Симеон Столопник
план-конспект урока

Кунская Елена Геннадиевна

Конспект занятия внеурочной деятельности "Симеон Столопник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_simeon_stolopnik.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Симеон Столопник.

Цель: изготовление народной куклы Симеона Столопника из ткани.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить с народной культурой и традициями, уточнять, расширять представления о быте русских людей двести лет назад;

- знакомить с народными куклами, показать способ изготовления одной из народных кукол, Симеона Столопника.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, тренировать умение завязывать узелки, скручивать, сворачивать и складывать ткань.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному творчеству и традициям, приобщать к народной культуре.

Материалы:

Коллекция народных кукол, две куклы в народных костюмах. На каждого ребенка крестовина, нитки, лоскутки ткани.

Ход занятия:

  1. Мотивационный момент, игровая ситуация.

Педагог: Ребята, сегодня я хочу предложить вам что-то необычное. Как вы думаете, что это?

Предположения детей.

Педагог: Сегодня мы не будем с вами чем-то заниматься, а отправимся в путешествие, но необычное, путешествие на машине времени. Куда можно отправиться на машине времени?

Предположения детей.

Педагог: Правильно! Мы отправляемся сегодня в прошлое! Закрываем глазки, кружимся вокруг себя.

   Я в машину времени сажусь,

   Сквозь года стремительно несусь.

   Словно карусели кружат нас года.

   Оказались в прошлом двести лет назад.

Педагог: Итак, садитесь, мы оказались…. А где мы оказались? Как вы думаете, что вокруг нас?

Предположения детей.

Педагог: Нашего города, он ведь у нас молодой, ему еще и ста лет нет, еще не было. В нашем районе было несколько деревень, а там, где школа сейчас стоит, вообще болото было, сюда из соседней деревни ребята по бруснику и клюкву бегали.

   2. Введение в тему, выявление представлений.

Педагог: Давайте выйдем на дорогу.

  • Какая она?
  • Какой транспорт мы на ней можем встретить?
  • А как выглядят люди, как они одеты?
  • Куда они могут идти?
  • А в деревне сейчас что делают в это время года?
  • А чем заняты были летом и в начале осени?

Предположения детей.

Педагог: Вы молодцы! Все правильно! В деревне взрослые люди уже собрали урожай и заняты домашними делами.

  • Какими делами занимались женщины?
  • А мужчины?
  • А дети?

Предположения детей.

Педагог: Да, взрослые пряли, ткали, шили, стругали, мастерили из природных материалов обувь, предметы обихода. А дети забавлялись и играли. А во что они могли играть? Их игрушки были похожи на наши?

Предположения детей.

  1. Рассматривание коллекции народных кукол.

Педагог: Смотрите, я захватила с собой в прошлое коллекцию народных кукол. Давайте рассмотрим их.

  • Чем они похожи?
  • Чем отличаются?
  • Что вы заметили особого в каждой куколке?

Ответы детей, уточнения педагога.

Педагог: А еще по вечерам сказки любили сказывать. Как думаете, что значит «сказывать»?

Ответы детей.

Педагог: А хотите я вам расскажу одну из них?

  1. Сказка о Симеоне Столопнике. Автор: И.В. Винокурова.

Педагог:

   Как водится, жили – были в некой деревушке муж с женой, Симеон и Проскеюшка. (Педагог показывает кукол в народном костюме, мужа и жену. Далее по тексту идет небольшая драматизация.) Жили они дружно да ладно. Симеон землю пахал, Проскеюшка по дому хлопотала. Призвал однажды царь на службу Симеона – пахаря. Осталась Проскеюшка в пустом доме одна-одинешенька. Стала ее грусть – тоска разъедать, а вечерами, когда вой волков из ближайшего леса доносился, и вовсе жутковато было. И решила она соорудить куклу, в одежды мужа обрядить, Семеном назвать и у калитки на высокий столп посадить.

