КВН по русскому языку в 4 классе
классный час (4 класс)

Демидова Евгения Михайловна

внеклассное мероприятие для 4 класса по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_4_klass.docx376.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хомутовская средняя школа

имени Героя Советского Союза Домникова В.М.»

Внеклассное мероприятие              

в 4 «Б» классе

КВН

по русскому языку

Подготовила:

учитель начальных классов

Демидова Е. М.

2018 – 2019 уч. год

Цель: прививать интерес к родному языку, умение работать в группе.

Задачи: 
- познакомить обучающихся с разнообразными играми со словами;
- активизировать творческие силы обучающихся, их способности;
- увеличить словарный запас обучающихся;
- развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения;
- развить умение обучающихся работать в группах.
Предварительная работа: деление обучающихся на команды, название команды, приветствие.

Оборудование:  жетоны оранжевого и синего цвета; слово «ТРАНСПОРТ»; высказывания о русском языке; листы для жюри.

Целевая аудитория: обучающиеся 4 классов.

(Выходят дети и читают стихи, каждый по две строчки)

1.Грамматика, грамматика —

Наука очень строгая! 

2.Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

3.Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье.

4.Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь, 

5.Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

6.Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

7.Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

8.А приставки и частицы —

Вроде хитреньких зверьков: 

9.Им охота порезвиться,

Обмануть учеников. 

10.Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи! 

11.Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь!

12.Будь внимательным, и только!

Все запомнишь, все поймешь.

Ведущий: 

Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы весело и с пользой провести время. Знаете ли вы, что русский язык – это не только предмет, который нужно учить. Оказывается, с его помощью можно интересно играть. Этим мы сейчас с вами и займемся. Итак, перед нами две команды - … и …, а также уважаемые болельщики и помощники своих команд. В состав жюри входят…. 
Прежде, чем мы начнем наше соревнование, прослушайте правила и, пожалуйста, следуйте им во время игры.
1. Работать необходимо тихо (не кричать, не ругаться), уважая товарищей из своей и другой команды.
2. Выполнив задание, команда выбирает человека, который будет отвечать.
3. За правильно выполненное задание команда получает жетон (2 балла).
4. Если команда ответила неверно, болельщики могут помочь своей команде (1 балл). В случае неверного ответа, это право переходит команде соперников.
5. Если команда нарушает правила или болельщики подсказывают, жюри имеет право присудить штрафные очки.
6. Побеждает та команда, которая получит больше жетонов и меньше штрафных очков.

1-й конкурс:

1.Сколько гласных букв в русском языке? (10 букв)

2.Сколько гласных звуков в русской речи? (6 звуков)

3.Когда пишется разделительный мягкий знак? (После согласных перед гласными буквами и, е, ё, ю, я)

4.Когда пишется разделительный твердый знак? (После приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед буквами е, ё. ю, я)

5.Какие слова называются синонимами? (Близкие по значению, но разные по звучанию и написанию)

6.Какие слова называют антонимами? (Противоположные по значению)

2-й конкурс:

«Назовите одним словом».

Болтливый человек — ... (болтун).

Ленивый человек — ... (лентяй).

Храбрый человек — ... (храбрец).

Мудрый человек - ... (мудрец).

Богатый человек — ... (богач).

Грубый человек — ... (грубиян).

Сильный человек — ... (силач).

Веселый человек —... (весельчак).

3-й конкурс:

«Поставьте правильно ударение»

1-я команда

Портфель

Случай

Статуя

Магазин

Красивее

Звонит

Шофёр

2-я команда

Алфавит

Средство

Столяр

Библиотека

Баловать

Километр

Повторим

4-й конкурс для болельщиков:

«Произнесите отгадку четко и правильно, так как пишется».

Как называется игра на льду, в процессе которой игроки бегают на коньках за шайбой? (Хоккей)

Дорога, обсаженная деревьями с обеих сторон. (Аллея)

Место, где продают билеты в кино, театр, цирк. (Касса)

Человек, который совершает поездку на любом виде транспорта. (Пассажир)

Дорога, покрытая асфальтом, соединяет населенные пункты. (Шоссе)

Комната в школе, в которой учатся дети. (Класс)

5-й конкурс:

«Вставьте пропущенные буквы в словах, где они нужны».

(По одному игроку из каждой команды выходят к доске и вставляют пропущенные буквы)

1-я команда

чудес...ный

мес…ность

гла...кий

но...ки

по...писать

об…явление

тр...пинка

к...ртофель

2-я команда

прекрас...ный

трос...ник

сколь...кий

ло...ки

о...дать

об…езд

сн...жинка

м...рковь

6-й конкурс:

«Сосчитайте, сколько звуков и сколько букв в словах».

1-я команда:

Юла — ... (3буквы, 4звука).

Коньки —... (6букв, 5звуков).

Солнце — ... (6букв, 5звуков).

2-я команда:

Ёж — ... (2 буквы, 3звука).

Деньки — ...(6букв, 5звуков).

Сердце — ... (6букв, 5звуков).

7-й конкурс для болельщиков:

«Кто в лесу живет?»

Поочередно вспомните и назовите сказки, в которых одно из действующих лиц - медведь.

8-й конкурс

Из букв слова «ТРАНСПОРТ» нужно составить как можно больше новых слов.

(Спорт, порт, трос, пост, транс, торт, стоп, сорт, наст, нос, сон, рот, спор, пот, сор, рост, рапорт, старт, тропа, сноп, роса, сатрап)

9-й конкурс для болельщиков:

«Веселая белка».

За 1 минуту должны подобрать как можно больше слов, обозначающих действия белочки.

10-й конкурс:

«Составьте слово по названным частям речи».

1-я команда

Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелет», суффикс в слове «грибок», окончание, как у слова «волк». (Перелесок)

2-я команда

Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать» суффикс в слове «лесник», окончание, как у слова «заяц». (Подорожник)

11-й конкурс:

«Части речи»

1.Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена. (Местоимение) 

2.Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. (Прилагательное) 

3.Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Существительное) 

4.Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду - все в действие придет. (Глагол)

12-й конкурс:

«Раскрыть скобки».

Язык (до) Киева (до) ведет.

Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

13-й конкурс:

«Загадки».
1) Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
2) Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
3) В тетради я бываю
Косая и прямая,
В другом своем значении
Я – планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю (линейка)
4) Он пузатый, но не жирный,
В тюбетеечке всегда,
Молчаливый, очень смирный,
Не выходит никуда.
Но как только он напьется,
Забирается на печь
И ворчит, шумит, плюётся, 
Уж от ссор не уберечь.
Корень слова дан Китаем,
Ну а суффикс русский знаем. (чайник)

Учитель: Подошло время подвести  результаты нашего познавательного КВН, пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.

«Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть». Так писал Максим Горький.

 Владимир Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

Ведущий: 
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
Вот настал момент прощанья -
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 классов «Занимательная грамматика». Конспект


Цели:
- стимулировать интерес к изучению русского языка;
- создать условия для демонстрации обучающимися своих знаний и умений.
Задачи: 
- познакомить обучающихся с разнообразными играми со словами;
- активизировать творческие силы обучающихся, их способности;
- увеличить словарный запас обучающихся;
- развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения;
- развить умение обучающихся работать в группах.
Предварительная работа: деление обучающихся на команды, название команды, приветствие, заготовленные инсценировки.
Целевая аудитория: обучающиеся 4 классов.
Ведущий: 

