План - конспект по открытому занятию «Истоки» Тема: «Лес"
план-конспект занятия (4 класс)

Шкурнова Екатерина Гавриловна

 План - конспект по открытому занятию    «Истоки» Тема:  «Лес – зеленый друг. Царство природы.  Дары леса.  Тайны леса."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istoki.docx89.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/10/7B/1080249.jpg

Социокультурные курсы «Истоки»

Тема:  «Лес – зеленый друг.

Царство природы.  Дары леса.  Тайны леса.

Составила :  Шкурнова Екатерина Гавриловна

Учитель первой категории  начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

                                                                   г. Югорск – 2018год

Тема:  Лес

Цели :

Воспитание чувства любви и бережного отношения к природе;

Социокультурное наполнение категории «Лес»

Основные понятия:

Лес – зеленый друг.  Царство природы.  Дары леса.  Тайны леса.

Ход занятия: Присоединение детей к теме урока.

- Сегодня продолжим путешествие к Истокам нашего мира, к тому, что окружает и учит нас жить. Замечательным учителем является природа. Мы её часть. Это наша Родина, наши родные просторы.

-Отгадайте загадку:

Учитель:  Есть у ребят зеленый друг,

Зеленый друг хороший.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

- Как назван лес в загадке? (Зелёный друг)

- О каких руках и тысячах ладошек говорит автор? (О ветвях и листьях)

- Почему нам всем нравится ходить в лес?   (Красиво, дышится легко. Мы собираем ягоды, грибы, лекарственные растения)

- Как лес встречает нас, когда мы приходим одни? (Доброжелательно, гостеприимно)

-Всегда ли мы относимся к лесу с добром, заботой? (Не всегда)                                                                           - Какая же тема нашего урока? (Лес)

-Чему мы будем учиться на уроке? (Заботливому, бережному, трепетному, доброму отношению к лесу, чтить законы леса, добрые дела)

Учитель:  Лес очень красив. А сколько в нем запахов, звуков, шорохов! Закрой глаза и послушай, что тебе рассказывает и о чем поет родная земля.

Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер, и все сразу оживает. Просыпаются деревья, птицы.
О чем думает Лес? О чем мечтает? О  лете с солнцем, которое смеется, и соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце.
Ты идешь по тропинке и тебе совсем не грустно, наоборот - ты радуешься, когда вдруг видишь  обитателя  леса или  услышишь задорную песню птицы. И все это радует.  Твоя душа взлетает высоко к небесам. И это чувство полета ты прячешь глубоко в сердце, чтобы пронести через всю жизнь.

Что можно увидеть, услышать, почувствовать в лесу. Каждый ребёнок говорит по очереди, передаёт эстафету колокольчиком. Учитель начинает.

Ведущая.Я вижу как на дереве сидит белка.

Ребёнок: -Я слышу как стучит дятел.

Я чувствую запах цветов и т.д.

Видеозапись   «Лес летом»

Учитель :  Почему у леса разный наряд?

Потому здесь мы наблюдаем лес в разное время года.

Женя: Дерево издавна вызывало у человека особые чувства. Существовал  обычай при рождении ребенка под окном сажали дерево, малыш растет и дерево с ним и они  становятся  родственниками. Такое дерево берегли, им любовались, его нельзя рубить.

Учитель: Давайте ребята раскрасим листочки  , которые лежат у вас на партах в  то  время года, когда вы родились  и у нас получиться  свое дерево жизни класса.

В конце урока   приклейте на страницу книги,  как выглядит дерево в день вашего рождения.  Оно напоминает Дерево жизни, о котором повествуют в Библии, плоды которого людям давали вечную жизнь

Хозяйка леса: Здравствуйте ребята. Я хозяйка леса. Я очень рада встречи с вами.   Русского человека ЛЕС издавна согревает, кормит, лечит. -  Моя бабушка говорила, что приходя в лес, с деревьями   надо здороваться,     поклониться  дереву, поблагодарить лес за то, что он согревает, кормит и лечит.                                                                                                                                          Цени доверие Природы!

Не обмани её

И в тёмный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.

«Лес все видит», - говорили наши предки.                                                                                                     Выполните мое первое задание   соберете пословицы: Правильно.

В  старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

А чем богат лес вы узнаете, когда   угадаете кроссворд.

У вас получиться  нужная  фраза.

1.Ключик,  ключик,
Чистая  волна!
Чей-то  это кулачок
Звонко бьёт со дна.(родник)

2.И красна, и кисла

На болоте росла.
(Клюква)

3.Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл.

