Классный час "Птицы - наши друзья"
классный час (3 класс)

Аверина Татьяна Ивановна

Внеклассное мероприятие с целью воспитания ответственного отношения  к природе, к "братьям нашим меньшим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy-_nashi_druzya.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Классный час « Птицы – наши друзья»        

Цели: воспитание ответственного отношения к природе, к « братьям нашим меньшим».

Задачи: создание условий для осмысления связей и отношений между человеком и представителями фауны; расширение представлений о пернатых друзьях, их важной роли в природе; побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.

Подготовка:

  1. Поиск вместе с детьми и их родителями интересной информации по теме классного часа.
  2. Поиск эвристической информации о приметах, связанных с поведением птиц.
  3. Подбор пословиц и поговорок с использованием образов птиц.
  4. Оформление встречи: иллюстрации с изображением птиц. Фонограмма  «Голоса птиц», ролики с информацией о птицах.

Ход классного часа.

  1. Мотивационная беседа с детьми.

- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами. Да, да, за чудесами! даже взрослые – и те встречаются  с неведовым,  таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

-Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему нашего классного часа сегодня.

Снится ночью пауку

Чудо- юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица).

        - Птицы издавна привлекали  внимание человека.

        Нашу планету нельзя представить без птиц. Птицы очень красивы, они радуют нас стремительным лёгким полётом, красивым оперением, мелодичным пением. Мы привыкли к соседству птиц, любим и хотим знать о них всё.

        Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания о них.  Несомненно, первые  мысли о воздухоплавании, стремлении научится  летать, зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.

        До сих пор работают учёные над интереснейшей   научной проблемой – тайной ежегодных перелётов птиц.

        Наш разговор будет посвящён птицам. А для начала я с удовольствием предоставляю слово моим пытливым помощникам, которые хотят удивить вас найденной информацией.

        1 ученик. Символом мудрости со времён Древней Греции является сова, символом храбрости  и силы – орёл. Не зря двуглавый орёл присутствует на гербе России, а символом Америки – белоголовый орлан.

        2 ученик. Более 150 млн лет назад от предков динозавров  произошли птицы. Сильно изменяясь, они приобрели  разнообразные формы, повадки, размеры. Это позволило им со временем заселить все континенты, освоить самые разнообразные природные ниши. Береговые ласточки, зимородки приспособились гнездиться даже под землёй. Но не все птицы появились сразу. Воробьиные, к которым относится более половины всех птиц, известны всего лишь 60 млн лет,  тогда как гусеобразные – 115 млн лет.

        3 ученик. В настоящее время на территории нашей страны обитает более семисот видов птиц. Раздел науки биологии, которая изучает пернатых, называется орнитологией.

        

        - Птицы везде – над вами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах.  Птиц  в природе очень много. Только в России их насчитывается более семисот шестидесяти видов (760). Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой  жизни не хватит.  Но тех, которые  в лесу или в парке неподалёку от вашего дома, надо знать.

        -  И сейчас я предлагаю определить лучшего знатока птиц.  Я предлагаю загадки, а вы отгадайте.

  • Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.  (Грач)

–Кто готовил информацию о граче?  (Заставка о граче)

-У этих птиц есть немало достоинств.  Грачи – вестники весны.  Ещё кругом лежит снег, а они отважились и прилетели. Когда весна вступит в свои права – грачи принимаются за работу. Ремонтируются старые гнёзда, возводятся новые. Грачи селятся из года в год в одних и тех же местах. Если грачи прямо на гнездо летят, весна будет тёплой.  Бродя стаями по полям, грачи уничтожают огромное количество мелких вредителей: гусениц, личинки и куколки насекомых, жуков.

* Он прилетает каждый год

   Туда, где домик его ждёт.

   Чужие песни петь умеет,

   А всё же голос свой имеет.  (Скворец)  (Заставка о скворце)

  • Спинкою зеленовата,

      Животиком желтовата,

     Чёрненькая шапочка

     И полоска шарфика. (Синица) (Заставка о синице)

-Синичка невеличка, а птичка.

  • Угадайте, что за птичка

     Темненькая невеличка?

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два конца. (Ласточка) (Заставка о ласточке)

-В конце весны, с хорошей погодой прилетают к нам ласточки. Когда погода хорошая и тёплые струи воздуха возносят к небу насекомых и пауков, ласточки охотятся на них, а в пасмурные дни ласточки летают низко над землёй.  Ласточки имеют очень маленькие лапки, но острыми коготками надежно цепляются за мельчайшие неровности фасадов домов. Здесь же под крышами домов устраивают гнёзда. Птенцы появляются голенькими и весят всего 3 г.  Тем не менее, каждый из них получает в сутки около 40 тыс. насекомых, для этого взрослый подлетает к нему 30-40 раз.  Поэтому птенцы быстро растут.  Береговых ласточек называют стрижами. Это самые быстрые птицы.  Эти стремительные птички всё совершают на лету: кормятся, поют, купаются, и даже спят.

