программа развития шахмат в начальной школе
проект (2 класс)

Ухинова Софья Базаровна

Цель программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_shahmat_v_shkole.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «БАРГУЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671610, Республика Бурятия, п. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540, эл. адрес: barguzinschool@gmail.com

УТВЕРЖДАЮ

_____________

Директор школы

Молчанов А.И.

«__»  августа 2018 г.

Программа

развития шахмат в начальной школе

«Белая ладья»

Программа предусмотрена для учащихся 1-4 кл.

Разработчик: Ухинова С.Б.,

 педагог дополнительного образования

2018 г.

Баргузин

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Паспорт программы………………………………………………..4

План мероприятий по реализации программы…………………...6-10          

Модель реализации программы развития шахмат ………………11

       Ожидаемые результаты реализации программы…………………12

       Оценка реализации программы развития…………………………12

       Возможные риски реализации программы………………………..12


Введение

В декларации прав ребенка на игру одной международной ассоциации написано: «Игра – это жизнь. Она инстинктивна, добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением и выражением себя. Она сочетает в себе действия и мысль. Она приносит удовлетворение и ощущение успеха»

На протяжении многих веков шахматы являются составной частью общечеловеческой культуры. Двадцатый век, век стремительного научно-технического прогресса, предопределил дефицит на людей, способных мыслить системно, а вместе с тем и творчески, в экстремальных условиях, которые неизбежно возникают в жизни современного общества. Роль социально-педагогической функции шахмат за последние годы заметно возросла.

Социальный статус шахмат высок в большинстве развитых стран мира и с каждым годом они получают все большее признание. Десятки миллионов людей во всем мире играют в шахматы не только для того, чтобы повысить свой спортивный уровень. Люди понимают и чувствуют, что игра в шахматы в первую очередь приносит им моральное, эстетическое удовлетворение, позволяя реализовать, в той или иной степени, заложенное в каждом мыслящем существе стремление к участию в творческом созидательном процессе.

Обучение шахматам детей в школе открывает уникальные возможности для всестороннего развития и воспитания учащихся. Игру в шахматы отличают простота и доступность, а приобретенные в результате обучения знания и умения благотворно сказываются на процессе реализации творческого потенциала личности, способствуют появлению устойчивых навыков в принятии самостоятельных оптимальных решений в любой жизненной ситуации.

Работа шахматного педагога направлена на формирование эстетического восприятия шахмат.

Динамика живой шахматной партии, непредсказуемость конечного результата, творческое и спортивное противоборство детей за шахматной доской, дают педагогам великолепную возможность развить в учениках способности самостоятельного логического мышления, интуицию, навыки к систематизированной аналитической работе, которые в дальнейшем принесут им реальную пользу в научной или практической деятельности.

Шахматы по своей сути очень пластичны и позволяют использовать их в качестве универсального инструмента к самопознанию любых сфер человеческой деятельности. В процессе обучения дети приобретают устойчивые навыки комбинаторного мышления, способности решать достаточно сложные многоходовые математические задачи.

Стремительный рост объема всевозможной информации, наполняющей нашу повседневную жизнь, требует от людей способности оперативно ее обрабатывать и систематизировать. Занятия шахматами, постоянная систематика детьми получаемых знаний, вырабатывают у них способности адекватной реакции на любой поток информации, способности к ее быстрому осмыслению.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа развития шахмат в начальной школе «Белая ладья»

Содержательные принципы

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире  при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован  на приобретение детьми  собственного опыта творческой деятельности

Цель программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Сроки реализации программы

2017 -2020 г.г.

Нормативно-правовые основания для разработки программы

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон Российской Федерации  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа»;

 - Федеральные государственные образовательные стандарты.

Разработчик программы

Педагог дополнительного образования Ухинова Софья Базаровна

Исполнители основных мероприятий программы

  • Районное Управление образования
  • Совет школы
  •  администрация школы;
  •  коллектив сотрудников школы;
  •  обучающиеся;
  •  родители;

Ожидаемые результаты

  • обеспечение нового качества образования;
  • поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся;
  • развитие педагогического мастерства как основы качества образования;

Система контроля исполнения

Программы

Для оценки эффективности Программы развития используется система показателей, позволяющая оценить ход и результативность поставленных задач.

Процесс контроля состоит из установки положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, а также измерителей и точных сроков получения ожидаемых результатов.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШАХМАТ В ШКОЛЕ

«Белая ладья»

1-е направление

Организационно-аналитическая работа,  информационное обеспечение

Основные мероприятия

Срок

Исполнители

Этапы реализации:  первый этап - подготовительный (2017 г)

  1. Издание приказов об организации мероприятий, направленных на реализацию программы.

