Классное мероприятие "Милости просим в русскую избу"
план-конспект занятия (4 класс)

Ракитина Людмила Николаевна

Познавательное мероприятие о русской избе для ребят 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Милости просим в русскую избу30.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Абатская СОШ № 2

Конкурс «Край родной – сердцу милый уголок»

Номинация «Лучший сценарий внеклассного мероприятия»

Тема «Милости просим в русскую избу»

4 класс

                                                                                                   

                                                              Участник конкурса:

                                                          Ракитина Людмила Николаевна  

                                                          учитель высшей  

                                                          квалификационной категории                  

                           

   

                                             

                                    с.  Абатское 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.        Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материла

Ракитина Людмила Николаевна

2.        Место работы (полное наименование ОУ, район, область), должность

МАОУ  Абатская СОШ № 2 Абатского  района  Тюменской  области, учитель начальных классов

3.        Предмет

-

4.        Класс

4 класс

5.        Название материала

Классный час

6.        Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Разработка внеклассного занятия

7.        Название темы или раздела учебного курса

« Милости просим в русскую избу»

8.        УМК, авторы образовательной программы

УМК, любой

9.        Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

   Задачи:

•        развивать  интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка  русского жилища.

•        формировать художественную культуру и  потребность постоянного общения с  декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Тюменской области

•        воспитывать интерес к народной культуре.

10.        Среда, редактор, в котором выполнен продукт

MS Office PowerPoint 2007

11.        Необходимое оборудование и материалы для занятия  

Мультимедийное оборудование, презентация, карточки с опорными словами

12.        Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Внеурочное время. В  классе. Данный ресурс  использовать при фронтальной и групповой работе

13.        Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

Разработка классного часа с пояснительной запиской, презентацией

14.        Список используемых источников

1.Игнатова В. А., Малыкова Н. И., Голубцова В. И. « С чего начинается Родина», Тюмень, 1997                                          2.А. В.Терещенко «История культуры русского народа» М. «ЗКСМО» 2008 г

3.С. Г. Ашикова «Изобразительное искусство», 4 класс, издательство «Учебная литература», 2012.

Тема: «Милости просим в русскую избу»

 4 класс

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

   Задачи:

1.Развивать  интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка  русского жилища.

2.Формировать художественную культуру и  потребность постоянного общения с  декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Тюменской области.

3.Воспитывать интерес к народной культуре.

4.Совершенствовать навык работы в группах.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация, видеоклип «Русская изба», карточки с опорными словами

 Подготовительная работа: Посетить районный музей, приготовить к выступлению Хозяйку и Хозяина  избы, найти необходимую литературу.

Возраст участников – 9 -10, экскурсоводов – 14-15 лет.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:

Великий дар -  единожды родиться,

Вдохнуть, раскрыть глаза – и на века

Увиденному миру удивиться,

Где дом и поле, роща и река …

(Слайд 3)

 (Звучит песня «Русская изба»)

          (На столе учителя находится маленькая люлька.  В ней лежит кукла, изображает ребёнка. Учитель берет куклу.)

- В руках у меня маленькое чудо – куколка, завернутый ребенок, который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у неё всё ещё впереди. На свет появился человек, у него есть родители – мама и папа, недалеко живут близкие и родные, а вместе они живут на земле, которую называют своей Родиной. Родина – это место, которое когда-то полюбилось нашим предкам. Они пустили здесь корни, основали свой род. Мы живём с вами на Тюменской земле, в красивейших  местах на реке Ишим. Богата Тюменская область нефтью, газом, но главное богатство нашего края – это замечательные люди. Это ваши предки, ваш род, бабушки и дедушки, родители, мы с вами. Вы можете прославить свой род добрыми делами или огорчить плохими поступками. По вашим делам будут помнить и судить о вашем роде.

(на слайде слова: род, родители, родиться, родословная, родина.)

