Подпрограмма «7-Я»
материал

Григорова Татьяна Владимировна

В последнее время все чаще прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. Взаимоотношения с родителями укрепляются с помощью различных форм взаимодействия: проектная деятельность, занятия, праздники, беседы, родительские собрания, спортивные мероприятия, конкурсы. Все эти мероприятия – не только яркие, сильные впечатления, не только радость. Это вклад в умственное, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей.

Цель: укрепление связи семьи и МБОУ «СШ № 21», профилактика безнадзорности и правонарушений, помощь семье и педагогам в разрешении конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podprogramma_7-ya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Подпрограмма

«7-Я»

(к комплексной программе воспитания и формирования здорового образа

жизни «Береги себя - ты нужен обществу здоровый», «Семья плюс школа»)

(работа с семьей)

В последнее время все чаще прослеживается снижение воспитательного потенциала семьи, все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. Взаимоотношения с родителями укрепляются с помощью различных форм взаимодействия: проектная деятельность, занятия, праздники, беседы, родительские собрания, спортивные мероприятия, конкурсы. Все эти мероприятия – не только яркие, сильные впечатления, не только радость. Это вклад в умственное, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей.

Цель: укрепление связи семьи и МБОУ «СШ № 21», профилактика безнадзорности и правонарушений, помощь семье и педагогам в разрешении конфликтных ситуаций.

Содержание деятельности

№ п/п

Название мероприятия

Участники

Сроки проведения

1.

Беседы:

- по профилактике безнадзорности и правонарушений;

- по профилактике внутрисемейных конфликтов;

обучающиеся, родители

Октябрь

Январь

2.

«Моя родословная» - семейный вечер

обучающиеся, родители

Декабрь

3.

«Я и моя мама» - конкурсно-игровая программа ко Дню матери

обучающиеся, родители

Ноябрь

4.

Праздники:

- «Как много бабушек хороших» - праздник, посвященный Дню пожилых людей;

- «Мой папа – супермен»

- «Загляните в семейный альбом…»

обучающиеся, родители

Октябрь

Февраль

Апрель

5.

Родительские собрания

Родители, обучающиеся,

В течение года

6.

Работа психолога

Родители, обучающиеся,

В течение года

Ожидаемые результаты: укрепление взаимоотношений с семьей, взаимоотношений «родитель-ребенок», «родитель-педагог», установление доверительного отношения между всеми участниками воспитательного процесса.

Диагностика и анализ воспитательного процесса

Воспитание нравственности, целеустремленности, культуры общения, ценностных ориентаций личности – таким задачам, как правило, отдают приоритет педагоги на сегодняшний день.

Нацеленность современного образования на становление базиса личностной культуры учащихся, частью которой является психологическая культура, приводит к необходимости разработки её диагностики.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда.

В МБОУ «СШ № 21» педагогам предложены и используются ряд методик, выявляющих уровень воспитанности обучающихся, представление детей о чертах характера, личное отношение к ним, самооценку нравственно-волевых качеств и т.д. Диагностическая работа осуществляется педагогами творческих объединений под руководством педагога-психолога. Перед проведением диагностики педагог-психолог проводит обучающие семинары с целью ознакомления педагогов с целями и задачами диагностических исследований воспитанности обучающихся, собеседования с педагогами и руководителями структурных подразделений. По результатам диагностических исследований педагог-психолог разрабатывает рекомендации педагогам, проводит собеседования с ними и родителями обучающихся, доводит до заместителя по воспитательной работе, директора данные анализа в целом по учреждению и в частности по творческим объединениям.

По результатам исследований предлагается выделить четыре уровня воспитанности:

  • Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
  • Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
  • Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
  • Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

В качестве критериев воспитанности личности обучающегося и эффективности воспитательной системы в целом рассматриваются сформированность нравственного потенциала воспитанника, сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанника, сформированность эстетического потенциала личности воспитанника, сформированность профессиональных навыков и готовность к самореализации.

Критерии эффективности воспитательной системы

Критерии

Показатели

Диагностические средства

1.

Сформированность нравственного потенциала воспитанника

  • Нравственная направленность
  • Сформированность адекватного отношения выпускника к Родине, обществу, семье, училищу, групповому коллективу, себе, природе, учебе, труду

- Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности;

- Методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся;

- Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

- Опросник социально-психологической адаптированности учащихся.

- Методика «Неоконченные предложения».

- Наблюдение

2.

Сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанника

  • Коммуникабельность
  • Сформированность коммуникативной культуры

- Методика выявления коммуникативных склонностей Р.В. Овчаровой;

- Наблюдение

3.

Сформированность эстетического потенциала личности воспитанника

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств

- Методика воспитывающих ситуаций;

- Анкетирование;

- Педнаблюдение;

- Методы экспертной оценки и самооценки учащихся

4.

Сформированность профессиональных навыков и готовность к самореализации

  • Степень овладения профессиональными навыками и профессиональной культурой
  • Степень сформированности профессиональной активности и творчества

- Метод наблюдение;

- Метод экспертной оценки и самооценки

Некоторые диагностики, методики, используемые для анализа эффективности воспитательной системы и уровня воспитанности обучающихся приведены в приложении №1.

Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, объединения, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, модель воспитательной системы МБОУ «СШ№21» актуальна, так как ориентирована на решение значимых проблем не только сегодняшнего дня, но будущего. Она гибкая и рациональная, так как позволяет заложить нравственные истоки в основу формирования личности, истоки профессиональной культуры, которые помогут выпускнику быстрее адаптироваться в сложной социально-экономической среде, избежать ее негативного влияния. Наряду с этим, талантливые дети раскрывают свои творческие возможности, доводя их до профессионального уровня.