В течение года

Директор

  1. Организационное совещание

– порядок реализации программы «Белая ладья»

Сентябрь, декабрь

Директор, заместитель директора по УВР

3. Совещание при заместителях директора:

 - об организации шахматного образования в школе

Сентябрь

Январь

Заместитель директора по УВР

4. Совещание при директоре по вопросам реализации программы «Белая ладья»

Сентябрь, май

Директор

5. Заседание Совета школы «Утверждение программы «Белая ладья»»

Октябрь, май

Председатель Совета школы

Второй этап - основной (2018 - 2019 г.г.).

  1. Апробация технологии работы шахматного кружка «Белая ладья»  

2018

Заместитель директора по УВР

  1. Заседание Совета школы «Результативность реализации программы «Белая ладья»»

2019

Председатель Совета школы

  1. Освещение работы шахматного кружка «Белая ладья»  через печатные издания и электронные СМИ

Раз в полугодие

Педагог ПДО

  1. Осуществление мониторинга результатов внедрения технологии, анализ, коррекция.

Раз в полугодие

Заместитель директора по УВР

Третий этап - заключительный (2020 г.)

  1. Научное оформление инновационных технологий и результатов деятельности шахматного кружка «Белая ладья»  

В течение года

Заместитель директора по УВР

2-е направление:

Методическое обеспечение. Повышение квалификации

Основные мероприятия

Срок

Исполнители

Этапы реализации:  первый этап - подготовительный (2017 г)

1. Повышение квалификации педагога дополнительного образования по вопросам шахматного обучения

В течение года

Заместитель директора по УВР

  1. Обеспечение методической литературой

В течение года

Директор

Второй этап - основной (2018 - 2019 г.г.)

  1.  Организация консультаций и обучения воспитателей, учителей начальных классов

2018

Заместитель директора по УВР

  1. Внедрение уроков шахмат в начальную школу

2019

директор

  1. Обобщение и распространение положительного педагогического опыта по вопросам шахматного обучения в начальной школе

2020

Директор

  1. Обобщение и распространение положительного педагогического опыта по вопросам шахматного обучения в образовательных учреждениях района

2020

РУО

Третий этап - заключительный (2020 г.)

  Районный методический семинар «Развитие шахматного образования в школах» 

Март 2020 г

Директор, РУО

3-е направление:

Внеклассная работа по шахматному всеобучу среди обучающихся

Основные мероприятия

Срок

Исполнители

Этапы реализации:  первый этап - подготовительный (2017 г)

1. Проведение классных часов по темам «Шахматы в школе и дома», «Известные шахматисты России»

Ноябрь, апрель

Классные руководители 1-4 классов

Второй этап - основной (2018 - 2020 г.г.).

  1. Внедрение шахмат в дошкольные учреждения села, учреждениях дополнительного образования села

2019

РУО

  1.   Ежегодные школьные, поселковые шахматные турниры, участие в соревнованиях на уровнях.

По отдельному графику

Заместитель директора по ВР

Педагог-организатор, классные руководители

  1. Обучение учащихся использованию интернет - ресурсов

2018

Педагог ПДО

3.  Конкурс рисунков среди учащихся 1–4 классов «Шахматный мир»

2019

Учитель ИЗО, педагог-организатор, классные руководители

4 . Анкетирование учащихся

Ежегодно

октябрь, апрель

Классные руководители 1-4 классов

5. Написание статей в СМИ по тематике шахматного всеобуча, создание информационного ролика.

Раз в четверть

Ответственный за реализацию информационно- медийного направления в школе

5. Изготовление «больших» шахмат

2019

Учителя технологии, изо

  1. Летняя шахматная школа

2019

 РУО, педагог ПДО

  1. Мастер – классы со взрослыми шахматистами, с шахматистами - разрядниками

Раз в полугодие

Педагог ПДО

Третий этап - заключительный (2020 г.)

Участие кружковцев в конференции «Шаг в будущее»

Январь 2020

Педагог ПДО

4-е направление –

Работа по вопросам организации шахматного всеобуча

Основные мероприятия

Срок

Исполнители

Этапы реализации:  первый этап - подготовительный (2017 г)

1. Проведение классных родительских собраний по теме «Шахматы в школе»

Сентябрь 2017 г

Классные руководители

2.  Проведение общешкольного родительского собрания по теме «Программа развития шахмат в школе»

Октябрь 2017 г

Заместитель директора по ВР

Второй этап - основной (2018 - 2019 г.г.)

