно-тематический план 1 класс

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Практические занятия

1

Я и Я

5

5

2

Я и семья.

3

3

3

Я и школа.

7

6

1

4

Я и моё отечество.

7

5

2

5

Я и планета.

12

7

5

6

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Форма организации

Виды деятельности

Развиваемые УУД

Дата проведения

по плану

фактически

1.

Я, Ты, Мы. Мой сосед по парте.

1

игра

игровая

Регулятивные универсальные учебные действия

  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

6.09

2

Мои увлечения

1

игра

игровая

Регулятивные универсальные учебные действия

  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

13.09

3

Во что поиграем с друзьями.

1

игра

игровая

Регулятивные универсальные учебные действия

20.09

4

Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома.

1

праздник

Досугово-развлекательная

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ.

Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.

27.09

5

Я – помощник в семье.

1

игра

игровая

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.

4.10

6

Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

1

конкурс

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

11.10

7

Праздник первого звонка.

1

праздник

игровая

Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.

18.10

8

Правила поведения в школе.

1

игра

игровая

Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.

25.10

9

Школа - мой дом. Экскурсия по школе.

1

экскурсия

Познавательная

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.

8.11

10

Законы жизни класса.

1

игра

игровая

Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.

15.11

11

Школа вежливости.

1

игра

игровая

Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

22.11

12

Безопасная дорога в школу.

1

квн

Досугово-развлекательная

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

29.11

13

Правила поведения в общественных местах.

1

игра

игровая

Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

6.12

14

Мой город – Поляны родные.

1

экскурсия

Познавательная

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.

13.12

15

Моя улица.

1

экскурсия

познавательная

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.

20.12

16

Здравствуй, старый Новый год!

1

праздник

Досугово-развлекательная

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

27.12

17

Они защищали Родину.

1

экскурсия

познавательная

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.

10.01

18

Государственные символы России.

1

квн

Познавательная

Досугово-развлекательная

Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.

17.01

19

Что такое Олимпийские игры.

1

викторина

Познавательная

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ.

24.01

20

Будь планете другом.

1

праздник

Досугово-развлекательная

Ориентация в нравственном содержании и осмысление как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

31.01

21

Конкурсы кормушек и рисунков.

1

конкурс

проектная

Регулятивные универсальные учебные действия.

7.02

22

Не померкнет  ваша слава!

1

экскурсия

познавательная

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.

14.02

23

День птиц.

1

квн

Досугово-развлекательная

Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды

28.02

24

Конкурс стихов к 8 Марта.

1

конкурс

проектная

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

7.03

25

Весна  в гости к нам пришла.

1

экскурсия

познавательная

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.

14.03

26

Конкурс дымковских игрушек.

1

конкурс

проектная

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

21.03

27

Столица России – Москва.

1

квн

Досугово-развлекательная

Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.

4.04

28

Дни удмуртской культуры.

1

экскурсия

познавательная

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

11.04

29

Девчонки и мальчишки, а также их родители.

1

соревнование

Проблемно-ценностное общение

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

18.04

30

Что такое хорошо, а что такое плохо?

1

квн

Досугово -развлекательная

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

25.04

31

32

Все профессии важны , все профессии нужны.

1

экскурсия

Познавательная

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.

2.05

33

Я, мои друзья, моя школа, моя Родина.

1

праздник

Досугово-развлекательная

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

 Уважительно относится  к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

16.05

ИТОГО:

33

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России!"

Данная   программа  ориентирована на воспитание достойных граждан России,  способствует формированию гражданского самосознания учащихся. Программа адаптирована для детей млад...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин России" 3 класс

Данный материал содержит программу по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражда...