«Экологическое воспитание младших школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Итоговая работа "Экологическое воспитание младших школьников"  по курсу повышения квалификации педагогических работников по теме «Педагогические и методические аспекты экологического воспитания школьников» раскрывает цели экологического образования на разных ступенях, начиная с дошкольного образования.Работа с детьми по экологическому воспитанию показана через такие мероприятия как  беседы, акции, классные часы, экскурсии, конкурсы, создание тематических газет с привлечением родителей учащихся,  олимпиады, коллективно-творческие дела,  направленные на развитие интереса школьников к проблемам экологии,  работа над проектами.В приложении опубликованы внеклассные мероприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_ekologii_yaropud_o.p.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

На тему: «Экологическое воспитание младших школьников»

Курсы повышения квалификации по направлению

«Педагогические и методические аспекты

экологического воспитания школьников»

Выполнила: Яропуд Ольга Павловна,

                                                                  учитель начальных классов,

МБУ «Школа № 14» г.о. Тольятти

Проверил: сотрудник кафедры МФК и ОПР

                    

Самара, 2016

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Список литературы.
  5. Приложения.

ВВЕДЕНИЕ.

Термин «экология» впервые предложил немецкий биолог Эрнест Геккель в 1866 году в своём капитальном труде «Всеобщая морфология организмов». Он же впервые дал определение экологии, как науки: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология – это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал условиями, порождающими борьбу за существование». Начиная со второй половины XX века влияние деятельности человека на окружающую среду становилось все более значительным. Техника и промышленное производство, обеспечивая людей теплом, светом, комфортом, создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

В настоящее время  ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным,  метапредметным, предметным; где личностные результаты освоения ООО должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях»; метапредметные результаты освоения ООО должны отражать

«формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации»

На разных ступенях обучения реализуются свои цели экологического образования:

Ступень обучения

Детский сад, начальная школа

Средняя и старшая школа

ВУЗ, взрослые люди.

Цель

Формирование экологических ориентаций

Формирование экологического сознания

Формирование экологической культуры

Стратегическая цель экологического образования в начальной школе предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

- обучение – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли, системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения;

- развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности и возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

     Цель экологического воспитания:

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

    В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять знания на практике.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень детей;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности,
  • научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • Воспитывать потребность в общении с природой;
  • Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Большую роль в экологическом воспитании младших школьников играет  изучение курса «Окружающий мир».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

   Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

Принцип ориентации на успех.

Принцип взаимоуважения.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

Принцип связи обучения с жизнью.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

Принцип креативности (творчества) и коллективности.

Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).         

Внеурочная деятельность младших школьников так же направлена на развитие компетенций, включая экологическое воспитание.

В свою работу с детьми по экологическому воспитанию я включаю такие мероприятия как  беседы, акции, классные часы, экскурсии, конкурсы, создание тематических газет с привлечением родителей учащихся, провожу олимпиады, коллективно-творческие дела,  направленные на развитие интереса школьников к проблемам экологии,  работаем над проектами.

Так, ежегодно в нашей школе  проходит акция  «Покормите птиц зимой!», результатом которой является конструирование и изготовление кормушек, знакомство с зимующими птицами нашего края и развешивание кормушек для птиц, кормление их в зимний период (Приложение 1). Акция «Чистый двор – чистая школа» (Приложение 2). Очень понравилось детям  КТД «Осенины» экологической направленности, КВН «Путешествие по природным зонам нашей Родины»  (Приложение 3).

Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Можно сделать вывод о том, что экологическая культура, во-первых, целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, во-вторых, ее субъектный, системный, многомерный опыт, обеспечивающий самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем.

Таким образом, приходим к выводу, что формирование экологических ориентаций школьников является важнейшим компонентом экологической культуры личности.

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики РФ.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль, 2003г.
  2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. “Семицветик” – программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. Москва. 2008 год.
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж, 2006г.
  4. Изводкова А.А. Экология в начальной школе. – Самара, 1997г.
  5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – Москва, 2005г.
  6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону, 2003г.
  7. Лопатина А., Скребцова М. «Здоровое питание» (серия книг) ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда». – Москва, 2013г.
  8. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Мир вокруг нас. Методическое пособие– Москва «Просвещение», 2002г.
  9. Рыжова Н.А. «Напиши письмо сове» экологический проект. – «Карапуз-дидактика» ТЦ СФЕРА, 2007г.
  10. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений– М.: «Академия», 2002.
  11. Самарский клуб экологов под рук. Астахова Ю.С. Экология для детей от 5 до 12 лет. – Самара, 1994г.
  12. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – Москва, 2000г.
  13. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  14. Фоппель К Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения (в 4-х частях). - М.: «Генезис», 2000.
  15.  Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков. Пособие для школы // Библиотека журнала «Директор школы». - №5. — М.: Сентябрь, 2003.
  16. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – Москва, 2000г.
  17.  Цветкова И.В. “Экология для старшей школы” Ярославль 2006 год.

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

                                                        Акция «Покормите птиц зимой»

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Акция «Чистый двор – чистая школа»

 

                                               КТД «Осенины»

Работа над проектом «Город будущего»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

«Путешествие по природным зонам нашей Родины».  (КВН)

Ф.И.О.:Яропуд Ольга Павловна

Должность: учитель начальных классов.

Место работы: МБУ "Школа№14" г.о.Тольятти Самарской области.

Электронный адрес: yaropud_olga@mail.ru

План внеклассного занятия:

1.Название: «Путешествие по природным зонам нашей Родины».  (КВН)

2. Цели: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, воспитание чувства сопричастности к сохранению приро-ды, развитие  познавательного интереса и творческой активности школьников.