         В народе говорят: одна ласточка весны не делает, но всё же ранние ласточки – к счастливому году.

  • Носит чёрненький жилет,

     Но у крыльев чёрный цвет.

    Видишь,  кружат 20 пар

     И кричат: Карр! Карр! Карр!  (Ворона) (Заставка о вороне)

-Вороны – «интеллектуалы», по сообразительности стоят на одном из верхних ступеней в птичьем царстве.

        Вороны издавна жили и гнездились в городах. Они очень тесно связаны с человеком. Они не боятся людей, да и еды в городе много.  Но они и недоверчивы, близко к себе не подпускают. И в то же время при серьёзной опасности  бросаются ей навстречу, при этом спешат на помощь  друг другу со всей округи. Основная задача вороны – добыть пропитание. Они умудряются добыть пищу там, откуда другие птицы улетают ни с чем. Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.

        Сейчас назрела необходимость сократить кол-во ворон в городах. Но полностью их уничтожать нельзя. Не только потому, что они в какой – то степени санитары и истребители грызунов, но и потому, что они – часть нашей природы.

  • Маленький мальчишка

      В сером армячишке

      По дворам шныряет,

      Крохи собирает. (Воробей) (Заставка о воробье)

- В большинстве мест воробей – птица оседлая, но кое-где и перелётная: например, из Якутии на зиму они отправляются  в жаркие страны.

        Воробей приносит немало вреда, нападая на посевы зерновых, подсолнечника, уничтожая ягоды, воруя зерно.  Значит вреден?

        А вот и нет! В США, в городе Бостон, поставлен памятник воробью, спасшему поля, сады и огороды от гусениц.  В Китае, решив, что воробьи уничтожают посевы зерна и риса объявили им войну, почти полностью истребив их. А потом пришлось покупать воробьёв в Монголии.  Значит полезен?

        Специалисты подсчитали, что 1000 птиц за 1 месяц уничтожают 8 кг семян сорняков. Выкармливая птенцов, воробьи ежедневно приносят им по 600насекомых, из которых  90 %  - вредители.

        Потому-то и нельзя ответить, полезен воробей или вреден. В природе нет вредных и полезных птиц. Всё зависит от места, где они живут, от их количества.

        Есть и приметы, связанные с воробьём. Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.

Физкультминутка.

- Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать: можете и хлопать в ладоши, и топать ногами (носочками).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

И ещё раз

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи.

Галки и чижи,

Комары, кукушки…

Даже совы - сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

  1. Этап формирования личностного отношения школьников к проблеме.

        -Птицы – наши друзья, и им нередко требуется наша помощь, внимание, забота, любовь. Предлагаю вам подумать над ситуацией, которую я сейчас озвучу. Она написана В.А. Сухомлинским и называется «Почему плачет синичка?»

        « В доме, на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша  и девочка Оля. Мише 10 лет, а Оле -9.

        Около дома рос высокий ветвистый тополь.

        -Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.

        -Ой, как хорошо будет кататься! – обрадовалась  Оля.

        Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку.  Встали дети на качели и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, и поёт. Миша говорит:

        - Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.

        Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле – гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.

        - Синичка не радуется, а плачет, – сказала Оля.

        -А почему она плачет? – удивился Миша.

        - Подумай, почему, - ответила Оля.

        Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездо и думает: почему же она плачет?»

- А вы, ребята, как думаете, почему же плачет синичка?

(Высказывания  детей.)

          Вывод: нельзя шуметь возле птичьих гнёзд. Это доставляет птице беспокойство, тревожит её и даже пугает. Испуганная птица может покинуть гнездо и не вернуться, а птенцы погибнут.

Я предлагаю прослушать стихотворение  А.Яшина.

Мы безумно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых,

Просто диву даёшься!

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же,  наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды,

Ну, синички…

Где запомнить все клички,

Просто птички – и только!

 …

И конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим,

Не жалеем.

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

        -Ребята, а как вы и ваши родители помогают птицам?   (Ответы детей: смастерили вместе с папой кормушку, скворечник, подкармливаем птиц зимой, не разоряем птичьих гнёзд).

3. Этап рефлексии.