Давайте будем мы играть!
1, 2, 3, 4, 5…
Кто в викторине победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет – 
Он самый первый даст ответ.
Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы весело и с пользой провести время. Знаете ли вы, что русский язык – это не только предмет, который нужно учить? Оказывается, с его помощью можно интересно играть. Этим мы сейчас с вами и займемся. Итак, перед нами две команды - … и …, а также уважаемые болельщики и помощники своих команд. В состав жюри входят…. 
Прежде, чем мы начнем наше соревнование, прослушайте правила и, пожалуйста, следуйте им во время игры.
1. Работать необходимо тихо (не кричать, не ругаться), уважая товарищей из своей и другой команды.
2. Выполнив задание, команда выбирает человека, который будет отвечать.
3. За правильно выполненное задание команда получает жетон (2 балла).
4. Если команда ответила неверно, болельщики могут помочь своей команде (1 балл). В случае неверного ответа, это право переходит команде соперников.
5. Если команда нарушает правила или болельщики подсказывают, жюри имеет право присудить штрафные очки.
6. Побеждает та команда, которая получит больше жетонов и меньше штрафных очков.
1 конкурс «Бой скороговорок».
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит.
Остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки
Фразу вслух произнесет, 
Два очка своей команде
Непременно принесет.
1) Кукушка кукушонку сшила капюшон. Примерил кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
2) Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
3) Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
4) Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели!
2 конкурс «Цепочка слов».
Конечная буква одного слова совпадает с начальной буквой другого. Называются только съедобные вещи.
3 конкурс «Дружная семья».
Дружная семья – это части речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв (например, литература, трудолюбие). Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слова разных частей речи. Кто быстрее соберет дружную семью, тот и победит. Ели допущены ошибки, ведущий говорит, что семья недружная, но не подсказывает, где ошибки.
4 конкурс «Кто больше?».
В течение одной минуты команды из букв одного большого слова составляют все возможные слова. Добавлять другие буквы нельзя. Побеждает та команда, за которой остается последнее слово. Итак, слово «контрабас».
Антракт.
А сейчас игроки могут немного расслабиться. Наши болельщики подготовили небольшие концертные номера.
Сценка «Из-за тебя».
- Ну почему ты, Вовка, учительницу не слушаешь? Сколько раз тебе Евдокия Васильевна говорила: «Пиши разборчивее!» А ты, как курица, царапаешь. Что ты в слове «коврижка» написал – «а» или «о»?
- «О».
- Вот видишь, теперь из-за твоего почерка у меня еще одна ошибка будет!
Рассказ школьного портфеля. Ю.Тимянский.
Знакомьтесь: Петя. Мой Сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрой магАзин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу», «пекёт блины…»
И до меня дошел черед:
Портфель он «пОртфелем» зовет..
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ.
- ПетЯ! – несется со двора, -
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, ПетЯ,
Не трогай малыша, ПетЯ,
Ведь ты большой, а он дитя!
«ПетЯ» обижен на ребят:
- Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ленительный падеж. Г.Граубин.
Спросили Лежебокина:
-А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, простительный!
5 конкурс «Загадки».
1) Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
2) Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
3) В тетради я бываю
Косая и прямая,
В другом своем значении
Я – планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю (линейка)
4) Он пузатый, но не жирный,
В тюбетеечке всегда,
Молчаливый, очень смирный,
Не выходит никуда.
Но как только он напьется,
Забирается на печь
И ворчит, шумит, плюётся, 
Уж от ссор не уберечь.
Корень слова дан Китаем,
Ну а суффикс русский знаем. (чайник)
6 конкурс «Шарады».
Шарады – это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
1) Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (пирог)
Нота – мой первый слог.
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (мина)
2) Начало деревом зовется,
Конец – читатели мои.
В книге целое найдется,
Здесь в каждой строчке есть они. (буквы)
3) Начало голос птицы,
Конец на дне пруда.
А целое в музее
Найдешь ты без труда. (картина)
7 конкурс «Метаграммы».
Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, и тогда получится новое слово.
1) С «К» в полях меня найдете,
С «Г» романсы запоете,
С «В» в косички заплетете. (колос – голос –волос)
2) С «Л» я остров в океане,
С «Р» растаю я в стакане. (Сахалин – сахарин)
3) Один я там слабый воин,
С «К» противника достоин,
С «Т» в сражении будет …,
С «Ь» я на крыше,
С «Р» актеров я услышу,
С «Ж» я на поле созрею,
Превратиться в хлеб сумею! (поле – полк – толк – толь – роль - рожь)
4) С «И» летаю над волною,
С «Л» не дам волкам покою,
С «М» рубашка-безрукавка,
С «З» скачу в лесу по травке,
С «Г» меня крепи к детали
Из железа или стали. (чайка – лайка – майка – зайка - гайка)
8 конкурс «Анаграммы».
Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.
1) Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник. (карп – парк)
2) В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот – 
Будет дергаться щека. (кит – тик)
3) По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки. (вена – Нева)
4) Воздух в шины я вдуваю,
5) Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем, 
Буду деревом в лесу. (насос – сосна)
9 конкурс «Буриме».
"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение
обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта литературная игра возникла во
Франции в ХVII в. А прежде, чем приступить к игре, давайте ещё раз повторим правила буриме:
1. Рифмы подбирать надо очень осторожно и внимательно, избегать однокоренных
слов, не нормативной лексики, не желательны глагольные рифмы.
2. Заданные рифмы нельзя менять местами. Исключение - использование
перекрёстных рифм, то есть если вам были заданы пары: закат/ богат,
ручей/ничей, то вы можете зарифмовать их так: закат/ручей/богат/ничей.
3. Не забывайте и о содержании вашего стиха. У вас должно из порой совсем не
сопоставимых и странных рифм получиться законченное смысловое стихотворение.
Наша рифма: Друзья –семья, краски – сказки
Ведущий: А сейчас мы попросим уважаемое жюри подвести итоги.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
Вот настал момент прощанья-
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!».

C:\Documents and Settings\9\Рабочий стол\0013-028-.pngC:\Documents and Settings\9\Рабочий стол\0013-028-.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...