программа внеурочной деятельности "Страна мастеров"1 класс
элективный курс (1 класс)

Земляная Людмила Валерьевна

программа внеурочной деятельности "Страна мастеров"1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_masterov_1_klass.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности « Страна мастеров» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. (Москва 2011г.)

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135 из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  • учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
  •  учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников
  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Общая характеристика учебного курса.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий.

Кружок «Страна мастеров» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду- приобщение детей к продуктивно творческой деятельности.

Содержание

Программа изучения в состоит из нескольких блоков:

1 класс:

I. Аппликация и моделирование

II. Работа с пластическими материалами

III. Аппликация из деталей оригами

2 класс:

I. Аппликация и моделирование

II. Работа с пластическими материалами

III. Поделки из гофрированной бумаги

IV. Модульное оригами

3 класс:

I. Работа с природными материалами

II. Объёмные и плоскостные аппликации

IV. Модульное оригами

III. Работа с пластическими материалами

4 класс:

I. Работа с природными материалами

II. Объёмные и плоскостные аппликации

III. Поделки на основе нитяного кокона

Для работы используются природный материал (засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка, перья, шишки, желуди и т.д.), цветная бумага, картон, пластилин или тесто, нитки.

                                                   

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

•        патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

•        трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

•        ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

•        ценностного отношения к природе, окружающей среде;

•        ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

•        интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

•        формирование информационной грамотности современного школьника;

•        развитие коммуникативной компетентности;

•        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Особенности оценивания.

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио, в которое оформляются итоговые творческие работы. Творческими работами могут быть, например: занятия по конструированию, рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом.

Содержание программы и процесс достижения определенных результатов представлены в таблице

Условные обозначения:

К.-коммуникативные;

Л.-личностные;

П.-познавательные;

Р.- регулятивные

И.- информационно-компьютерные технологии.

Тематическое планирование

1 класс (33ч)


Но

мер урока

Тема (содержание) занятия

Дата по плану/ дата по факту

Планируемые результаты освоения учебного предмета (основные планируемые результаты)

Предметные умения

Специфические универсальные учебные действия (соответствующие содержанию предмета)

Универсальные учебные действия, планируемые по мере реализации программы

             Научится                                   / Получит возможность научиться

Работа с природными материалами (4 часа)

1.

Объёмные поделки. «Ёжик»

Расширять знания при работе с природными материалами.(шишки)

Передавать формы животных.

Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана.

Осуществлять взаимоконтроль

Л.Выполнять правила поведения школьника.

Самостоятельно выполнять поручения учителя, проявляя инициативу

Р. Организовывать рабочее место.

Соблюдать режим учебной работы в совместной деятельности

Л.Удерживать статус школьника, осознавать значимость учения, учиться с опорой на внешние и внутренние мотивы, объяснять свои мотивы

2.

Объёмные поделки. «Черепаха»

Расширять знания при работе с природными материалами. (Скорлупа грецкого ореха)

Передавать формы животных.

П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике

3.

Объёмные поделки. «Кошка»

Расширять знания при работе с природными материалами.(Скорлупа лесных орехов»

Передавать формы животных.

П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана.

Осуществлять взаимоконтроль

4.

Объёмные поделки. «Лягушка»

Расширять знания при работе с природными материалами.(Крупа)

Передавать формы животных.

К.Принимать правила учебного сотрудничества.

Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе

Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)

1/5

Торцевание гофрированной бумагой на картоне

«Маковая фантазия»

Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания.

Составлять композицию из бумаги разных цветов.

П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике

Л.Выполнять правила поведения школьника.

Самостоятельно выполнять поручения учителя, проявляя инициативу

Р. Организовывать рабочее место.

Соблюдать режим учебной работы в совместной деятельности

Л.Удерживать статус школьника, осознавать значимость учения, учиться с опорой на внешние и внутренние мотивы, объяснять свои мотивы

Р.Принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий по ее решению

Р.Корректировать действие по ходу его выполнения.

Исправлять указанную ошибку самостоятельно.

Корректировать с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

И.Сохранять найденный объект. Составляет список используемых информационных источников. Осуществлять поиск информации в компьютере. Организовывать поиск по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова.

Л.Удерживать статус школьника, осознавать значимость учения, учиться с опорой на внешние и внутренние мотивы, объяснять свои мотивы

Р.Корректировать действие по ходу его выполнения.

Исправлять указанную ошибку самостоятельно.

Корректировать с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Л.Проявлять познавательный интерес к отдельным предметам.

Находить  способы решения новой задачи совместно со сверстниками

Р.Принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий по ее решению

Р.Корректировать действие по ходу его выполнения.

Исправлять указанную ошибку самостоятельно.

Корректировать с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Л.Удерживать статус школьника, осознавать значимость учения, учиться с опорой на внешние и внутренние мотивы, объяснять свои мотивы

Выражать в рисунке, лепке свое отношение об услышанном или увиденном произведении искусства.

Разрабатывать

творческие мероприятия совместно с учителем

Л.Самостоятельно оценивать свои возможности на основе заданных критериев успешности

2/6

Торцевание гофрированной бумагой на картоне

«Маковая фантазия»

Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания.

Составлять композицию из бумаги разных цветов.

П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана.

Осуществлять взаимоконтроль

3/7

Простое торцевание на бумажной основе. «Цыплёнок и курица»

Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания.

Правильно подбирать оттенки бумаги для составления композиции.

К.Принимать правила учебного сотрудничества.

Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе

И.Создавать презентацию как письменное и устное сообщение. Создавать сообщение в виде цепочки экранов.

4/8

Простое торцевание на бумажной основе. «Цыплёнок и курица»

Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания.

Применять полученные знания.

П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана.

Осуществлять взаимоконтроль

5/9

Многослойное торцевание. «Ёлочные игрушки»

Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания.

Изготавливать ёлочные игрушки.

П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике

6/10

Многослойное торцевание. «Ёлочные игрушки»

Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания.

Изготавливать ёлочные игрушки.

П.Определять цель и способ наблюдения с помощью взрослого.

Называть  характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживать изменения, происходящие с ним под руководством взрослого

7/11

Мозаика из ватных комочков. «Снеговик»

Владеть технологией  изготовления  мозаики.

Использовать  ватные комочки для изготовления изделия.

П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана.

Осуществлять взаимоконтроль

8/12

Мозаика из ватных комочков. «Снеговик»

Применять полученные знания

П.Переносить схожие свойства с одних объектов на другие

9/13

Мозаика из ватных комочков. «Зимняя аппликация»

Использовать  ватные комочки для изготовления изделия.

К.Принимать правила учебного сотрудничества.

Определять цель совместной работы и распределять  задания в паре, группе

10/

14

Мозаика из ватных комочков. «Зимняя аппликация».

Использовать  ватные комочки для изготовления изделия.

П.Переносить схожие свойства с одних объектов на другие

11/

15

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. «Человек»

Владеть технологией изготовления мозаики из обрывных кусочков.

П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться  плана.

Осуществлять взаимоконтроль

12/

16

Аппликация и мозаика из фольги. «Листья клёна»

Владеть технологией изготовления мозаики из фольги.

П.Переносить схожие свойства с одних объектов на другие

13/

17

Аппликация и мозаика из карандашных стружек. «Цветы»

Владеть технологией изготовления мозаики из карандашных стружек.

К.Принимать правила учебного сотрудничества.

Определять цель совместной работы и распределять  задания в паре, группе

14/

18

Аппликация и мозаика из газетных комков «Баран»

Владеть технологией изготовления мозаики из газетных комочков.

П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться  плана.

Осуществлять взаимоконтроль

15/

19

Мозаика из ватных шариков «Заяц»

Владеть технологией изготовления мозаики из ватных шариков.

П.Переносить схожие свойства с одних объектов на другие

16/

20

Мозаика из ватных кусочков. «Гном»

Применять полученные знания.

П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться  плана.

Осуществлять взаимоконтроль

17/

21

Мозаика из ватных кусочков. «Гном»

Применять полученные знания.