1.  Проведение школьного обучающего семинара среди учителей начальных классов школы

Март 2018 г

Заместитель директора по НМР

  1. Проведение районного обучающего семинара среди учителей начальных классов, воспитателей детских садов

Март 2019 г

Методический отдел РУО

  1. Проведение совместного праздника « Шахматы и моя семья»  с детьми и родителями

Раз в год

Педагог ПДО, родительский комитет

4. Анкетирование родителей по удовлетворенности реализацией программы «Белая ладья»

Май 2019 г

Заместитель директора по ВР

Третий этап - заключительный (2020 г.)

Научно – методическая конференция « Шахматы в школе»: опыт, перспектива

2020

директор

5-е направление:

Организация работы по улучшению материально-технической базы

Основные мероприятия

Срок

Исполнители

Этапы реализации:  первый этап - подготовительный (2017 г)

 Эстетическое оформление кабинета для занятий шахматами, создание «шахматного» пространства

1 полугодие 2017/18 учебного года

Заместитель директора по УВР Заместитель директора по АХР

Второй этап - основной (2018 - 2019 г.г.)

 Социальное партнерство, расширение сети социальных отношений, совершенствование материально-технической базы

2018/19 учебный год

Директор

Третий этап - заключительный (2020 г.)

Создание шахматного клуба в с. Баргузин

2019/2020 учебный год

Администрация и Совет школы

Модель программы развития.

Белая

ладья

Внеурочная деятельность

Урочная деятельность

Подготовка к школе

Кружок

1-4 кл

Летняя шахматная школа

Шахматные турниры

Уроки в 1-4 кл

Внедрение программы в подготовительную группу МБДОУ «Соболенок»

Внедрение программы в подготовительную группу МБДОУ «Березка»

Внедрение программы в подготовительную группу МБДОУ «Тополек»

Материально – техническое обеспечение.

Оформление кабинета

для занятий шахматами

Создание пространства в школе

Приобретение

оборудования

Печатная продукция

Выставка рисунков

Создание зоны для игры в шахматы на переменах

Изготовление «больших шахмат» на уроках технологии

- комплект шахмат

- кварцевые часы

- магнитные доски

  - проектор

  - компьютер

УМК по предмету:

- учебники.

- рабочие тетради

- Грамоты для награждения

- зачетные квалификационные книжки спортсменов

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Нормативно – правовое оформление программы развития шахмат.
  2. Организация обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования села.
  3. Внедрение уроков шахмат в начальную школу.
  4. Разработка инструментария «Оценка уровня обучения и развития ключевых компетенций обучающихся».
  5. Вовлечение детей, родителей, общественности, педагогического общества района  в реализацию программы развития шахмат.
  6. Функционирование шахматного клуба в районном центре с. Баргузин.
  7. Работа летней шахматной школы.
  8. Повышение спортивного мастерства детей, присвоение спортивных разрядов обучающимся.

Оценка реализации программы развития.

Индикаторами оценки реализации программы развития будут являться следующие показатели:

- численность участников: учащиеся, педагоги, взрослое население.

-численность вовлеченных в реализацию программы (участие муниципалитета, развитие социального проектирования..)

- качественные изменения в инновационной деятельности педагогов школы, социума, района.

- издание печатной продукции.

- участие в научно – практических, научно – методических конференциях, семинарах и т.д.

- отчеты о проделанной работе на сайтах, в СМИ,  распространение опыта работы.

Возможные риски реализации программы:

Первый риск- временные ограничения реализации программы.

Второй риск – отсутствие финансового обеспечения инновационной деятельности.

Третий риск- наличие бюрократических препон со стороны исполнительской власти и различных ведомственных служб.

Минимизация влияния рисков будет достигаться за счет следующих мер:

Решение первого риска - уплотнение и интенсификация реализации программы.

Решение второго риска – предварительное привлечение внебюджетных средств на подготовительном этапе выполнения программы развития шахмат.

Решение третьего риска – привлечение родительского комитета, Совета школы, общественности в решении юридических и нормативно – правовых вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития УУД "Перспективная начальная школа"

Целью программы формирования УУД является; создание условий для реализации технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования средствами учебно-методического комплекта «Перспективная...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи» для начальной школы

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Развитие речи», составленного преподавателями Пензенского госу...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» В мире добра

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МБУСОШ №1 г. Советский в соответствии с Федеральным государственным образовательным ст...

Методические рекомендации по обучению шахматам в начальной школе

Разработанные методические рекомендации включают в себя: пояснительную записку, учебный план первого и второго года обучения, рабочие программы, оценочные и другие методические материалы....

Календарно-тематическое планирование по предмету "Шахматы в начальной школе" третий год обучения.

Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на ихвоспитание, развитие личности, познаватель...

Рабочая программа с КТП внеурочной деятельности курса "Шахматы в начальной школе"

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему о...