Классный час "Что такое толерантность?"
классный час (3 класс) по теме

Биссараб Ольга Николаевна

Разработка классного часа предназначена для учащихся 3 класса и раскрывает понятие "толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_sovremennogo_chasa_obshcheniya_bissarab.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка современного часа общения в 3 классе.

Тема: « Что такое толерантность?» (1слайд).

Биссараб О.Н.

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

Гимназия имени Горького А.М.

  1. Цель: познакомить учащихся с  понятием «толерантность»;
  2. Задачи:
  3. 1. Учить учащихся делать выводы и суждения.
  4. 2. Развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.
  5. 3. Формировать умение взаимодействовать в коллективе, быть терпимыми друг к другу и окружающим людям.

Ход занятия.


Воспринимайте окружающих людей такими,

Какие они есть.

П. Рутт.

Организационный момент. Актуализация.

Учитель:  В качестве эпиграфа  нашего занятия предлагаю взять слова знаменитого психолога Патрика Рутта «Воспринимайте окружающих людей такими, какие они есть». (2 слайд)

Учитель: Как  вы понимаете данное высказывание?

(Ответы уч-ся).

Вывод: каждый человек  индивидуален – со своими интересами, потребностями.  Нельзя переделать человека, и не нужно этого делать, нужно уметь принимать человека таким, какой он есть.

Учитель: Чтобы продолжить наш разговор, я предлагаю вам заполнить кроссворд.

   1.  Антоним к слову до свидания. ( Здравствуйте).

   2. В каждом деле он важен … (Успех) .

  3. О чём идёт речь: «День и ночь стучит оно

     Словно бы заведено

     Будет плохо, если вдруг

   Прекратится этот стук» (Сердце).

 4. Кому принадлежит фраза «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд).

 5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. ( Коллектив).

6. Закончите пословицу: « Один в поле не …(воин)».

7. Загадка: «Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя).

8. Закончи фразу: « Мама, папа я, все мы дружная ….. (семья)».

Учитель:  Прочтите ключевое слово.

ТЕРПЕНИЕ

Учитель: Так о чём мы будем говорить сегодня ? Чему будем учиться?

 Учитель: Что значит, по-вашему, иметь терпение, быть терпеливым?  (Ответы учащихся).

Учитель: Послушайте, как объясняется значение этого слова в словаре Ожегова.

Терпение – это способность терпеть, стойко переносить что – нибудь: страдание, боль, неудобство. Какие  однокоренные слова есть у этого слова?

Терпеливый

Терпимый

Терпимость

А что значит «быть терпимым по отношению к другому?»  ( не быть резким, дерзким, эгоистичным, уважать мнение другого,  быть великодушным к другим)

У слова  «Терпимость»  есть  синоним «толерантность».  Знакомо ли вам это слово?    Давайте  попробуем вместе разобраться, что означает это понятие.

Определение слова  «толерантность» на разных языках земного шара звучит по – разному:

(Выступление учащихся); (3 слайд)

  1. В испанском языке толерантность  означает способность признавать отличные от св6оих собственных идеи или мнения;

  1. Во французском,  толерантность – это отношение, при котором допускается , что другие могут думать иначе, нежели ты сам;

  1. В английском – это готовность быть терпимым, снисходительным;

  1. В китайском – позволять принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  1. В русском  - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого – либо).

Учитель: Какое из определений вам  симпатизирует  более всего? Почему?

Учитель: Обратите своё внимание на слайд.

Толерантность - это признак  высокого  духовного и интеллектуального развития человека. (4 слайд)

Учитель: Как вы думаете,  тема толерантности актуальна  в наше время? Обоснуйте свой ответ.

Учитель:Ребята, как вы считаете, актуальна ли эта тема для нас с вами, для нашего классного коллектива?

Попробуем разобраться.

Учитель: Где мы можем проявить толерантность? (В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе,  на улице)

 Все  мы знаем,  что нужно жить дружно, уважать друг друга, но не всегда, к сожалению,  у нас это получается.

Насколько мы толерантны, Давайте это проверим.

Я называю ситуацию , если вам подходит первое выражение выбирайте,  красный кружок , если  второе - черный.

 Ваша задача быть предельно честным самим с собой.

(5 слайд).

  1. 1.Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

 2. Ты ударяешь его.

  1. 2.Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.

2. Ты обижаешься и мстишь.

  1. 3.С тобой поступают жестоко.

1.  Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

2.Ты отвечаешь тем же.