- Что общего в этих словах? (Корень)

- Что такое родословная? (Несколько поколений от одного предка,

несколько поколений родственников. Это все родственники, которые живут сейчас, и те, которые уже умерли.)

- Как мы изображали родословную на уроке окружающего мира?

(Составляли генеалогическую таблицу, генеалогическое древо.)

- Вспомните ваши деревья. Большие ли они? Как вы думаете, какая часть дерева может обозначать предков, а какая потомков? (Корни – это предки. Ветки, крона – это потомки.) Действительно, без корней не могут жить не только цветы и деревья, но и люди. Корни человека – это его родственники, которые жили давно и дали жизнь своим детям, внукам.

Вы уже умеете разбирать слова по составу. Какая часть слова считается главной? (Корень.) Нет корня – нет слова. Корень несет главный смысл слова. Во многих словах русского языка можно обнаружить корень – древ-, ----дерев-.

Назовите несколько слов с этим корнем. (Дерево, деревья, деревянный , деревяшка,  древесный и т.д.) Дерево играло огромную роль в жизни наших предков. Русь до недавнего времени называли деревянной страной. Как вы думаете, почему? Из чего делали русские избы? (Из дерева.)

(слайд 5)

- Рассмотрите рисунок избы и обратите внимание, какие в ней красивые окна.

Окно – это глаза на лице дома. (слайд 6)

Окна — «глаза» дома.

Одно кривое окно весь фасад портит.

Над окнами крепились козырьки-наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились накладные наличники со ставнями.

Ставни выполняли еще одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни — значит, хозяева уже встали, а закрыты — значит, еще спят или куда-то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой особый облик.

       Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо все придумано и хитро сделано!

                             И теперь, когда вот новым светом

                             И моей коснулась жизнь судьбы,

                             Все равно остался я поэтом

                             Золотой бревенчатой избы.

                                                                   С. Есенин

Почему в русских избах окна были маленькими? (Что бы сохранить тепло.)

Окно украшали наличниками и ставнями.

( Учитель показывает наличники и ставни на рисунке избы.)

- Также для украшения дома каждый хозяин вырезал из дерева красивых птиц, коней, солнышко. Это было не только красиво, но и оберегало дом от зла. Считается, что птица приносит в дом счастье, а солнышко – тепло, свет и радость. Как вы думаете, зачем для украшения домов наши предки вырезали коней? ( Конь – верный помощник и в труде, и в пути, и в бою.)                                     Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

                                                                                                                                      Учитель: Показывай, хозяйка, свою избу.

Хозяйка: Милости прошу в русскую избу!

Мир вам, гости дорогие,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас...

Хлебосольством да радушием

Знаменит наш русский край -

Для гостей и песни русские,

И медовый каравай.

И места для них приметные,

За обеденным столом...

Пусть с гостями радость светлая,

Входит в наш просторный дом!

В знак признанья и отличия

Нам приятно в этот час,

По старинному обычаю

Хлебом-солью встретить вас!

(Девочка в русском сарафане, в руках держит рушник с хлебом-солью)

- Загадаю вам загадку.

Белая старуха на одном месте  сидит,

Из  угла  в  угол  не  переставить  и  из  избы  не  вытащить.  (печь)                                                        - Докажите, что это печь…

-А какие обряды и обычаи были связаны с печкой на Руси? (слайд7, 8)

варила

Готовили пищу, пекли хлеб

сушила

Сушили вещи зимой, а летом и осенью зерно, грибы, ягоды

грела

Обогревали помещение

мыла

Мылись, парились, омывали новорожденного  и  умершего, сватали  невесту, лечили, то есть заговаривали болезни

Хозяйка: Печка занимает в доме главное место. Рядом с печью и я работаю. Здесь у меня и кочерга, и ухват, и деревянная лопата.