   Муж царю верно служит, а Семен на столпе восседает, его жену охраняет. Да и самой жене веселее стало. С утра она с Семеном поздоровается, сон расскажет, в поле уйдет, а как вернется с поля, Семен ее у ворот встречает, словно муж никуда и не уезжал.

   Случилось как-то воры решили в дом забраться, чужим добром поживиться, пока Проскеюшка в поле ушла. И только воры через забор полезли – так от ужаса и замерли – сам Симеон на них с высокого столпа грозно глядит. В один миг, не чуя земли под ногами, перескочили они через забор обратно и, ну, бежать через всю деревню к полю. До поля добежали, Проскеюшке в ноги упали: «Прости, мол, хозяюшка, нечистая сила помыслы попутала. Проскеюшка простила по доброте душевной, но секрета куклы не раскрыла.

   День за днем, неделя за неделей летели быстро, а как лето с осенью на перепутье встретились, тут и сам Симеон со службы вернулся. Подивился он выдумке Проскеюшкиной, соорудил из бревен плот, посадил на него куклу Семёна, а за то, что тот все время на столпе восседал, Столопником его окрестил и стал он Семёном Столопником с той минуты зваться.

   Пустили они с Проскеюшкой плот с куклой вдоль по речке. «Пусть плывет», – говорят, – лето провожает, а нам пора осень встречать, да последний урожай собирать».

Педагог: Так и появился с тех пор обычай: на время, пока люд в поле лето работает, мастерить куклу в мужском обличии, в доме в красный угол на почетное место усаживать, чтоб за порядком следила, а как лето с осенью встретятся – на плот из бревен сажать и в дорогу по воде отправлять. А со временем и вовсе Симеон на поле перебрался.

Раздается звон будильника или гудок машины.

Педагог: Нам, кажется, пора прощаться с прошлым и возвращаться в свой год.

  1. Физкультминутка.

   Снова мы в машину сели

   Снова время завертели

   С годами кружимся и мы.

   В ладоши хлопнем, раз, два, три.

   Потянулись вверх, нагнулись,

   Разогнулись мы и вот,

   Мы вернулись в этот год.

  1. Рассматривание и обсуждение практической работы.

Педагог: Давайте, еще раз посмотрим на эту куколку. Что она вам напоминает?

Ответы детей.

Педагог: Сейчас мы ставим на огороде пугало для того, чтобы оно отпугивало птиц от нашего урожая. А в старину, Симеона Столопника ставили для богатого урожая, люди верили, что Симеон защищал огород и поле не только от птиц, но и от плохой погоды, плохих людей и прочих неприятностей. Посмотрите, внимательно на образец куколки и скажите, из каких материалов она выполнена? Как сделано туловище? А нам придется шить? Ответы детей.

  1. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – папа.

Ну, а этот пальчик?

Вот этот мальчик!

  1. Практическая работа

Поэтапное выполнение куклы:

  • Изготовление головы: взять лоскут для головы, положить на него валик из ваты, скатать трубочку, сложить пополам, закрепить на крестовине.
  • Изготовление ног: валик из ваты обернуть лоскутком и перевязать по краям. Валик сложить пополам и закрепить нитками к крестовине.
  • Изготовление рубашки: меньший по размеру лоскут через прорезанное по центру отверстие надеть через голову на тело – крестовину. Перевязать ниткой ручки. Надеть второй лоскут рубашки через голову. Перевязать рубашку поясом.
  • Надеть на голову шляпу.
  1. Рефлексия. Окончание.

Педагог: Ребята, давайте посмотрим на наших куколок.

  • У кого куколка получилась? (у всех) Вы – молодцы!
  • А еще большие молодцы те, у кого она получилась без посторонней помощи. Есть такие?
  • Вам было трудно?
  • А кто запомнил, как зовут эту куколку?
  • А для чего ее делали в старину?
  • Что больше всего понравилось сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Симеон Полоцкий и Карион Истомин

Презентация знакомит с жизнью и деятельностью Кариона Истомина и Симеона Полоцкого...

Конспект урока по литературному чтению "Семь Симеонов"

Урок по  лиературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс....