Классный час "Что такое толерантность"
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Черкасова Ирина Валерьевна


 Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности. 

. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение. 
 
. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_tolerantnosti.docx264.92 КБ
Файл prezentatsiya_o_tolerantnosti.pptx946.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Побединская СОШ»

Скопинский муниципальный район Рязанской области

Классный час

«Что такое толерантность»

. Предназначен для проведения в начальных классах.

Цели: 
Образовательная: 
1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности. 
2. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. 
Развивающая: 
1. Развивать творческое мышление учащихся. 
2. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. 
3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение. 
Воспитательная: 
1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать. 
2. Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности. 

Актуальность: наша задача в школе - это создание благоприятной атмосферы для развития детей разных национальностей,детей инвалидов,  основанной  на толерантности и ответственности.

Ход занятия:

I. Организационный  момент.  

- Здравствуйте, дети. Я очень  рада встрече с вами.

-Давайте возьмемся за руки и улыбнемся  друг другу.

II. Введение в тему.

  1. Вступительная беседа.

- Сегодня мы  поговорим  с вами о чем-то очень важном.

Наш разговор  я хочу начать с демонстрации фрагментов мультфильма по сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок».

-  Кто читал эту сказку?

- А кто ещё не читал, обязательно прочитайте.

-Как вы думаете, о чём мы будет с вами говорить на уроке? (Ответы детей)

  Демонстрация  фрагментов сказки.

- Вы догадались, кто «гадкий утенок»?

http://a5.mzstatic.com/us/r30/Purple/v4/fb/0e/d1/fb0ed12f-1166-cf99-1565-63aab5b80b1c/screen1024x1024.jpeg

- Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно? (Ответы детей)

- Почему утенка обижают? (Он не похож на других).

http://cf.ppt-online.org/files/slide/l/L3HSp4MYAvklQtx2hFCaXiudZGrb8DgNBm9UJy/slide-29.jpg

- А какие черты гадкого утенка называет его мать? ( У него доброе сердце, он умеет хорошо плавать)

- А   это важно иметь доброе сердце?

http://www.gorduma.nnov.ru/_data/objects/0004/0879/icon.jpg

2) Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок? -Нас могут обижать?

-А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться).

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)

  1.   Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качеством- не следует смеяться над другими, если они не такие как ты.
  2. Продолжим мы наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». Слушайте внимательно.

«Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «любовь, прощение, терпение». А в конце листа: «сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение». -И все? -Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже"».

- Какие три слова стали законом в семье, где царил мир и согласие? (Любовь, прощение, терпение)

- Как вы думаете, о чем будем беседовать сегодня на занятии? (дружба, доброта, терпение, любовь, уважение)

  1. Знакомство с понятием «толерантность»

- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность», которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. От имени  этого  мудрого министра  появилось слово  ТОЛЕРАНТНОСТЬ, что в переводе с английского означает терпение.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

  1.  Изучение правил толерантного общения
  • Уважай собеседника.
  • Старайся понять то, о чем говорят другие
  • Отстаивай свое мнение тактично.
  • Ищи лучшие аргументы.
  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  • Стремись учитывать интересы других

Физкультминутка

- Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:

Ну-ка, дружно встали вместе,

Повернулись-ка на месте,

Громко хлопнули 3 раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Закричали все «Ура!»

А теперь и сесть пора.

  1. Работа по представлению «Давайте пофантазируем…»

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми(рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

- Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

- Хорошо или плохо, что мы все разные?

- Как жить в мире, где столько разных людей?

ВЫВОД: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Для этого существует правило «Трех П»

                   

                   

- Возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте её. На пальцах напишите о каких-то пяти признаках, которые отличают каждого от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.) На выполнение заданий вам отводится 3-5 минут. Ваши записи я зачитаю вслух, а вы будет отгадывать, кто автор утверждений. Если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.    

   – Давайте теперь эти ладошки наклеим на общий листок.

  1. Творческая работа «Дерево толерантности».

- Напишите на листочках бумаги в форме листье дерева, что нужно сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки мы наклеим на символический рисунок дерева без листьев и повесим в классе.

  1. Заключительное слово

-Как вы думаете,  для нас с вами, проживающими  в России, в котором живут люди  много разных национальностей, о чем важно помнить? ( Нужно быть толерантными к людям других национальностей)

 

- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ? (Нет)

-У каждой национальности  есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – Россия. В нашей стране  дружат между собой люди разных национальностей.

- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)

-Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, чтобы вы научились уважать друг друга,  смотря на то, что вы все разные.

И чтобы вы понимали, что мы очень разные, но при этом мы не должны переставать любить, уважать, помогать друг другу.

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

                       

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое толерантность? Все мы разные…

Слайд 2

Шарль Морис Талейран TOLERANTIA - ТЕРПЕНИЕ

Слайд 3

Правила толерантного общения: Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие Отстаивай свое мнение тактично. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. Стремись учитывать интересы других

Слайд 4

Признание Принятие Понимание П П П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС) «Что такое толерантность» Возраст: 2 класс

Описание:Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 3...

Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»

Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»...

Классный час «Что такое толерантность?»

«Что такое толерантность?»...

Классный час "Что такое толерантность?"

Разработка классного часа предназначена для учащихся 3 класса и раскрывает понятие "толерантность"...

Классный час "Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?"

Учащиеся в форме сюжетной игры знакомятся с понятием толерантности, с основными чертами толерантной личности. Занятие способствует формированию основ толерантного поведения....

Классный час "Что такое толерантность"

Презентация к классному часу...

классный час для 1 класса "Что такое толерантность?"

Классный час, на котором учащиеся познакомятся с понятием "толерантность", его происхождением, актуальностью формирования, как нравственного качества личности...