Методическая разработка урока технологии в 3 классе по теме "Древние русские постройки. Изготовление русской избы" (технологическая карта)
методическая разработка по технологии (3 класс) на тему

Карандина Елена Анатольевна

Цель урока: создать условия для совершенствования конструкторско – технологических способностей и навыков учащихся в форме активной деятельности и способствовать формированию творческих способностей и приемов логической деятельности.

Задачи:1.расширение представлений  о технологиях ручного труда,  знакомство  с технологией строительства избы, со старинными и современными  материалами, инструментами, приспособлениями;формирование  умения изготавливать несложные конструкции изделий, планировать и выполнять технологические операции (конструирование, формообразование, выполнение доступных творческих проектов) с опорой на инструкционную карту

2. воспитание ответственности за результаты учебного труда, формирование  умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление  взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих

3. развитие художественных и конструкторско-технологических способностей.

Методы обучения: деятельностный, проблемно-диалогический, наглядный

 учебник для учащихся общеобразо­вательных школ, 3 класс,  Е.А. Лутцева- М.: Вентана-Граф, 2013.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii.docx194 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Древние русские постройки. Изготовление русской избы.

Цель урока: создать условия для совершенствования конструкторско – технологических способностей и навыков учащихся в форме активной деятельности и способствовать формированию творческих способностей и приемов логической деятельности.

Задачи:

1.расширение представлений  о технологиях ручного труда,  знакомство  с технологией строительства избы, со старинными и современными  материалами, инструментами, приспособлениями;

формирование  умения изготавливать несложные конструкции изделий, планировать и выполнять технологические операции (конструирование, формообразование, выполнение доступных творческих проектов) с опорой на инструкционную карту

2. воспитание ответственности за результаты учебного труда, формирование  умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление  взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих

3. развитие художественных и конструкторско-технологических способностей.

Методы обучения: деятельностный, проблемно-диалогический, наглядный

Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: образцы изделий,  кисточка, клей, белые альбомные листы, тонкий цветной картон,  цветные карандаши, фломастеры, ножницы, учебник для учащихся общеобразовательных школ, 3 класс,  Е.А. Лутцева- М.: Вентана-Граф, 2013.

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Класс: 3

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа

-Прочитайте пословицу, записанную на доске:

Дружба заботой да подмогой крепка.

-Как вы понимаете, что такое дружба?

-Почему в дружном коллективе дело быстрее спорится?

-А как мы можем проверить дружные ли мы?

-Если во время урока мы разделимся на небольшие группы, сможет ли наша работа быть еще более плодотворной и увлекательной? Проверим!!!

Дети отвечают на вопросы учителя и делятся на группы для дальнейшей работы.

Личностные

Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

Познавательно-аналитическая беседа

-Вот и наши предки тоже были дружными. Рассмотрите древние постройки на с.51 учебника. Для чего они были созданы?

-Назови материалы, из которых сделаны эти постройки. Какие инструменты использовались?  

-Подумайте, в каких постройках жили крестьяне?

-Можно ли назвать избу изобретением? Что вы можете сказать об  её устройстве?

- Как соединялись между собой брёвна?

-Чтобы проверить наши предположения,  прочитаем текст по  группам на с.130 – 132.

Дети отвечают на вопросы учителя

Дети высказывают свои предположения.

Каждая группа читает свою часть, готовит ответ

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД 

Формируем  умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Анализ изделия

-Каким требованиям соответствовала изба?

-Из чего состоит основа избы?

-Из чего делалась крыша?

- Как вы думаете, что предстоит нам сегодня делать?

-Она была простой в изготовлении, прочной, удобной.

-Основа избы – прямоугольный бревенчатый сруб, собираемый из венцов; венец – 4 бревна, образующие четырёхугольник. Брёвна соединялись безгвоздевым способом: на концах врезалось одно в другое.

-Крыша делалась из тонких досок, накладываемых друг на друга, как чешуйки у рыбы.

-Мы будем в группах делать макет избы. Может получиться небольшая деревня.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие практического умения

-Из чего будем делать брёвна?

-Есть ли среди Вас тот, кто догадался, как сделать так, чтобы макет избы не распался?

-Предлагаю вам рассказать об этом в своих группах.

-Что нам предстоит делать?

-Кто дополнит?

-Что самое сложное?

Обсуждение в группах, как соединить трубочки-брёвна (щелевое соединение)

- Необходимо вырезать прямоугольники по обговоренному в группах размеру, склеить их в трубочки. Соединить их по 4 штуки в прямоугольники щелевым способом. Складывать из «венцов» избу.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем переработки информации

Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

-Представьте, как будет выглядеть ваша изба.

-Из какого материала вы будете делать свой макет?

-Какой длины будут ваши «брёвна»? Какую возьмём ширину прямоугольника?

-Перед вами части инструкционной карты.

А что это такое? Для чего она необходима?

-Попробуйте восстановить ее.

- Если вы собрали ее правильно, то что у вас получится?

 Проговорим наш план действий.

-Будем делать из альбомных  листов

или из тонкого картона.

 

Схема, отражающая последовательность действий при изготовлении изделия

План работы.

1. Разметить на листе прямоугольники шириной 10см, длиной -

2. Вырезать

3 Свернуть в трубочку, склеить.

4. Соединить  по 4 штуки в «венец»

5.Склеить в прямоугольник – сруб

6.Вырезать из картона крышу, приклеить

7. Украсить деталями

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД 

Формируем  умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельно-практическая работа

-При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным?

- Как правильно разместить инструменты и материала на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам?

-  Не забывайте, что вы работаете в группах, поэтому распределите работу так, чтобы все члены вашей группы были задействованы.

-Нужно аккуратно работать ножницами, так как можно пораниться.

Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто-то размечает прямоугольники, кто-то вырезает их, третий – сворачивает трубочкой, четвёртый – собирает сруб, пятый –делает крышу, шестой –окна, украшения.

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

-Что сделали бы сейчас по-другому?

- Что сделаем теперь?

C:\Users\User\Desktop\177_3010\IMG_3430_cr.jpg

 

Оформляем выставку работ.

C:\Users\User\Desktop\177_3010\IMG_3434.JPG

C:\Users\User\Desktop\177_3010\IMG_3433.JPG

Личностные УУД 

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

-Давайте обсудим  и оценим  готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

-Оцените работу друг друга в группе.

-Что вам хочется сделать со своей поделкой?

 -Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось её решить? Каким способом?

-Вам понравилось работать в группе?

-Пусть девизом для вас будут слова: «Если вместе, если дружно  -  все преграды нипочём!»

В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе

Личностные УУД 

Формируем умение описывать свои  чувства, оценивать работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока технологии 1 класс "Чудесные превращения" УМК "Гармония"

Сказочна и богата природа. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от  нечаянно увиденного чуда в природе. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности с...

Методическая разработка урока технологии 3 класс

Тема урока: Изготовление ёлочных украшенийЦели: Учиться выполнять ёлочные украшения из цветной бумаги и природного материала. Развивать мелкую моторику рук, внимание, глазомер. Воспитывать аккур...

Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Изготовление игольницы "Сердечки" из вискозных салфеток вырезанием и пришиванием для учащихся 2 класса".

Учащиеся самостоятельно рисуют шаблоны из картона (5 линий симметрично на одинаковом расстоянии), вырезают шаблоны последовательно, накладывают их на салфетки и обводят, вырезают из салфеток, накладыв...

Методическая разработка урока технологии. 1 класс. Тема: "Учимся шить. Изделие «Пуговица с двумя отверстиями»".

Урок технологии в 1 классе. Тема "Учимся шить. Изделие "Пуговица с двумя отверстиями"....

Методические разработки уроков «Технология» 1 класс

Методические разработки уроков «Технология» 1 класс...

Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»

Цели деятельности учителя:  изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...