родительское собрание
методическая разработка

Лобанова Наталья Васильевна

Родительское собрание "Ошибки в воспитании".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ошибки в воспитании26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема:  Ошибки  в воспитании.

Цели:

  • рассмотреть типичные ошибки в воспитании детей;
  • дать рекомендации родителям по воспитанию ребенка.

Предварительная работа:

  • Изучение педагогической литературы;
  • Разработка и составление памятки родителям;
  • Подбор педагогических задач;
  • Приготовление оборудования.

                                                                             Другим прощай многое , себе ничего.

                                                                                                                                Публий Сир

                                                  Ход собрания

1.Организационная часть.

Под музыку педагог встречает родителей. Сообщает тему собрания.

2.»Роль предопределяемая для ребенка взрослыми».

Сегодня мы рассмотрим ошибки воспитания, совершаемые взрослыми главным образом подсознательно. Иногда взрослый помнит, что именно так воспитывали его самого. И  он рассуждает так: « Ведь и меня «гоняли» и даже били в детстве, а человеком сделали».

Нередко в семье ребенок выполняет роль, предопределяемую им взрослым. Выделяют следующие роли в семье:

  1. «кумир семьи»;
  2. «сокровище»;
  3. «паинька»;
  4. «болезненный ребенок»;
  5. «ужасный ребенок», «мучитель»;
  6. «козел отпущения»;
  7. «золушка».

Рассмотрим их.

Роль «кумир семьи». Как бы не вел себя ребенок, он вызывает всеобщее восхищение домашних, обращаются к нему почти всегда с умильным тоном. Любая его прихоть выполняется взрослыми. Он вырастает изнеженным, капризным, а главное, эгоистичным, т.к. привык ставить свою персону в центре мироздания.

Роль «маминого сокровища». Эта роль похожа  на роль « кумир семьи», но в данном случае ребенок является кумиром чьим-то личным. За навязыванием ребенку подобной роли может таиться немало сложных причин. Ребенок «разрывается» между несколькими старшими, Т.к. с одним взрослым надо вести себя не так, как с другим.  Такое поведение взрослых свидетельствует о соперничестве взрослых.

Роль «паиньки». Обычно всех радует воспитанный, послушный ребенок: с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. От ребенка ждут соблюдение приличий. За это он старшими вознаграждается. Какова же внутренняя жизнь ребенка никому в семье нет дела. НЕ редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, неожиданно совершает правонарушения.

Роль «паинька». Эта роль обязывает ребенка поддерживать престиж семьи. При этом у ребенка формируются завышенные притязания  к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Если вначале каждый «промах» ставится ему на вид, то впоследствии он сам ставит себе в виду любую , даже малейшую неудачу.  Таким образом, «слишком хороший» не всегда свидетельствует о правильном воспитании.

Роль «болезненный ребенок». Есть немало детей, здоровье которых требует внимания. Однако, бывает , что долго болеющий ребенок выздоровел, но в семье его считают еще больным. Взрослым не удается или не хочется менять сложившийся стереотип их отношений с ребенком.

Все эти роли относятся к положительным ролям. Но существуют негативные роли.

Роль «ужасный ребенок». Это ребенок , который создает лишь хлопоты и напряжение ситуации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишен чувства долга, злонамерен. Все в семье призывают его к порядку выговорами и наказаниями. Но это не эффективно, ребенок кажется взрослым еще более «ужасным». Так у него появляется роль «мучителя». Взрослые иногда перекладывают друг на друга вину за «распущенность» ребенка. Кое-кто из старших использует такого рода обвинения для того, чтобы устраниться от воспитания. Пример: в семье есть ребенок от первого брака; рождается новый, а на старшего никто внимания не обращает. Старший не может не реагировать на эту несправедливость. Эти чувства выходят наружу «реакцией протеста». Взрослые же объявляют его «ужасным»

Такой  ребенок выступает в семье в роли «козла отпущения». Взрослые срывают на нем свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем срывать злость друг на друге. Ребенок при таком обращении может превратиться в «забитого» : он начинает бояться наказание за любой поступок и высказывание.

Психику ребенка  ранит и деформирует необходимость исполнять в семье какую-либо роль. Ребенок рано  начинает хитрить, сваливать свои проступки на других детей либо взрослых, чтобы спастись от притеснений другого взрослого.

Роль «золушка». Из  ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрение, принадлежит в семье другим детям или взрослым. Ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.

