Внеурочная деятельность в начальной школе
статья (4 класс)

Яковлева Ирина Николаевна

Из опыта работы кружка " Я- исследователь". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyat_z.docx206.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеурочная деятельность в начальной школе

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться. Умение учиться необходимо каждому человеку в любом возрасте. Это залог его нормальной адаптации в обществе. К сожалению, приходится констатировать факт ослабления учебной мотивации современных детей. О причинах можно говорить долго.  Важно, что детям с низкой мотивацией к обучению намного легче раскрыть себя, развить стремление к творчеству, коммуникативные навыки именно во внеурочной деятельности. Кружковая работа младших школьников - кладезь развития компетенций, группового взаимодействия, самоутверждения, радостного ощущения успешности. Здесь легче формируется чувство ответственности, навыки работы со справочной литературой, первый опыт проектной работы. То, что не всегда дается ребенку по ряду причин на уроке, он не только может, но и должен получить во внеурочной деятельности. Поэтому организация для формирования  и развития деятельности ребят соответствующего образовательного пространства, реализация полученных знаний, умений, навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время – одна из задач учителя начальных классов. Развитие устойчивого интереса к знаниям и потребность в самостоятельном поиске – тот маяк, на который ориентирует образовательный процесс учитель.  Важно полноценно и эффективно использовать познавательную составляющую, расширять границы общения и взаимодействия, предоставлять детям широкий выбор направлений деятельности и саму возможность этого выбора как части самовоспитания и самоопределения. Моим ученикам среди обилия кружков в первом классе был предложен кружок "Я – исследователь", который сначала пробно начали посещать все ученики,и теперь, уже через четыре года,   с удовольствием завершают  его курс полным составом. Этот кружок опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова, хотя я внесла в его планирование небольшие дополнения с использованием этнокультурного компонента. Это  позволило не только обогатить лексику детей словами, имеющими национальную окраску, формировать интерес к истории республики, к ее людям, но и сделать занятия эмоционально окрашенными, насыщенными, яркими, близкими к среде общения и проживания моих учеников. В 4 классе учебный курс кружка  представлен основными разделами:

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (14 часов)

Раздел 3. Оформление работы (6 часов)

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы(10 часов).

Итоговой работой класса стал проект " Пешком по Нальчику".

Выбрали направления работы по командам: "Литературный Нальчик", "Культурный  Нальчик", "Нальчик Спортивный" и "Курортный Нальчик". Разработали маршруты экскурсии по своим направлениям с учетом расположенности к школе, временным ограничением. Провели самостоятельно изучение литературы и справочных материалов, выбрали самое значимое и интересное. Распределили информационные блоки по этапам экскурсии между членами команды, составили маршрутный лист. В назначенный день и час все команды с родителями, закрепленными за классом студентами, после инструктажа отправились по намеченным маршрутам. Следующим этапом была подготовка презентации по итогам экскурсии. Кроме этого команды по выбору подготавливали поделки, газеты, викторину либо игру по теме своей экскурсии для других команд.  На завершающем этапе ребята показали умение вступать в сотрудничество, выбирать тему, определять задачи, совместно планировать предстоящую деятельность, распределять роли, взаимоконтроль.

Итогом данного проекта стала школьная конференция, на которой каждая команда показала презентацию, ответила на вопросы присутствующих, провела занимательную пятиминутку. По завершению конференции внутри команды выбрали ученика, которому предстояло защищать командный проект на республиканском конкурсе.

В такой внеурочной деятельности раскрылись индивидуальные возможности каждого ученика команды, у каждого была работа с учетом добровольности, заинтересованности. Наблюдался активный переход   от простого старательного ученика к совершенствующемуся, умеющему учиться. Коллективная деятельность не только спрогнозировала успех большой и интересной работы, но и дала каждому возможность своего шага вперед. Начинается учебная самостоятельность четвероклассников, подпитанная положительной самооценкой, уверенностью. Учиться весело в этот период – это учиться  неравнодушно, с напряжением всех волевых усилий, с желанием узнавать новое, видеть границы своего незнания и находить способы, пути преодоления этих границ.             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"

Данная статья  адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...