Проект "Моя семья!"
проект (3 класс)

Пухова Надежда Алексеевна

                                                                                                                                                ОГБОУ «Скопинская школа- интернат»

 

 

 

Творческо-исследовательский проект

«История моей семьи».

 

              Участники проекта:3 класс коррекционной школы -интернат

 

Руководитель: Пухова Н.А. воспитатель начальных классов.

Идея проекта

Самое основное в жизни человека — это семья. Это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека, это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром.

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» — говорил В. А. Сухомлинский.

А понимают ли наши дети о важности этого института? А знаем ли мы их мнение о семье? Может реальность выглядит принципиально иным образом?

Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: учеников, учителей, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.

 

Родительский дом, семья, школа—вот, пожалуй, то единственное, что еще в силах противостоять духовному кризису, заложниками которого, в первую очередь становятся дети. Здоровая, крепкая, полноценная семья   является одним из   самых надежных гарантов здоровья и нравственного благополучия детей, а, следовательно, и государства.

Через совместную деятельность будут развиваться более теплые взаимоотношения в семье.

 В ходе изучения своей родословной и соотнесение ее с различными историческими фактами и эпохами у участников проекта будут развиваться такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к судьбе страны.

 В результате работы дети 3 класса совместно с классным руководителем создадут презентацию «Моя семья» и творческий продукт – генеалогическое древо своей семьи в технике «Роспись пластилином по стеклу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к проекту

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, семье,  культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Проект предназначен для  изучения и понимания роли семьи и малой Родины в жизни человека. В работе  с детьми, столкнулись с проблемой  незнания имен, отчеств и фамилий своих ближайших родственников.  Трудность вызывает вопрос, кем работают родители, некоторые  не могут назвать свой домашний адрес, год и место рождения. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забываются понятия “род”, “родословная”, “предки».

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей школьного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, селом, городом,  с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для детей нашего класса и школы, но и для общества в целом.

Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи и своего родного края  в жизни человека.  Практическим воплощением результата станет индивидуальная презентация с рассказом  о своей семье и генеалогическое  древо.   Для лучшего визуального восприятия родословной  станет творческая работа в технике «Роспись пластилином по стеклу» под названием «Дерево моей семьи». Творческий потенциал ребенка безграничен, его только необходимо развивать и подкреплять в различных видах деятельности. И в этом развитии большие возможности заключает в себе изобразительная деятельность.

 Занятия с пластилином организуют досуг ребенка, способствуют развитию мелкой моторики, учат быть аккуратными и внимательными, заставляют  фантазировать и просто развлекают. Рисуя пластилином по стеклу, ребенок учится создавать красивые вещи, радостные картины.  Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, родителей, учащихся.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, принципы работы, предполагаемый результат.

Идея проекта

Глубина и серьёзность данной темы позволили воспользоваться приоритетной технологией, именуемой – проектно-исследовательская деятельность, которая помогает решить не только воспитательные задачи, но и формирует ключевые компетенции, способствует обретению мировоззренческих смыслов.

 

На протяжении нескольких месяцев каждый исследовал свою семью. Накопилось много собранных материалов: происхождение своего имени и своей фамилии, рисунки, коллажи, пословицы и поговорки о семье, сочинения. Дети беседовали со старшим и средним поколением, узнали много нового о членах своей семьи.

 

Проектная деятельность позволила связать воедино знания из содержания разных предметов и программ о семье, дала возможность делать свои открытия и упражняться в творчестве.

 

В процессе подготовки проекта каждый прошёл свой путь от простых наблюдений, до размышлений о важности своей роли и роли каждого члена семьи, и наконец, пришло осмысление того, что основой всего в жизни является его собственная семья.

 

 В результате работы дети класса совместно с классным руководителем создадут презентацию «Моя семья» и творческий продукт – генеалогическое древо своей семьи в технике «Роспись пластилином по стеклу».

 

Цель проекта: Воспитание интереса к истории своей семьи и малой РодиныПовышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

  Задачи

  1. Воспитывать чувство гордости за своих членов семьи, земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
  2. Создать условия для изучения истории своей семьи (родословную), рода занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье.
  3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  4. Прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта
  5. Организовать работу по закреплению приемов росписи пластилином по стеклу в процессе внеурочной деятельности.
  6. Развивать связную речь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
  7. Корректировать мелкую моторику.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению школьников со своей семьей и родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о своей семье и о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой.

Прогнозируемый результаты:

познавательные

- Систематизация знаний детей об истории родного края и его культурных ценностях.

- Повышение детско-родительской компетентности по представленной проблеме.

личностные

- осознание себя членом семьи;

- проявление интереса к традициям семьи, культуре семьи;

- желание участвовать в делах семьи.

Регулятивные

- ставить вопрос «что я хочу узнать» (определять цели с помощью учителя) и «что я узнал» (определять результаты с помощью учителя) и отвечать на них;

- определять план выполнения заданий под руководством учителя и выполнять задания по плану;

- соотносить выполненное задание с образцом.

- развитие мелкой моторики и творческих способностей.

Следовательно, данный проект способствует формированию  не только познавательного интереса и  творческих способностей,  но и имеет важное социальное значение.

Участники проекта

Дети 9-11 лет (3 кл)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей, кл. руководителя, воспитателя.

 

Сроки реализации проекта:  2 месяца

     Вашему вниманию представляем сегодня наш групповой творческий проект «История моей семьи», который состоит из индивидуальных исследовательских мини-проектов «Моя семья».

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное! »

Актуальность темы:

Родина, Семья,  Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка и его социализации.