Печь в доме – это кормилица. Она вкусно накормит свежеиспеченным хлебом, щами, кашей, молоком топленым, пирогами. Печка – это доктор. Полежишь на ней, согреешься, и болезнь уйдет. Печка – это и банька. Постелют хозяева соломки, поставят тазик с теплой водой и моются. Сначала мамы с дочками, а потом папы с сыновьями.

От устья печи до передней стены тянулась женская половина избы ("бабий кут"), на которой готовилась пища и хранилась утварь для стряпни, иногда ее отделяли занавесом или дощатой перегородкой. За печью вдоль боковой стены шла "судная" лавка ("залавок"), под ней располагался шкафчик для кухонной посуды и съестных припасов - "судница" ("залавошник"). Над судной лавкой вешали полки для столовой посуды ("грядки"), над которыми на полке-полавошнике располагали крупную кухонную утварь. На полу под лавкой ставились ведра, чугуны, деревянные кадки. Около устья печи, под рукой, хранились необходимые печные приспособления: помело, хлебная лопата, кочерга, ухват и сковородник ("чапля"). В северно - и среднерусских домах, имевших подклет, к печи был пристроен "голбец" ("казенка", "каржина") - вход в подполье в виде шкафа или ящика из досок. Также женской считалась "долгая" лавка, шедшая по боковой стене дома; сидя на ней, женщины пряли, шили, ткали, тут же висела детская люлька. Зайти мужчине в "бабий кут" считалось зазорным, а чужому человеку даже заглянуть туда - оскорбительным.

Центром чистого пространства был передний угол, обычно ориентированный на восток. Здесь на божнице ("в киоте"), а нередко и по прилегающим стенам, размешались иконы, стоял обеденный стол - "божья ладонь", за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события (крестины, свадьба, похороны, календарные праздники). Под иконами находилось самое почетное в избе место, в обычные дни оно принадлежало главе семьи, по праздникам сюда усаживали наиболее уважаемых гостей, например, священника. Рядом с хозяином, на "мужской" лавке, тянувшейся вдоль правой стены к выходу, садились по старшинству его сыновья, на "женской", идущей вдоль фронтона, - дочери; хозяйка размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье.

(слайд 9,10)

Встает мальчик в русском костюме.

Хозяин: Здравствуйте, люди добрые!

Дай бог тому,

Кто в нашем дому –

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Дом вести – не головой трясти,

Все надо припасти.

Учитель: А скажи-ка, хозяин, какая мебель в избе, из чего она сделана?

Хозяин: мебель вся деревянная: и столы. И полки, и лавки.

Учитель: А кто помогал тебе делать такую красивую мебель?

Хозяин: Мастер – золотые руки.

Хозяин: Прошу на мужскую  половину избы.  (слайд 11)                                      Мужская половина дома с правой стороны от двери начиналась с широкой лавки, огражденной с боков досками, вырезанными в форме конской головы, - коником ("кутником"). Под ней нередко делали шкафчик для хранения инструментов для различных мужских работ. Здесь хозяин занимался починкой утвари, мелкого сельхозинвентаря, плетением или шитьем обуви. На нее же присаживались зашедшие на короткий срок гости. В задней части избы на боковой лавке мужчины отдыхали днем и часто спали ночью.                                                                                                                                                                            

Учитель:

 -В повседневной жизни нельзя было обойтись без посуды. Для разных целей и посуда нужна была разная: мелкая и глубокая, большая и маленькая

-Для этого мы разделились на группы

Каждая группа  получает карточку с заданием.

Задание 1

1 группа

Выберите из названий большие ёмкости для воды и солений (квашения)

2 группа

Найдите мелкую утварь, которую подавали к столу

3 группа

Вид утвари для сбора грибов и ягод

Задание 2

Рассказать  о назначении двух  из  них, то есть как использовали в быту

Для воды и солений

Мелкая утварь

Для сбора грибов и ягод

Бочка

Ложка

Короб

Кадка

Чашка

Туесок

Вёдра

Миска

Корзина

Квашня

Кубок

Кошёлка

 

-Рассмотрите записи на доске, что объединяет эти предметы?