В нормальной семье ребенку не уготовано никакой роли. Его просто любят. Он то «кумир», то его наказывают за проступок. Бывает он и «мучителем» , и «путающимся под ногами», но все это мимолетно; спустя время он опять «кумир семьи». Кем ребенок почти не бывает в нормальной семе, так это «козлом  отпущения», «забитым» и «золушкой». Зато ему предоставляются роли, которых не дают детям в «трудных « семьях. Это роли помощников, равноправного участника беседы, интересного человека, порядочного человека.

3.Тест: «Какой вы воспитатель?»

!.Ребенок подрался с одноклассниками, и вас срочно вызывают  в школу. Как вы поступите?

  1. Сгоряча накажите ребенка.
  2. Выясните, как произошла драка.
  3. Прежде всего, переговорите с классным руководителем.

2.Помогая вам в уборке, ребенок случайно разбил вазу. Какова будет ваши реакция?

  1. Самая первая реакция – подзатыльник.
  2. Раздраженная фраза: «Уходи отсюда Обойдусь без твоей помощи.»
  3. Успокоите ребенка – ведь он это сделал неумышленно.

3.Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали ,что поступили несправедливо.

  1. Промолчите, чтобы не уронить авторитет
  2. Извинитесь.
  3. Признаете свою ошибку, объяснив, что и взрослые могут ошибаться.

4.Ребенок просит помочь ему в  написании сочинения. Как вы поступите?

  1. Напишите черновик, ему останется только переписать.
  2. Строго скажите: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».
  3. Поможете  выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

5.Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая, …

  1. Обрываете его :»Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!».
  2. Ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить.
  3. Объясните, что устали, и попросите  перенести разговор на другое время.

6.»Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», - просит сын или дочь. Что вы ответите?

  1. Ни в коем случае. Это займет у тебя много времени.
  2. Ну что ж. давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».
  3. «прежде подумай: все ли предусмотрел, серьезно ли твое стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».
  • Если вы все шесть раз выбрали ответ  с цифрой «3», значит вы неплохой воспитатель.
  • Если угадали наполовину – вам надо в чем-то пересмотреть свои убеждения.
  • Если еще меньше – придется серьезно задуматься над своими методами воспитания.

4.Практикум для родителей.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни. Однако, у каждой мамы в жизни бывают моменты , когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А  может быть, вы сами совершаете ошибки. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда полезно учиться на чужих ошибках.

(Создаются микро группы родителей. Они получают педагогические задания  с описанием житейских ситуаций. Необходимо исправить ошибки и ответить на вопросы.)

1 микро группа.

Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии тут недопустимы. Детям нельзя давать поблажек, иначе они сядут нам на шею.

(Дети должны понимать , почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминают дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «наплевать»  на все запреты, когда вас рядом нет).

2 микро группа.

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети должны получать все самое лучшее. Детство – такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным. Если мы чего-то недополучили, то у нашего малыша будет все.

(Избалованным детям очень тяжело приходиться в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем.  Необходимо давать больше самостоятельности и если не получается, то помогать).

3 микро группа.

Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает нас прямо как настоящий взрослый.

(Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь они главные в его жизни. Малыш даже пытается решать сложные проблемы взрослых, а со сверстниками не общается. Таким образом его собственные проблемы не решаются).

4 микро группа.

Мы слишком ограничены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, приходиться ему во всем отказывать. Если бы у нас было больше денег, мы были бы лучшими родителями.

( На самом деле любовь. Ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг намного важнее содержимого кошелька. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы он ни в чем не нуждался. Это не значит , что нужно исполнять все его желания. Совсем не деньги делают его счастливым. )

5 микро группа.

Неприятности на работе, плохое отношение в семье… Как часто взрослые выпускаю пар на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом купить обещанную игрушку или приласкать, и все будет в порядке.

(Родители должны показать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Когда же взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять, что все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. )

6 микро группа.

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свободную минуту проводят с детьми : отводят в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им необходимо. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

( Взрослые часто забывают, если родили ребенка, то надо и время найти для него. Ребенок, который постоянно слышит, что маме некогда, будет искать среди чужих детей родственную душу).

5.Заключительный этап. Памятки для родителей.

  • Никогда не говорите, что не будите его любить. Скажите, что любите его, но он вас расстраивает.
  • Не будьте безразличными.
  • В воспитании не должно быть слишком много строгости.
  • Не балуйте детей.
  • Не навязывайте ребенку какую-то определенную роль.
  • Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
  • Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения.
  • Уделяйте время своему ребенку каждый день,  он только ваш и никому больше не нужен.

Литература:

  • Перегибов Г. Азбука воспитания: советы родителям//Воспитание школьников. – 2001. - №7,8
  • Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали//Воспитание школьников. – 2001. - № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...