Программа занятий с детьми первых классов в период адаптации их к обучению в условиях коррекционной школы: "ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ".
рабочая программа (1 класс)

Каверина Светлана Михайловна
Программа направлена на развитие адаптационных способностей первоклассников, снятие нервно-психического напряжения, обучение детей методам релаксации, активизацию познавательного интереса, развитие мелкой моторики рук, групповой сплоченности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа занятий с детьми с ОВЗ первых классов в период адаптации их к обучению в условиях коррекционной школы

«Ласковые лапки»

Составила: педагог-психолог

ГБОУ 370 Московского района

Каверина С.М.

Санкт-Петербург

2019


Пояснительная записка.

         

В последние годы много внимания уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние может быть хроническим или временным, частичным или общим.

Период адаптации у таких детей к ситуации начала обучения в школе бывает более длительным, по сравнению с их здоровыми сверстниками.

Исследование материала по развитию детей с ОВЗ, привело к осознанию необходимости создания программы, способствующей быстрейшей адаптации первоклассников к школьному периоду их жизни.

Мы можем говорить, что ребенок успешно адаптировался к новым условиям школьной жизни, если:

- у ребенка наблюдаются успехи в обучении,

- у ребенка наблюдаются успехи в общении,

- у ребенка позитивные эмоции преобладают над негативными.

Данная программа призвана помочь детям в развитии адаптационных способностей организма, в снятии нервно – психического напряжения, в обучении способам релаксации, в том числе, с помощью дыхательных техник, установлению более теплых взаимоотношений между детьми, активизировать познавательную активность школьников, содействовать развитию мелкой моторики рук.

Многим детям с ограниченными возможностями здоровья свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. И, если, специально не обучать ребенка навыкам расслабления, он не сможет помогать себе полноценно расслабляться. Целью включенных в программу релаксационных упражнений, является снятие чрезмерного мышечного и эмоционального напряжения.

Известно, что состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением, которое возможно достигать и локальным мышечным расслаблением, например, мышц лица, рук, ног, что и прорабатывает данная программа.

       Известно, что в период стрессовых нагрузок, может сбиваться естественный ритм дыхания. Для отработки правильного дыхания, программа включает некоторые элементы парадоксальной  дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Упражнения усиливают диафрагмальное дыхание, вентиляцию легких, особенно нижнего их отдела, что способствует профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы, установлению правильного и естественного ритма дыхания, а также способствуют в решении логопедических затруднений. Гимнастика Стрельниковой не имеет противопоказаний.

В программу также включены упражнения на развитие тонких движений пальцев, самомассаж кистей рук. Центр кисти в коре головного мозга располагается рядом с центром речи. Именно поэтому при речевых нарушениях, развитии речи у детей рекомендуются упражнения на мелкую моторику, в том числе массаж пальцев рук.

Помимо перечисленного, данная программа содержит игры и упражнения, направленные на развитие групповой сплоченности, навыков невербального общения, развитие восприятий, представлений, воображения, сенсомоторики. Занятия проходят в круге, т.к. круг наиболее энергичен и дети в нем открыты для общения. Такое «округление действия» создает ощущение целого, завершенного и действует гармонизирующе.  

Актуальность программы объясняется небольшим количеством специальной литературы по развитию адаптационных способностей у детей с ВОЗ, сложностью данного вопроса. С течением времени, возможно совершенствование программного материала по мере углубления понимания сути вопроса, видения совокупного воздействия различных специалистов, актуальности воздействий, конкретных технологий.

Программа рассчитана для работы с детьми 7-8 лет.

Занятия проводятся с обучающимися первых классов в период адаптации к школе. В программе 8 занятий. Занятия проходят один раз в неделю.

 

Структуру занятий можно представить в виде последовательных этапов:

  1. Невербальное приветствие друг другу, упражнения на групповую сплоченность.
  2. Упражнения на развитие мелкой моторики рук, самомассаж.
  3. Игры, упражнения, направленные на активизацию психических процессов.
  4. Психогимнастические упражнения, этюды, направленные на снятие внутренних зажимов, развитие невербальных выразительных средств.
  5. Дыхательные упражнения.
  6. Релаксационные упражнения.