-Что в них общего? –

-Из чего они изготовлены? (из древесины)

                                                 ДРЕВЕСИНА

-А из чего ещё изготавливали крестьяне вещи, которыми пользовались в быту? (стекло, глина, металл)

-Какому материалу отводилось предпочтение? (дереву)

-А почему?

ПРАКТИЧНОСТЬ

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ

КРАСОТА

-Теперь ещё одно свойство предписывают древесине наши современники – это…

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ, (слайд 12)

самый экологически чистый материал, поэтому Русь славилась своими лесами с самых древних времён.

-Вспомните из уроков окружающего мира, что использовали крестьяне для того, чтобы деревянные изделия были прочны и долговечны? (варили льняное масло и покрывали изделия)

- Подумайте, как называют человека, который работает по дереву? (Слайд 13)

Мастер

Умелец

Творец

Краснодеревщик

Резчик

-А где? У кого учились этому мастерству? (друг у друга, от отца  к сыну переходило ремесло, а значит мастера были из народа, то есть народные)

НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ

 Итог:

-Продолжаются ли у нас народные традиции? (Слайды 14 – 18)

-Можем  ли мы стать народными умельцами?

-Что для этого нужно?

-Учится у своих предков традициям, передавать их по наследству.

-Послушайте, как используют древесину современные умельцы

         Жизнь изменилась, но народ продолжает работать на земле, выращивают хлеб, разводят скот, сохраняют и уважают обычаи своих предков. Мы должны не только знать культуру и традиции русского народа, но ещё уважать, почитать их, пополнять новым, значимым для наших потомков.

Приложение 1.

Загадки.

1.        Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

2.        Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

3.        Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват).

4.        Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

5.        Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).

6.        Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

7.        Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

8.      Топили, колотили, мяли , трепали, рвали, крушили, ткали, на стол постлали? ( лен, полотенце, рушник)

9.        Деревянные ноги,  на лето убирают, на зиму достают.  (ткацкий станок)

10.        Был- тростинкой, стал – простынкой. ( льняное полотно)

11.        По сеням ходит, а в избу нейдет (дверь).

12.        Ходит без ног, держит без рук; кто идет, тот за порог берет (дверь в избе).

13.        Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка (изба, печь, зола, уголь).

14.        Зимой все жрет, а летом спит; тело теплое, а крови нет; сесть на него       сядешь, а с места тебя не свезет (печь).

15.        Зимой нет теплей, летом нет холодней (печь и погреб).

16.        Четыре братца под одним шатром стоят (стол).

17.        Новая посудина вся в дырах (корзина).

18.        Два ушка, два рожка, посередине прорость (крестьянский рукомойник).

19.        Встану я рано, пойду к барану, пустой голове (рукомойник).

20.        Висит (весится), болтается, всяк за него хватается (полотенце).

21.        Маленький шарик под лавкой шарит (веник).

22.        Скручен, связан, по избе скачет (веник).

23.        Рога в хлеву, а хвост в руках (ухват).

24.        Кривая собака в печку глядит (кочерга).

25.        Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит (коромысло с ведрами).

26.        Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).

27.        Два братца пошли в воду (в рай) купаться (ведра).

28.        У нас в избушке красны бабушки (т. е. игрушки, ложки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Русская изба".

Дети посещают станцию юных туристов  для ознакомления с русскими традициями ,сами принимают непосредственное участие....

«Русская изба. Быт русского народа»

Пояснительная запискаКаждый педагог на протяжении всей своей работы стремиться дать детям как можно больше в образовательном, воспитательном и эстетическом смысле. Всегда хочется придумать для ученико...

Методическая разработка урока технологии в 3 классе по теме "Древние русские постройки. Изготовление русской избы" (технологическая карта)

Цель урока: создать условия для совершенствования конструкторско – технологических способностей и навыков учащихся в форме активной деятельности и способствовать формированию творческих способностей и...

Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.

Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс

Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...