программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс)

Емельянова Ольга Владимировна

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами литературы, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о литературном мире.   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать коммуникативные навыки.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_literatura_2018-2019.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

______________________________________________________________

Одобрена Методическим Советом школы:

Председатель МС школы

_____________ /___________________ /

Протокол № ____ от «___» ___________ 20____ г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «Селенгинская СОШ»

____________/И.Т. Трифанова/

Приказ №____от«_____»_________2018

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

или КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕ      ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ                                   

(наименование дисциплины)

ВОЗРАСТ         8-10 лет

   

НАПРАВЛЕННОСТЬ      ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ         34

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ   2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

СОСТАВИТЕЛЬ   ЕМЕЛЬЯНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, 29 лет

 (ФИО, уч. степень, звание, должность, стаж педагогической работы)

с. Солонцы

2018


Пояснительная записка

Актуальность. Искусство говорить  – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать. От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников. Кружок “Путешествие по страницам любимых книг” необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства литературного мира, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Особенность программы.    Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами литературы, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о литературном мире.   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать коммуникативные навыки.    Программа кружка рассчитана на один год. Занятия 1 раз в неделю, за год 34 занятия. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Адресность.    Программа кружка рассчитана на детей от 7 – 10 лет

Основная цель.    Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться; организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания.

 Задачи кружка.

  • Обучение навыкам культуры речи и речевого общения, воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
  • Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
  • Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.
  • Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.
  • Развития мышления и формирование процессов мыслительной деятельности..
  • Развивать артистические данные.
  • Расширять кругозор детей, развивать творческое воображение, память.
  • Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  • Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

Принципы.        

  • Актуальность            Создание условий для повышения мотивации к обучению литературы, стремление развивать интеллектуальные, творческие возможности  учащихся.
  • Научность
  • Системность     Курс строится от частных примеров (индивидуальная работа) к общим (общее выступление  )
  • Практическая направленность  (содержание занятий направлено на освоение литературно-театральной терминологии, развитие индивидуальных артистических способностей)
  • Обеспечение мотивации    (развитие интереса не только к литературе, но и к театру, желание выступать перед зрителями)
  • Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
  •  Принцип занимательности.  Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, то есть приводит к практическому овладению русским литературным языком.

Характеристика курса «Путешествие по страницам любимых книг»

Кружок “Путешествие по страницам любимых книг” помогает развивать у ребенка речевой аппарат, а главное помогает ему почувствовать, что он умелый и талантливый. На кружке создается атмосфера доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других. “Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным”. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

Сроки реализации.   Программа по данному кружку реализуется один год.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по литературе; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач творческого характера; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Содержание программы.

Программа состоит из трех разделов:

  1.  Речь и ее значение в жизни  (речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми, речь служит целям познания мира, речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей).
  2. Текст  (научить детей выражать связно свои мысли, то есть научить создавать речевое произведение, понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке).
  3. Культура общения  (формировать личность человека, который в общении способен правильно воспринимать информацию, осмыслить ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.)

Основные виды деятельности учащихся:

  • знакомство с произведениями детской литературы
  • выбор и заучивание произведений наизусть
  • оформление литературных газет
  • самостоятельная работа
  • проектная деятельность (самостоятельная и коллективная)
  • творческие работы
  • выступление на конкурсах, концертах, олимпиадах

Способы усвоения знаний на кружке.

Способ не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский.

Новое знание открывается ученику самостоятельно, в процессе наблюдений за речью. Наблюдение формирует общеучебное умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию мышления

Упражнения представляют собой познавательные вопросы, преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. На кружке изменяется характер взаимодействия учителя и ученика. Роль учителя заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач. Ребенок – субъект разнообразных видов речевой деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема раздела

Кол-во часов

1

Речь и её значение в жизни  

16

2

Текст. Работа с текстами.  

10

3

Культура речи

8

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

Дата

№п/п

Тема занятия

Основная цель, содержание занятия

Кол-во час.

Речь и её значение в жизни   16ч.

1

Давайте познакомимся

Игра «Паутинка» -знакомство детей друг с другом

1

2-3

К нам гости пришли!

2

4-5

Ходит осень по дорожке…

Учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление.

2

6-7

Прогулка по лесу

2

8-9

,,Овощные разговоры,,

Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.

2

10

Мы играем и поем

Вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения.

1

11-12

Игровая викторина по стихам

 А. Барто, Е.Благининой

Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

2

13-14

Поговорим о наших мамах…

Знакомство с произведениями о маме; учить правильно передавать свои мысли и чувства.

2

15-16

В гости к нам зима пришла!

Рразвивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

2

Текст. Работа с текстами.   10ч.

17-18

В тесноте, да не в обиде.

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.Чтение русских народных сказок, ролевое чтение, постановка актерского голоса.

2

19-22

Свет мой зеркальце скажи…

Работа над произведениями А.С.Пушкина

4

23-26

Без друзей нам не прожить ни за что на свете.

Знакомство с произведениями о сверстниках (В.Драгунский, Н.Носов и др.)

4

Культура речи.  8ч.

27-30

Мы актеры

формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

4

31-33

,,Представьте себе…”.

Цель: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

3

34

«Мешок с сюрпризом» (итоговое занятие)

1

Литература

  1. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.
  2. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Праздники в начальной школе» Москва Астрель 2008г.
  3. О.В.Черных, А.А.Дмитриева «Внеклассные мероприятия» сборник Москва,ВАКО 2008г.
  4. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.
  5. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.
  6. Детская художественная литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...