П.Переносить схожие свойства с одних объектов на другие

18/

22

Мозаика из кусочков фольги, поролона  скорлупы.

Владеть технологией изготовления мозаики из фольги, поролона, скорлупы.

К.Принимать правила учебного сотрудничества.

Определять цель совместной работы и распределять  задания в паре, группе

Работа с пластическими материалами (6 часов)

1/23

Мозаичная аппликация на стекле. «Конек-горбунок»

Владеть технологией мозаичной аппликации на стекле.

П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике

Л. Выполнять правила поведения школьника.

Самостоятельно выполнять поручения учителя, проявляя инициативу

Р. Организовывать рабочее место.

Соблюдать режим учебной работы в совместной деятельности

Л. Проявлять познавательный интерес к отдельным предметам.

Находить  способы решения новой задачи совместно со сверстниками

Р. Корректировать действие по ходу его выполнения.

Исправлять указанную ошибку самостоятельно.

Корректировать с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

И. Сохранять найденный объект. Составлять список используемых информационных источников. Осуществлять поиск информации в компьютере. Организовывать поиск по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова.

2/24

Мозаичная аппликация на стекле. «Колокольчики»

Применять полученные знания.

П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана.

Осуществлять взаимоконтроль

3/25

Мозаичная аппликация на стекле. «Лилия»

Применять полученные знания.

К. Принимать правила учебного сотрудничества.

Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе

И. Создавать презентацию как письменное и устное сообщение. Создавать сообщение в виде цепочки экранов.

4/26

Мозаичная аппликация на стекле. «Репка»

Применять полученные знания.

П. Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана.

Осуществлять взаимоконтроль

5/27

Лепка из солёного теста. «Гроздь винограда»

Владеть техникой изготовления изделий из солёного теста.

П. Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике

6/28

Лепка из солёного теста. «Бусы»

Применять полученные знания.

П.Определять цель и способ наблюдения с помощью взрослого.

Называть  характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживать изменения, происходящие с ним под руководством взрослого

Игрушки объёмной формы(6 часов)

1/29

Объёмные игрушки.

«Семья ежей»

Владеть понятием «Объёмная игрушка».

Обогащать знания о изготовлении разнообразных игрушек из бумаги.

П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике

Р.Корректировать действие по ходу его выполнения.

Исправлять указанную ошибку самостоятельно.

Корректировать  с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Л.Выполнять правила поведения школьника.

Самостоятельно выполнять поручения учителя, проявляя инициативу

Р. Организовать рабочее место.

Соблюдать режим учебной работы в совместной деятельности

Р.Корректировать действие по ходу его выполнения.

Исправлять указанную ошибку самостоятельно.

Корректировать  с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

2/30

Объёмные игрушки.

«Семья ежей»

Обогащать знания о изготовлении разнообразных игрушек из бумаги.

П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана.

Осуществлять взаимоконтроль

3/31

Объёмные игрушки.

«Тюльпан»

Применять полученные знания.

К.Принимать правила учебного сотрудничества.

Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе

И.Создавать презентацию как письменное и устное сообщение. Создавать сообщение в виде цепочки экранов.

4/32

Объёмные игрушки.

«Кошка»

Применять полученные знания.

П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана.

Осуществлять взаимоконтроль

5/33

Объёмные игрушки.

«Медведь»

Применять полученные знания.

П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике

6/34

Объёмные игрушки.

«Мышка»

Применять полученные знания.

П.Определять цель и способ наблюдения с помощью взрослого.

Называть  характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживать изменения, происходящие с ним под руководством взрослого


Литература:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

5. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

6. Н.М.Конышева “Умелые руки”

7. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

Интернет ресурсы:

1. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

2. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

ПРОГРАММА образовательного модуля «Мастер класс для начинающих работать на смарт доске»

Программа для проведения мастер класса для начинающих работать на смарт доске...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Школа мастеров"

Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...

Внеурочная деятельность. Мастер-класс.Тема: Игры с геометрическими наборами. Изготовление « Танграма» (1 класс)

Цель: - усовершенствовать умения работать с картоном и цветной бумагой; развивать фантазию, мышление, воображение;         -расширить представление учеников о с...