Занятие 1.

  1. Приветствие.

                        Поздороваться за ручки с рядом сидящими.

  1. «Ласковое имя».              

                        Каждый ребенок говорит по кругу о том, как ласково его называют дома, а все вместе хором за ним повторяют.

  1. «Пальчики здороваются».

                       Большой пальчик поочередно касается мизинца, безымянного, среднего, указательного пальцев со словом: «Привет!» (сначала проделывается на одной руке, потом на другой).

  1. Самомассаж кистей рук: покатать между ладонями резиновый игольчатый массажер, ребристый деревянный массажный шарик, игольчатую деревянную массажную палочку, мягкий резиновый игольчатый шарик, передавать соседу справа.
  2.  «Флажок».

                 Четыре пальца (указательный, средний, безымянный, мизинец) – вместе, большой опущен вниз, тыльная сторона ладони – к себе.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

  1. Ребята, покажите, а что у нас:
  • слушает
  • смотрит
  • бегает
  • разговаривает
  • трогает
  • ходит
  • нюхает?
  1. Ребята, давайте покажем, как удивляется клоун? (поднять брови вверх, широко открыть глаза), а злиться (сдвинуть брови), а очень боится (сильно зажмуриться), а как смеется?
  2. Дыхательное упражнение «Ладошки».

                   Руки, согнутые в локтях, вверх, ладошки открыты.

                     Кисти хватают воздух одновременно с резким вдохом,

                     выдох произвольный, через рот.

       Дети, наши ручки сейчас будут ловить воздух, а нос им будет в этом помогать (показать). После 4 вдохов, ручки опускаем, отдыхаем (3-5 сек.)

Упражнение повторяется 4-6 раз.

  1. Релаксация.

                        Ручки вперед, в кулачок, разожмите, на бочок…

                        Ручки вверх, в кулачок, разожмите, на бочок…

                        Ручки назад, в кулачок, разожмите, на бочок…

                        Ручки вниз, в кулачок, разожмите, на бочок…

Ручки вниз, пошевелить плечиками поочередно: вперед, назад, ручки свободно болтаются, как веревочки.

  1. «Ласковые лапки».

Закройте глазки. Сейчас вас ласково погладит пушистый зверек (погладить нежно мягкой игрушкой по щечкам каждого ребенка).  

11. Прощание.

Давайте возьмемся за ручки, поблагодарим друг друга за занятие, погладим по спинке, похвалим за работу. Молодцы!

Занятие 2.

  1. Приветствие.

Поздороваться друг с другом за ручки. Ручки поздоровались. А теперь здороваются плечики. А теперь – ножки. Молодцы!

  1. Передать друг другу по кругу:

- воображаемый цветочек (понюхать, а какого он цвета?)

- бабочку (очень осторожно)

- воду (не пролить!)

  1. «Пальчики здороваются» (одновременно на двух руках).
  2. Самомассаж кистей рук.
  3. Разделиться на пары, помассировать по очереди друг другу каждый пальчик.
  4. «Дом».

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

  1. Упражнение «Дождик».

Дети хлопают в ладошки сначала тихо и редко (дождик начинается), затем все сильнее и громче (превращаеся в ливень), потом все тише и тише…

  1. Показать жестом слова: высокий, тонкий, низкий, маленький, там, я, здесь, он, толстый, круглый.
  2. А как мы выглядем, когда:        -  нам холодно

- у нас болит живот

-  когда мы несем тяжелую сумку

- когда нам подарили подарок?

  1. Дыхательное упражнение «Насос».  

Раздать детям по не заточенному карандашу, сказать: «Это ручка насоса, сейчас мы будем накачивать шины у нашей машины. Повторяйте за мной. Нужно с силой качнуть, наклониться и резко вдохнуть воздух, выпрямляясь, свободный выдох, голову не поднимать. Выполнить 8 вдохов с наклоном.