(Гриб)

4.Стоят Ермачки,
Красные колпачки.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдаёт.(Земляника)

5.Ствол белеет,

Много ягоды в лукошках,
Тут и клюква, и морошка.
Вот чернеет ежевика,
Рядом - красная ...

(Брусника)

Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
Но в иголках круглый год.
(Сосна)

свесив серёжки.                                                                                                                                         стоит в белой одёжке,                                                                                                                                 шапочка зеленеет,

(Берёза)

Какая фраза у вас получилась? (Дары леса) Правильно ребята.

В лес ходят за грибами и ягодами. В наших лесах  ценятся   какие  грибы? А ягоды?   Знающие люди находят в лесу много  целебных трав,  которыми можно заваривать   чай и они придают человеку много сил, излечивают от многих болезней.  Молодцы! Вы справились с заданиями, вам я приготовила угощения, вы ими угоститесь после занятия.

Учитель:  На лесной опушке заканчивается мир людей, Начинается царство природы. Животных и птиц. В нем много тайн. Вспомни . сколько сказок  рассказывают о  русском лесе. - Русские люди испокон веку берегли родной лес, воспевали его красоту и богатства в песнях, сказаниях, стихотворениях. - Послушайте, а как об этом говорит поэт Иван Сергеевич Никитин.

Дети:   Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

                         Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Дети:

- мне так  и хочется поверить , что где то в лесной чаще живут семеро богатырей.

А мне  видится, как у лесного озера грустит сестрица  Аленушка.

А  мне  что все звери добрые и говорят человеческим голосом.

Людям одни деревья напоминают мужчин, а другие женщин.

Например:  Дуб похож на сказочного богатыря, а легкая прозрачная березка напоминает девушку – красавицу. А некоторые деревья  созвучны с настроением как плакучая ива, дрожащая осинка.

Правильно ребята,  попробуйте угадать по картинкам название сказок, в которых события  связанные с лесом и запишите.

Физминутка:    «Шел по  лесу музыкант»

Учитель: Вериться. Что родной , знакомый лес всегда готов нас защитить человека, недаром в давние времена при нашествии  врага наши предки спешили укрыться в лесу.

Лес  нуждается в защите и уходе.

Учитель. К нам сегодня пришел еще один гость Старков Константин Геннадьевич. Послушаем что он нам расскажет о лесе.

Задание

- Что для русского человека лес?

Источник пищи: ____   ягоды,  грибы   _____________________

Источник энергии: ___  деревья, воздух  ____________________

Строительный материал: ___  сосна  __________________

- Вы знаете правила поведения в природе?                                                                      Расскажите  их. -Как нужно вести себя в лесу?  (Культурно, тихо. Нельзя нарушить закон леса.)

- Какое доброе дело мы можем сделать для леса? (Не кричать в лесу, не распугивать птиц, не вытаптывать лекарственные растения и редкие, и исчезающие растения)

Правила поведения в природе.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

На партах лежат задания с качествами, которые вы проявите, когда пойдете снова в лес. Сложите из них елочку. Проверка устно нескольких пар.

- Какие качества вы проявите, когда снова пойдете в лес?

Знания                                                                            дружба

Совесть                                                                         жадность

Равнодушие                                                                   забота

Терпение                                                                        помощь

Наблюдательность                                                     веселье

- Добавьте свои положительные качества

  1. Рефлексия.

- Что особенно понравилось?

- Было ли ощущение, что вы побывали в настоящем лесу?

- Что мешало ощущению?

5. Домашняя работа.( доделать страничку книги)

Так одет лес зимой (рисунок).

Я помогаю лесу зимой…

Кормушка, которую я подарил пернатым друзьям (рисунок).

                 http://s1.1zoom.me/big3/291/Forests_Stream_Trees_465394.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока открытого урока по русскому языку для 2 классапо изобразительному искусству

Предмет: русский язык.Тема: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне». Урок № 31.  Дата проведения:10 октября 2010 г.По типу урок: урок закрепления изученного материала.Цель...

План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"

Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...

План - конспект урока открытия новых знаний по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

 Урок окружающего мира по теме "Чудо под ногами" разработан на основе рабочей программы из раздела "Мир как дом". Цель  и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углу...

План-конспект проведения открытого урока по лыжной подготовке во 2 классе

Привитие интереса к занятию лыжным спортом.Отвлечение от вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ....

План-конспект урока по математике на тему: "Контрольная работа№7 по теме: «Деление с остатком»."

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Школа России...

План-конспект проведённого открытого урока 1 "В" класса

Открытый урок по литературному чтению в 1 "в" классе. Тема: С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей», Л.УЛЬЯНИЦКАЯ «ФОНАРИК»,  л. ЯХИН «у ...