Список литературы

  1. Административное управление воспитательным процессе / сост. Н.П. Кузнецова, Е.В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2016.
  2. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник. Журнал Департамента образования Ярославской области. – 2013.
  3. Селевко Г.К. Найди себя. – М., 2009.
  4. Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2010.
  5. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе. Изд. 2-е, дополн. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  6. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 2013
  7. Щуркова Н.Е., Питюнов В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 2014 г.

Приложение 1

Диагностики, методики, используемые для анализа эффективности воспитательной системы и уровня воспитанности обучающихся.

Опросник «Моё объединение»

Цель: выявить степень удовлетворенности и взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.

Ход проведения: необходимо на вопросы отвечать «да», «нет», «не знаю».

  1. Ребятам нравится заниматься в объединении.
  2. Дети всегда дерутся друг с другом.
  3. В нашем коллективе каждый – мой друг.
  4. Некоторые ребята в нашем объединении несчастливы.
  5. Некоторые дети в нашем коллективе являются «середнячками».
  6. С некоторыми детьми в нашем коллективе я не дружу.
  7. Ребята с удовольствием ходят к нам на станцию.
  8. Многие дети в нашем коллективе любят драться.
  9. Все обучающиеся в нашем объединении – друзья.
  10. Некоторые ребята не любят свой коллектив.
  11. Отдельные ребята всегда стремятся настоять на своем.
  12. Все обучающиеся в нашем объединении хорошо относятся друг к другу.
  13. Наш коллектив веселый.
  14. Дети в нашем объединении много ссорятся.
  15. Дети в нашем объединении любят друг друга как друзья.

Обработка результатов

В каждом отдельном блоке из трех вопросов 1-й измеряет степень удовлетворенности жизнью коллектива (У), 2-й – степень конфликтности в коллективе (К), 3-й – степень сплоченности коллектива (С).

3 балла за ответ «да» в 1, 5, 8, 12, 15-м вопросах, «нет» в 6, 10-м вопросах.

2 балла за ответы «да» и «нет» в 9 и 13 вопросах.

1 балл – «нет» во 2, 3, 7, 11, 14-м и «да» в 4-м вопросах.

Далее подсчитываются суммы баллов по вопросам:

1, 4, 7, 10, 13 – степень удовлетворенности жизнью коллектива (У).

2, 5, 8, 11, 14 – степень конфликтности в коллективе (К).

3, 6, 9, 12, 15 – степень сплоченности коллектива (С).

Максимальные суммы баллов по параметрам: У – 10, К – 9, С – 12.

Тест «Незаконченный тезис»

(Методика свободный выбор)

Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.

Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение 1 – 2 минут, по ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.

  1. Хорошая жизнь – это…
  2. Быть человеком - значит…
  3. Самое главное в жизни - …
  4. Нельзя прожить жизнь…
  5. Чтобы иметь друзей, надо…
  6. В хорошей коллективе…
  7. Когда есть свободное время, я…
  8. Музыка нужна, так как…
  9. Я не согласен с тем, что говорят, будто я…

Методика «Референометрия»

Цель: выявить референтные группы личности (общности людей, в которых человек формирует свои взгляды, воззрения, идеалы, убеждения, с мнением которых он считается.

Ход поведения: обучащимся предлагаются список 1А из 10 вопросов (ситуаций) и список 1В, состоящий из людей, их окружающих. Вам нужно по каждому вопросу из списка 1А выбрать 1 человека из списка 1В. После этого вы должны по 5-бальной шкале оценить каждое из выбранных лиц.

1(а)

  1. С кем вы поедете на экскурсию в другой город?
  2. С Вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажете?
  3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?
  4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?
  5. Кто может указать вам ваши недостатки, к мнению кого вы больше прислушаетесь?
  6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто сможет вам помочь правильно оценить его?
  7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем вы посоветуетесь об этом?
  8. Кто может быть для вас примером в жизни?
  9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?
  10. С кем вы больше всего откровенны?

1(в)

  1. Родители.
  2. Родственники (тетя, дядя, бабушка, дедушка и т. д.).
  3. Брат, сестра.
  4. Взрослый знакомый.
  5. Знакомый родителей.
  6. Друзья.
  7. Лучший друг, подруга.
  8. Компания, приятели.
  9. Знакомый юноша, девушка.
  10. Товарищи по учебе.
  11. Историческая личность.
  12. Литературный персонаж.
  13. Учитель.

Обработка полученных данных

Все лица, упомянутые воспитанником, записываются в отдельный список без повторений. Затем оценки лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них.

После сравнения 2 – 3 лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов, эти люди и составляют референтную группу данного воспитанника.

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

(3, 4 классы)

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма «Город моей мечты»

Подпрограмма  «Город моей мечты» является частью авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся  младших классов «Юные патриоты» и представляет собой  вариант орг...

Подпрограмма «Край Поволжский»

Подпрограмма  «Край Поволжский» является частью авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся  младших классов «Юные патриоты» и представляет собой  вариант орга...

Подпрограмма «Россия-родина моя!»

Подпрограмма  «Россия-родина моя!» является частью авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся  младших классов «Юные патриоты» и представляет собой  вариант о...

Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе "Малая гимназия"

Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе.Подпрограмма дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» направлена на общее развитие ребенка, п...

Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках изобразительного искусства в 1 классе

Проект по реализации метапредметной программы "Чтение: работа с информацией" на уроках изобразительного искусства ы 1 классе (система учебников "Начальная щкола XXI века"). КИМ на 1 полугодие....

Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках изобразительного искусства в 3 классе

Проект по реализации метапредметной программы «Чтение: работа с информацией» на уроках изобразительного искусства в 3 классе, КИМы за  3 четверть, разработка урока....

Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках окружающего мира в 1 классе

   В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут    * осуществлять поиск...