  1. 4. Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

 2. Ты все сваливаешь всёна других.

  1. 5.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
  1.  Ты идешь с ними гулять, чтобы не обидеть их отказом.

 2.Ты устраиваешь истерику

6.К тебе подходит ребенок-инвалид...

1.Ты естественным образом разговариваешь с ним.

2.Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Учитель: Если на все ситуации вы реагировали красным кружком, поздравляю, вас можно назвать толерантным человеком.

  1. Если же в какой-то ситуации имел место чёрный цвет, вам нужно работать над собой.

Учитель:Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

 Сценка.

 Автор: Гуляли две подруги по городу. На бордюре сидел плохо одетый  пожилой мужчина и стонал, а в глазах стояли слёзы.

Одна подруга сказала:

1 подруга: «Подожди, я подойду к нему».

2 подруга: « Не вздумай. Он весь грязный подцепишь какую – нибудь заразу».

1подруга: « Смотри, у него сломана нога. Ему нужна помощь».

2 подруга: «А нам – то что? Он сам виноват».

Автор: «Сказала так девочка и ушла. А другая девочка подошла к мужчине и спросила».

1 подруга: « Что с вами? Что с вашей ногой»?

 Мужчина:  «Я сломал её. Я незнаю, что мне делать, незнаю, где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно».

1 подруга: « Потерпите,  я сейчас позову на помощь взрослого человека, и мы вызовем скорую помощь».

Мужчина: « Спасибо вам милое дитя. Дай бог вам счастья».

Анализ ситуации.

Учитель:

Какая из героинь данной сценки вам симпатизирует? Почему?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

6 слайд

Учитель: Закончите фразу: « Сделав добро,  человек сам становится…..(лучше, чище, светлее).

Работа в группах.   Упражнение:  «Коллективный  портрет».

Учитель: Перед вами лист бумаги и фломастеры. Слева  нарисуйте    человечка. Теперь  наделите  его своими  положительными качествами и запишите их справа.  Работаем все вместе, дружно.

Например.

Защита портретов.

Наш человечек добрый, как ….Юля

Наш человечек веселый, как… Сережа

Портреты вывешиваются на доске.

Учитель: Посмотрите, какие замечательные портреты у нас получились.

Помогло ли  вам это задание  хотя бы чуть-чуть изменить отношение друг к другу?

Каждый из вас по-своему замечательный. У всех есть хорошие, положительные качества.

 Учитель: Ребята, как вы думаете,  могут ли полученные сегодня вами знания, помочь  вам    строить отношения друг с другом  по-другому, сделать их более теплыми, добрыми, помочь вам быть терпимыми?

Упражнение «Солнышко»

Учитель: Перед вами карточки.  В них перечислены качества, которые присуще толерантной личности.

Прочитайте их.

 Ваша задача выбрать  3  самых ярких качества, которыми на ваш взгляд должна обладать толерантная личность.

Уважение  мнения других, доброжелательность,  желание что-либо делать вместе, чуткость, снисходительность,   доверие, понимание, милосердие, терпимость, прощение, сострадание,  уважение человеческого достоинства, уважение прав других, принятие другого таким какой он есть, справедливость.

Подведение итогов:

Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Учитель: Для того, чтобы  отношения  в классном коллективе стали более терпимыми, добрыми,  нам необходимо выработать правила  толерантного  общения.  Вы согласны со мной?  

От каждой группы по одному правилу?

Впишите своё правило в карточку, озвучьте его и прикрепите на доске.

Правила толерантного общения.

  1. Уважай  собеседника.
  2. Старайся понять, то о чём говорят другие.
  3. Отстаивай своё мнение тактично.
  4. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  5. Стремись учитывать интересы других.

Рефлексия, итог.

  1.  Что вы взяли для себя важного  из нашего общения?
  2. К чему вы будете стремиться в общении с другими людьми, своими одноклассниками?

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы и в нашем классе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, чтобы не было ссор, ругани. И хочу вам пожелать «Будьте терпимее друг к другу»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....

Классный час "Такие разные профессии"

Классный час  "Такие разные профессии"...

Классный час " Такие разные профессии"

Данная подборка материала поможет учителю интересно провести классный час в рамках профориентационной  работы  среди младших школьников....

Классный час "Такие разные эмоции"

Развитие эмоционального интеллекта - важный аспект педагогической деятельности учителя начальных классов. Надеюсь, что этот материал поможет коллегам сделать первый шаг в работе с младшими школьниками...