        -Почему же надо беречь птиц, заботится  о них, поддерживать зимой, когда им голодно и зябко?

(Варианты ответов детей:

-птицы нужны природе, они часть её,

- птицы помогают людям бороться с вредителями,

- птицы помогают получить большой урожай,

-птицы делают нашу жизнь красивее: они замечательно поют, имеют яркое оперение,

-птицы -  санитары, они уничтожают комаров и мух.)

        - Я благодарю всех вас и радуюсь тому, что вы по-взрослому относитесь к птицам и своё доброе отношение воплощаете  в хорошие, правильные поступки.

        Почти 100 лет назад, в 1906 году, была подписана Международная конвенция об охране птиц.  День 1 апреля – это Международный день наших пернатых друзей – День птиц.

        

В заключении я предлагаю вам разгадать кроссворды, где вам пригодятся те познания, о которых мы сегодня говорили.

1.                

                       

                           

По горизонтали:

  1. За лето съедает тысячу полёвок и мышей, спасая нам в год полтонны хлеба.

3. Гнезда не строит и не выводит потомства.

     5. Около миллиона вредных насекомых съедает за лето эта птица.

По вертикали:

1. Полезная хищная птица, которая питается грызунами и крупными насекомыми.

4. Самая маленькая птичка, живущая в нашей стране. Она весит 4-5 граммов, а съедает в год больше килограмма насекомых.

6. Одна из самых полезных зимующих птиц. Она уничтожает вредителей растений.

Ответы:

по горизонтали: 2.Сова. 3. кукушка. 5. Ласточка.

по вертикали: 1. Коршун. 4. Королёк. 6. Синица.

2.                          

                 

По горизонтали:

  1. Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт.

По вертикали:

  1. На шесте дворец,

Во дворце певец.

  1. Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

  1. Какая птица в лесу обитает,

Всем своё имя называет?

4. Маленькая серенькая птичка с красной грудью.

Ответы:

по горизонтали: 5. Жаворонок.

по вертикали: 1.Скворец.2. Сорока.3. Кукушка. 4. Снегирь.

3.                                      

По горизонтали:

3. Кричит кар-кар.

4. Пёстрая птица с хохолком в виде веера на голове и длинным, слегка загнутым клювом.

5. Чик- чирик. К зёрнышку прыг.

7. Длинноногая птица.

По вертикали:

1. Птичий нос.

2. Птица – почтальон.

6. певчая птица, которая может нырять на дно водоёма и ходить по дну.

Ответы:

по горизонтали: 3. Ворона. 4. Удод.5. Воробей. 7. Аист.

по вертикали: 1. Клюв. 2. Голубь. 6. Оляпка.

-Закончить  наш классный час я предлагаю «Песней про чибиса».

(Исполняют дети)

        В тексте затаилось  8 птиц. Отыщите их названия.

        Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей.  Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветка дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

В тексте затаилось  8 птиц. Отыщите их названия.

        Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей.  Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветка дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

В тексте затаилось  8 птиц. Отыщите их названия.

        Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей.  Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветка дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

В тексте затаилось  8 птиц. Отыщите их названия.

        Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей.  Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветка дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

В тексте затаилось  8 птиц. Отыщите их названия.

        Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей.  Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветка дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

В тексте затаилось  8 птиц. Отыщите их названия.

        Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей.  Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветка дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

В тексте затаилось  8 птиц. Отыщите их названия.

        Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей.  Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветка дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка)

В конце весны, с хорошей погодой прилетают к нам ласточки. Когда погода хорошая и тёплые струи воздуха возносят к небу насекомых и пауков, ласточки охотятся на них, а в пасмурные дни ласточки летают низко над землёй.  Ласточки имеют очень маленькие лапки, но острыми коготками надежно цепляются за мельчайшие неровности фасадов домов. Здесь же под крышами домов устраивают гнёзда. Птенцы появляются голенькими и весят всего 3 г.  Тем не менее, каждый из них получает в сутки около 40 тыс. насекомых, для этого взрослый подлетает к нему 30-40 раз.  Поэтому птенцы быстро растут.  Береговых ласточек называют стрижами. Это самые быстрые птицы.  Эти стремительные птички всё совершают на лету: кормятся, поют, купаются, и даже спят.

         В народе говорят: одна ласточка весны не делает, но всё же ранние ласточки – к счастливому году.

-Синичка невеличка, а птичка.