Задачи:

содействовать сплочению детского коллектива;

расширять и углублять знания школьников о природе, умение описывать климат, особенности растительного и животного мира разных природных зон;

развивать сообразительность, память, логическое мышление;

развивать умение находить необходимую информацию из разных источников, представлять её в разных формах, оформлять мысли в устной и письменной речи;

учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

формировать культуру поведения в природе;

учить детей быть ответственными за свои поступки.

3. Материалы и оборудование: гербарий; фонограммы голосов животных; проектор для демонстрации слайдов с изображением животных; кроссворды по теме «природные зоны», подготовленные командами; ватманы и фломастеры для конкурса художников; наборы полезных ископаемых; конверты с текстами «жалоб», описанием природных зон, грамоты.

4. Форма проведения: КВН.

5. Место проведения: актовый зал.

6. Практическая реализация: Сообщения о природных зонах. Сочинения «В какой природной зоне я хотел бы жить и почему». Составление кроссвордов. Изготовление кормушек.

Ход внеклассного занятия:

Вступление.  Интересная игра сегодня у нас

                      К ней готовился каждый из вас.

                    Каждого ждёт свой успех,

                Душою болею за вас, за всех.

Ведущий. Ребята! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по природным зонам нашей Родины. Во время путешествия мы услышим и увидим много интересного о растительном и животном мире нашей страны. В путешествие отправятся 3 команды. Давайте познакомимся с ними.

Приветствия команд. Представление членов жюри.

Ведущий. Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды подготовились к путешествию.

Разминка.

За каждый правильный ответ команда получает очко.

- Как по солнцу определить стороны горизонта?

- Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду?

- Что может заменить компас?

Ведущий. Мы видим, что команды готовы к путешествию. Сейчас каждая из команд должна определить, из какой природной зоны она начинает путешествие.

Задание 1.

Каждой команде вручается конверт-письмо с описанием природной зоны. Нужно прочитать письмо, определить и назвать природную зону. Правильный ответ приносит команде 1 балл.

  • Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь суровая. Зима ветреная, холодная, с морозами свыше 50 градусов, длится 8-9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. Мелкие реки промерзают до дна. (Тундра).
  •  Это зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето жаркое, продолжительное, много солнца. Дождей выпадает немного, в основном летом. Бывают сильные ветры – суховеи.

 ( Степь.)

  • Поверхность этой зоны во многих местах холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Редко бывают дожди. Зима короткая, длится 2-3 месяца, и очень холодная. Бывает до 30 и больше градусов мороза. (Пустыня).

Ведущий. Продолжаем путешествие.

Задание 2.

- Как называются эти растения, в какой природной зоне они растут?

Командам вручаются гербарные листы.

1 команда. Морошка - тундра.

                    Виноград - степь.

                 Саксаул - пустыня.

                 Дуб - лесная полоса.

2 команда. Верблюжья колючка - пустыня.

                 Сосна - лесная полоса.

                Дыня - степь.

                Ягель - тундра.

3 команда. Берёза - лесная полоса.

                 Ревень - пустыня.

  Клюква - тундра.

Подсолнечник – степь.

Задание 3.

Назовите, в какой природной зоне живут и обитают эти звери и птицы.

Демонстрация слайдов с изображением животных.

1 команда. Суслик – степь.

               Песец – тундра.

               Бурый медведь – лесная полоса.

               Тушканчик – пустыня.

               Скворец – степь.

2 команда. Верблюд – пустыня.

               Белка – лесная полоса.

               Полевая мышь – степь.

              Орёл – степь.

              Северный олень – тундра.

3 команда. Лось – лесная полоса.

               Горностай – лесная полоса.

                  Лемминг – лесная полоса.

              Хомяк – степь.

              Черепаха – пустыня.

Задание 4.

Домашнее задание – составить кроссворд по теме «Природные зоны». (Команды обмениваются кроссвордами, которые они подготовили дома.)

Конкурс болельщиков «Песенная перекличка».

Ведущий. Веселее продолжать путешествие с песней. Кто споёт больше песен о растениях и животных, тот принесет дополнительные баллы своей команде.

Задание 5.

Конкурс художников. Нарисовать зверя или птицу одной из природных зон.

Задание 6.

Ведущий. В каких природных зонах находится наша страна?

Велика Россия и богата полезными ископаемыми. Каждой команде нужно определить, что лежит в коробке. (Вручаются коробки с полезными ископаемыми.) За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1 команда. Апатит. Кварцит. Известняк. Торф. Нефть.

2 команда. Поваренная соль. Базальт. Гранит. Каменный уголь. Торф.

3 команда. Медный колчедан. Нефть. Калийная соль. Торф. Поваренная соль.

Задание 7. Конкурс капитанов.

Ведущий. К нам поступили жалобы от обитателей садов, лесов, огородов. (Вручает конверты капитанам). Команды должны назвать имя жалобщика, обосновать справедливость жалобы. Побеждает та команда, капитан которой даст наиболее убедительный ответ.

Жалоба 1.

Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, им не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым без хлеба сидеть. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?

Ответ. Это сова. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.

Жалоба 2.

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.

Ответ. Летучая мышь.

Жалоба 3.

Сама знаю, что не красавица я. Когда я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.

Задание 8.

Ведущий. Узнайте друзей по голосу. Слушайте внимательно. За каждый отгаданный голос животного команда получит 1 балл. (Звучит фонограмма.)

Что в наших силах сделать, чтобы помочь птицам перезимовать? (кормушки)

Подведение итогов конкурса. Слово жюри. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....