Отдохнуть (3-5 сек.). Повторить еще раз.

  1. Релаксация «Вис на турнике».

Ручки вверх, сильно сжать в кулачки – держимся сильно-сильно, чтобы как можно дольше провисеть на турнике. Хорошо, опустили ручки. Покажите, как расслабились ваши ручки. Хорошо!

  1. Прощание.

Занятие 3.

  1. Приветствие.

Поздороваться с соседом справа, сказать ему что-нибудь приятное.

  1. «Зеркало».

Выбрать водящего, остальные дети – зеркала.

Водящий смотриться в зеркала, а они отражают все его движения. По желанию детей, можно поиграть несколько раз.

  1. «Пальчики здороваются» - на двух руках, вначале медленно, затем все быстрее.
  2. Самомассаж кистей рук при помощи грецких орехов.
  3. «Корзинка».

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.   

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

  1. «Молоточки стучат» - стимулирующее упражнение, повышающее энергетический потенциал:

                             Ручки вытянуть вперед, в кулачок, постучать боковыми поверхностями кулачков друг о друга (сначала тыльная сторона кулачков на верху, а затем – внизу).

  1. Предложить детям узнать нарисованные одной рукой в                                         воздухе фигуры: круг, квадрат, треугольник; а затем также попробовать повторить.
  2. Попросить детей узнать, затем повторить выразительные жесты, обозначающие:        - тише!

- иди ко мне!

- отдай!

- уходи!

                                                        - бери!

  1. «Где позвонили?»

                            Дети с закрытыми глазами слушают, а затем показывают, в каком месте звонил колокольчик.

  1. Дыхательное упражнение «Повороты».

Повороты головы вправо-влево с одновременным вдохом, выдох произвольный.

Дети, мы сейчас будем нюхать воздух справа и слева от себя, понюхайте и скажите: чем пахнет? После 8 вдохов, отдохнуть, дети рассказывают, что они почувствовали. Повторить еще раз.

  1. Релаксация «Вис на турнике» - сидя, с одновременным поднятием ног. Кто дольше так «провисит» на турнике? Все молодцы!
  2. Прощание.  

Занятие 4.

  1. Приветствие.
  2. «Бип».

                Дети сидят на стульях, а водящий ребенок с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит «Бип».

  1. Самомассаж кистей рук при помощи граненых не заточенных карандашей, грецких орехов.
  2. «Цепочка».

Составляем из пальцев конфигурацию «кольцо в кольцо»: сначала участвуют большие и указательные пальцы, затем большие и средние и т. д.

Пальчики перебираем

И цепочку составляем.

  1. «Запретное движение».

                                     Водящий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запретное движение. Кто ошибается, становиться ведущим.

  1. «Чудесный мешочек» - с геометрическими фигурами.

                                     Просить каждого ребенка отыскивать на ощупь различные геометрические фигуры. Можно «рисовать» эти фигуры в воздухе.

  1. Попросить детей показать выразительные жесты, обозначающие:         - привет!

- до свидания!

- не покажу!

- я не знаю!

- пойдем со мной!

  1. Дыхательные упражнения: «Повороты», «Насос».
  2.  Релаксация «Поднимаем штангу».

                                           Сейчас мы будем заниматься спортом.

 Встаньте, представьте, что перед вами на полу лежит тяжелая штанга. Наклонитесь, возьмите ее. Сильно сожмите кулаки.

Медленно поднимаемся «со штангой», руки вверх. Очень тяжело, но мы смогли справиться. Хорошо! А теперь опускаем штангу. Не поднимаясь, поболтайте руками, ручки отдыхают.  Молодцы! Выпрямитесь!

  1. Прощание.

Занятие 5.