-У этих птиц есть немало достоинств.  Грачи – вестники весны.  Ещё кругом лежит снег, а они отважились и прилетели. Когда весна вступит в свои права – грачи принимаются за работу. Ремонтируются старые гнёзда, возводятся новые. Грачи селятся из года в год в одних и тех же местах. Если грачи прямо на гнездо летят, весна будет тёплой.  Бродя стаями по полям, грачи уничтожают огромное количество мелких вредителей: гусениц, личинки и куколки насекомых, жуков.

В настоящее время на территории нашей страны обитает более семисот видов птиц. Раздел науки биологии, которая изучает пернатых, называется орнитологией.

 Более 150 млн лет назад от предков динозавров  произошли птицы. Сильно изменяясь, они приобрели  разнообразные формы, повадки, размеры. Это позволило им со временем заселить все континенты, освоить самые разнообразные природные ниши. Береговые ласточки, зимородки приспособились гнездиться даже под землёй. Но не все птицы появились сразу. Воробьиные, к которым относится более половины всех птиц, известны всего лишь 60 млн лет,  тогда как гусеобразные – 115 млн лет.

Символом мудрости со времён Древней Греции является сова, символом храбрости  и силы – орёл. Не зря двуглавый орёл присутствует на гербе России, а символом Америки – белоголовый орлан.

-У этих птиц есть немало достоинств.  Грачи – вестники весны.  Ещё кругом лежит снег, а они отважились и прилетели. Когда весна вступит в свои права – грачи принимаются за работу. Ремонтируются старые гнёзда, возводятся новые. Грачи селятся из года в год в одних и тех же местах. Если грачи прямо на гнездо летят, весна будет тёплой.  Бродя стаями по полям, грачи уничтожают огромное количество мелких вредителей: гусениц, личинки и куколки насекомых, жуков.

-Вороны – «интеллектуалы», по сообразительности стоят на одном из верхних ступеней в птичьем царстве.

        Вороны издавна жили и гнездились в городах. Они очень тесно связаны с человеком. Они не боятся людей, да и еды в городе много.  Но они и недоверчивы, близко к себе не подпускают. И в то же время при серьёзной опасности  бросаются ей навстречу, при этом спешат на помощь  друг другу со всей округи. Основная задача вороны – добыть пропитание. Они умудряются добыть пищу там, откуда другие птицы улетают ни с чем. Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.

        Сейчас назрела необходимость сократить кол-во ворон в городах. Но полностью их уничтожать нельзя. Не только потому, что они в какой – то степени санитары и истребители грызунов, но и потому, что они – часть нашей природы.

В большинстве мест воробей – птица оседлая, но кое-где и перелётная: например, из Якутии на зиму они отправляются  в жаркие страны.

        Воробей приносит немало вреда, нападая на посевы зерновых, подсолнечника, уничтожая ягоды, воруя зерно.  Значит вреден?

        А вот и нет! В США, в городе Бостон, поставлен памятник воробью, спасшему поля, сады и огороды от гусениц.  В Китае, решив, что воробьи уничтожают посевы зерна и риса объявили им войну, почти полностью истребив их. А потом пришлось покупать воробьёв в Монголии.  Значит полезен?

        Специалисты подсчитали, что 1000 птиц за 1 месяц уничтожают 8 кг семян сорняков. Выкармливая птенцов, воробьи ежедневно приносят им по 600насекомых, из которых  90 %  - вредители.

        Потому-то и нельзя ответить, полезен воробей или вреден. В природе нет вредных и полезных птиц. Всё зависит от места, где они живут, от их количества.

        Есть и приметы, связанные с воробьём. Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.

Мы безумно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых,

Просто диву даёшься!

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же,  наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды,

Ну, синички…

Где запомнить все клички,

Просто птички – и только!

 …

И конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим,

Не жалеем.

Ни за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

                       

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Наши друзья витамины"

Классный час "Наши друзья витамины"...

Презентация к классному часу "Наши друзья витамины"

Презентация "Наши друзья витамины"...

Классный час "Наши друзья - животные"

Цель:             - Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу....

Классный час «Наши друзья – птицы»

Наш разговор будет посвящён теме «Наши друзья-птицы», о том как сложно зимовать младшим братьям, пролетать несколько километров в поисках пищи. Ведь корм- это зимой самое главное.А в лесу уже нет вкус...

Классный час "Наши друзья - птицы"

Подборка материала о птицах....

Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма Классный час: «Наши друзья - дорожные знаки» (1 класс)

Пояснительная записка. Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  разработана для 1 класса. Проводиться в форме  классного часа «Наши друзь...

Классный час: «Наши друзья - дорожные знаки»

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  разработана для 1 класса. Проводиться в форме  классного часа «Наши друзья – дорожные знаки»...