Когда-то давно знать свои корни было едва ли не священной обязанностью каждого человека. В знатных семьях гордились своим происхождением, вывешивая на стенах своих дворцов генеалогические деревья с портретами предков. Но и в простых семьях о своих корнях знали не меньше. В прошлом веке потерялся интерес к генеалогии как к науке.

В итоге сейчас мы практически ничего не знаем о своих предках, ограничиваясь обрывочной информацией не далее, чем о прадедах (в лучшем случае!).

В настоящее время можно отметить  возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Вы, наверное, согласитесь с тем, что дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, без знания прошлого нет будущего. Каждый человек любит то место, где он родился.

Тема проекта «История моей семьи»

Цель проекта:  Воспитание интереса к истории своей семьи и малой Родины

  Задачи

1.Воспитывать чувство гордости за своих членов семьи,  земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

2. Создать условия для изучения истории своей семьи (родословную), рода занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

4. Прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта

5. Организовать работу по закреплению приемов росписи пластилином по стеклу в процессе внеурочной деятельности.

6. Развивать связную речь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.

7. Корректировать мелкую моторику.

 

 

 

Этапы

Этап №1 -  Подготовка (слайд  - таблица)

2 четверть

1. Беседа. Тест №1 «Что я знаю о своей семье».

2. Урок внеклассного чтения В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Ш.Перро «Красная Шапочка». Ознакомление с художественной литерптурой

3. Беседа о родном городе Презентация «Скопин – мой город родной»

4. Классный час с презентацией  – «Моя дружная семья»  

5. Открытый классный час с презентацией « Конституции РФ»

6. Кл. час «День матери»

7. Беседы: «Семейные традиции», «Моя семья», «Папа может все, что угодно», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Кто это такие – родные?», «Воспитание уважения к людям старшего поколения» с рассматриванием картин: Ю. Кугач «В субботу», И. Хомутовой «Семья», В. Перова «Рыбная ловля, Ф. Кащеева «Утро. Семья», «У колыбели».

8. Составление творческих рассказов на темы: «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Семейное путешествие», «Моя домашние питомцы».


                                           Этап №2 -  Планирование

                                                       

1. Сбор идей и предложений о создании  дерева своей семьи

2. Формирование группы для проведения исследования

3. Домашнее задание на осенние каникулы: найти материал с помощью родителей о своей семье, родном крае из различных источников.

4 Сбор материала и предъявление учителю:  Подобрать фотографий, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи.

5. Экскурсия в краеведческий музей г. Скопина, с целью   изучения истории г. Скопина и Скопинского района, задание для проживающих в городе)

6. Промежуточный Тест №2 «Что я узнал о своем крае.»

7. Классный час с презентацией «Мои родные»

8. Цикл занятий «Пластилиновая графика» - «Роспись пластилином по стеклу» с целью ознакомления с материалами и приемами росписи, а также развития мелкой моторики.

                                  Этап № 3 - Выполнение работы

                                                 

1. Тест №3 – итоговый: « Что я узнал о семье и своем месте проживания»

2. Коррекционное занятие с презентацией «Дерево моей семьи»   создание композиции.

                                      Этап №4 - Оценка

Анализ достигнутых результатов. Самооценка и оценка воспитателя.

                                   Этап №5 – Защита проекта (доклады детей)

 

Обоснование процесса проектирования:

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность воспитателя

1. Подготовка (начинание)

Уточнение целей и исходного положения

Обсуждают задание с помощью учителя и уточняют информацию

Мотивирует учащихся, объясняет цели проектной деятельности. Наблюдает.

2. Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации

1. Формирование задач.

2. Сбор идей и предложений в создании «дерева своей семьи»

3. Домашнее задание на каникулы

Помогает и анализирует. Наблюдает.

3. Выполнение

Выполнение проекта

Практическое выполнение элементов композиции

Советует, помогает, объясняет, наблюдает

4. Оценка

Анализ достигнутых результатов. Причины успехов и неудач

Самооценка (что и как получилось)

Направляет процесс, анализирует и наблюдает

5. Защита

Обоснование процесса проектирования

Защита проекта

Помогает, наблюдает, анализирует

1. Кто участвовал? (сколько человек)

2. Как принимали участие?

3. Кто помогал?                                         

4.  Какие были трудности?

6. Что получилось, а что нет?

В  общем проекте участвовали    7   человек. У каждого ребенка было своё основное задание  свой индивидуальный исследовательский  мини-проект– это  презентация и рассказ о своей семье. Как мы видим, проект построен на тематике эмоционально – близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого школьник  учиться задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора.  

Заключение

Это всего лишь часть истории. Во-первых, потому что мы рассказали только о своих семи семьях, а сколько ещё семей в нашем классе, в школе и во всём город., в стране. Во-вторых, это только часть истории наших семей, потому что мы вырастем и внесём свой вклад в историю своей семьи и в историю России. Каждый человек, если захочет, может сделать что-нибудь важное для своей Родины, как сделали наши родители и их родители. Наконец, самое главное – это не забывать о тех, благодаря кому меняется история и что сделали для этого наши семьи. Поэтому Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей живущих  рядом, позволяет лучше почувствовать родной край,  а значит, стать созидателем своей малой Родины. Мы должны помнить свою историю и рассказывать её своим детям и внукам!

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya._jpg.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я люблю свою семью!

Слайд 2

Мама,папа , я! Папа, мама, я!

Слайд 3

Мы с дедушкой ремонтируем диван!

Слайд 4

Мы на море!

Слайд 5

С попой так весело С папой так интересно

Слайд 6

Моя родословная!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...