  1. Приветствие.
  2. Прикоснуться к синему на одежде, зеленому, оранжевому и т.д.
  3. «Цепочка» - вначале в медленном темпе,  затем – в быстром.
  4. Самомассаж кистей рук – одна ручка разминает другую так же, как пластилин, затем наоборот.
  5. Самомассаж ушей – руками разминаем ушки, как пластилин.
  6. «Шарик».

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара, затем воздух «выходит», пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик, он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

  1. Игра «Четыре стихии».

                                          Если произносится слово земля, все опускают руки вниз, если вода – вытянуть руки вперед, воздух – поднять руки вверх, огонь – вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

8. «Узнай фигуру».  На листе картона наклеены фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

                                Предложить ребенку на ощупь отыскать нужную фигуру.

  1. Построить на своем стульчике из палочек треугольник, квадрат, прямоугольник; а из ниточек – круг и овал.
  2. «Покажи движением». Дети слушают стихотворение, затем показывают соответствующие движения:

Кошка, коль придется,

По земле крадется,

Может, это слухи?

Но заяц длинноухий,

Если делать нечего,

Прыгает кузнечиком.

10. Дыхательные упражнения: «Маятник».

                                                             Кивать головой вперед – вдох,

                                                                     назад – выдох без внимания.

Дети, давайте покажем, как работает в часах маятник.

Головку опустите – ТИК, запрокиньте назад – ТАК,

Часы говорят – ТИК, голова вниз – вдох;

Часы говорят – ТАК, голова – назад – выдох.

Повторить 8 раз.

«Повороты».

11.   Релаксация «Качели».

                                           Дети, мы будем с вами стоя качаться на качелях. Поставьте ноги пошире плеч. Качнемся вправо (вес тела переносится на правую ногу), стоим на правой ножке, левая отдыхает, теперь качнемся влево, отдыхает правая ножка.

12. Прощание.

Занятие 6.

  1. Приветствие. Поздороваться с рядом сидящим за руку за спиной.
  2. Встаньте все те:        -  у кого хорошее настроение

- кто умеет кататься на велосипеде

- у кого серые глаза

- кто любит мороженое

- у кого есть дома кошка

- кто любит рисовать  

  1. «Моем ручки». С силой растереть ладонь о ладонь, тыльную сторону кистей рук, затем хорошо стряхнуть кисти рук

(стряхиваем воду).

  1. Самомассаж кистей рук с помощью массажеров.
  2. «Грабли».

                      Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

  1. «Дождик».

                      Дети хлопают в ладоши, сначала тихо – дождик начинается, затем громче – превращается в ливень…, снова затихает…

  1. Дети у себя на стульчиках собирают разрезанные картинки.
  2. Детям предлагается изобразить в действиях отрывок из сказки «Колобок»:

Колобок, колобок, я тебя съем!

  1. Показать при помощи рук, как кружатся осенние листья на ветру.
  2. Дыхательные упражнения: «Ушки».

                                                       Наклоны головы вправо – вдох,

                                                              влево – вдох, выдох произвольный.

      Дети, сейчас у нас будет танцевать только голова из стороны в сторону, во время наклонов, мы будем сильно вдыхать воздух.

       «Насос».  

  1. Релаксация. Упражнение «Загораем».

Ребята, представьте себе, что ваши ножки загорают. Вытяните ножки, подставьте их солнышку. Ножки поднимаем, держим, держим…Опускаем, отдыхаем. Молодцы!

  1. Прощание.

Занятие 7.

  1. Приветствие.
  2. «Мы делили апельсин…» - с именами всех присутствующих.
  3. «Пальчики здороваются».
  4. Самомассаж кистей рук при помощи грецких орехов.
  5. В парах – помассировать друг другу каждый пальчик.
  6. «Колокольчик».

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец руки опущен вниз, и ребенок им спокойно вращает. То же проделать и со средним пальцем на другой руке.

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

  1. Ребята, покажите мне пальчиками:

- сколько ушек у зайчика

- у двух зайчиков

- сколько ножек у коровы

- клювов у гуся

- хвостов у двух тигров

- у кота Леопольда

- какая отметка в школе лучшая?

  1. А сейчас мы с вами будем умываться, повторяйте движения за          мной:   Кран откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся, грязь смывайся!

       

Дети поворачивают воображаемый кран, гладят и моют носик, легко проводят рукой по глазам, массируют уши, гладят шею сверху вниз, затем обливаются из воображаемого ведра.

  1. Дыхательные упражнения: «Маятник», «Ушки», «Насос».
  2. Релаксация. «Приготовление сока».

Дети, мы сейчас с вами приготовим сок из лимона и апельсина. Берем лимон и разрезаем пополам, берем апельсин и тоже разрезаем его на две части. А теперь берите в одну руку половинку лимона, в другую половинку апельсина и начинаем выжимать из них сок. С силой сжимаем фрукты в руке, тогда получится больше сока. Молодцы! Еще сильнее! Хорошо, а теперь, выбросите кожуру фруктов в корзину, стряхните с ручек капельки сока, еще! А теперь выпьем полезный сок, вкусно!

Теперь давайте приготовим сок вашим мамам. Повторяем действия «с оставшимися половинками фруктов».

  1. «Ласковые лапки». Дети закрывают глаза. Пушистый зверек сейчас кого-то из вас погладит, а вы будьте внимательны. Ребята, теперь откройте глазки и встаньте те, кого погладил… Повторить со всеми.
  2. Прощание.

Занятие 8.

  1. Приветствие. Ребята, давайте поздороваемся друг с другом одновременно. Положите, пожалуйста, свои ладошки на мои. Я чувствую тепло ручек каждого из вас. Я очень рада вас видеть.
  2. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. Если настроение у вас хорошее, то широко улыбнитесь, а если плохое, то нахмурьте бровки и опустите вниз головку. (Если настроение у кого-то плохое, то обязательно привлечь к сопереживанию остальных ребят, погладить, развеселить, подарить воображаемый цветочек и т.д.)
  3. «Пальчики здороваются».
  4. Самомассаж кистей рук: помассировать кулачком ладонь противоположной руки, затем тыльную сторону кисти – от кончиков пальцев вращательными движениями; затем наоборот.
  5. «Пароход».

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

  1. Ребята, посмотрите внимательно на картинки, что художник забыл нарисовать, покажите на своем лице. (На одной картинке отсутствует рот, на другой – брови и уши).
  2. Игра «Что изменилось?». В центре круга раскладываются 4-7 игрушек, в зависимости от возраста, дается возможность посмотреть на них несколько секунд, затем попросить детей отвернуться; поменять местами несколько игрушек.

Повернувшись, детям нужно сказать, что изменилось?

  1. Походить как:                - медведь

- лиса

- заяц

- кошка

  1. Этюд «Мышата».

На дороге спит кот (игрушка), мышатам нужно очень тихо прокрасться мимо, чтобы кот не заметил.

  1. Дыхательные упражнения: «Маятник», «Повороты», «Ушки», «Насос».
  2. Релаксация.

«Петрушка удивляется» - поднять брови высоко вверх, глаза округлить, широко открыть рот; долго удивлялся Петрушка, потом устал, расслабился…

«Петрушка прыгает».

Дети изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

  1. Прощание.

Дети, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно, а теперь, давайте, изобразим, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.

Ребята, вы здорово потрудились, вы все молодцы, всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ГБОУ »

Цель проекта: повысить у ребят  уверенность в себе через вовлечение их в социально – значимую деятельность. Задачи:1. формирование коммуникативных навыков общения. 2. Развитие навыков к...

Музыкально-психологический проект «Влияние музыкальных занятий на психоэмоциональное состояние школьника в период адаптации к школьному обучению»

Данный проект долгосрочный, реализация в течение первого учебного полугодия.Участники: педагог-психолог, учитель музыки, дети школьного возраста.Цель: Формирование музыкального восприятия в интел...