РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию на 2018 – 2019 учебный год «Я и мой посёлок»
методическая разработка (4 класс)

Программа разработана в соответствии:

- с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-основной образовательной программой дополнительного образования детей МБОУ Курагинской СОШ №3;

- календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год утвержденного от 31.08.2018 года №100-ОД;

- с положением о рабочей программе по дополнительному образованию приказ №168-ОД от 27.12.2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_moy_poselok.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа №3

Согласовано:

Заместитель директора по ВР

__________________В.А.Чурикова
«___»________________2018г.

Утверждено:
Директор МБОУ

Курагинской СОШ №3
____________И.А.Андрусов
Приказ №100 - ОД от 31.08.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию

 на 2018 – 2019 учебный год

«Я и мой посёлок»

                                                                    Составитель:

                                                                    педагог дополнительного образования

                                                                       Вальнева Ольга Николаевна , 1 категория

                                                                         Форма реализации программы - очная

                                                                         Год обучения - первый

                                                                         Возраст обучающихся -  10-11 лет

                                                                         Срок реализации - 1 год

                                                                             

                                   

2018г., пгт. Курагино

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии:

- с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-основной образовательной программой дополнительного образования детей МБОУ Курагинской СОШ №3;

- календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год утвержденного от 31.08.2018 года №100-ОД;

- с положением о рабочей программе по дополнительному образованию приказ №168-ОД от 27.12.2018г.

Направленность дополнительной образовательной программы

туристско-краеведческая

Уровень сложности  дополнительной образовательной программы

Базовый

Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов).

Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной программы, обоснование изменений (причины замены тем)

Содержание разделов программы предполагает вариативный подход использования предполагаемого материала, выбор которого направлен на раскрытие способностей воспитанников, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.

       Туристско-краеведческая деятельность с детьми занимает особое место в процессе формирования личности ребенка, воздействуя на него комплексно. Она конкретна, понятна даже младшему школьнику, отвечает естественным, природным, социальным проявлениям ребенка. Эта деятельность, добровольно выбираемая, ставит ребенка в новую активную позицию не столько объекта, сколько субъекта, что позволяет ему раскрыться многомерно (интеллектуально, физически, эмоционально и т.д.), используя индивидуальный жизненный опыт, личные интересы, запросы. Туристско-краеведческая деятельность - не самоцель, а эффективное средство развития личности, один из показателей «роста» ребенка.

Средством организации этой деятельности выступает детское добровольное самодеятельное объединение - Клуб путешественников, которое представляет особой педагогическую систему сложных межличностных отношений, норм, обычаев, правил поведения, взаимоответственности, сотрудничества, влияющих на формирование ценностей, направленность личности, мотивов действия, поведения, поступка через конкретные виды, формы туристско-краеведческой работы.

Особенности организации образовательного процесса по дополнительной программе с указанием:

  • количества учебных часов по программе;
  • количества учебных часов согласно расписанию;
  • информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы

Образовательная программа «Я и мой посёлок» рассчитана на 1 год обучения. Численный состав группы   15 человек. Возраст обучающихся  10-11 лет.  

В детском объединении  осуществляются  три взаимосвязанных этапа, каждый из которых решает свои специфические задачи.

Новизна дополнительной образовательной программы заключается в гармоничном соединении трех этапов реализации программы.

Первый этап — информационно-познавательный, обучающиеся в этот период овладевают основами туристских  знаний, изучают историю развития туристско-краеведческого движения, основные  понятия  краеведения.

Второй этап — операционно-деятельностный, на котором формируется умение обучающихся самостоятельно выполнять определенные педагогом задачи: для туристов — самостоятельное выполнение обязанностей в группе по определенным должностям, разбивка бивака, приготовление пищи,  подготовка и ремонт снаряжения, подготовка письменного отчета о походе, разработка маршрутов  и т.д., для экскурсовода - краеведа самостоятельное проведение экскурсий, сбор материала и т.д.

Третий этап — практико-ориентационный.

Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы

Формирование у детей туристско-краеведческих  знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности,  воспитание потребности  участвовать в  сохранении и развитии культурных традиций родного края

Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы

образовательные:

формировать универсальные учебные действия, определяющие способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию  окружающего мира;

  учить способам организации коллективной творческой деятельности.

развивающие:

развитие у обучающихся лидерских качеств (способность влиять на личность или группу людей, побуждая их эффективно работать для достижения поставленных целей);

развивать коммуникативные компетенции: учить навыкам общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать.

               воспитательные:

воспитывать бережное отношение к культурному наследию;

 развивать  чувства причастности к судьбе родной земли;

создатваь ситуации соприкосновения с  историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

 обучать  основам исследовательской работы;

формировать чувство дружбы и коллективизма среди учащихся

Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа)

очно - 2 часа в неделю, 72 часа в год

Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой)

● аудиторные занятия;

● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

● заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;

● самостоятельная работа с книгами;

● работа с иллюстрациями;

● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

● экскурсии в  музеи;

● фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;

● фотофиксация памятников истории и культуры на территории района;

● подготовка ребятами лекций и экскурсий по району;

● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров.

Ожидаемые результаты в текущем учебном году, форма проведения промежуточной и итоговой аттестации и критерии оценивания.

Обучающийся умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.

 Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства.

Владеет базовыми знаниями по краеведению.

 Знает формы работы в коллективе и основы формирования команды

Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации предусмотрена в виде проекта.

Способы проверки результативности.

 педагогическое наблюдение;

 участие в выставках различного уровня;

 участие в викторинах;

 тетрадь анализа роста и застоя;

 устный опрос;

 творческие работы;

 анкета.  

Критерии оценивания знаний учащихся по итогам проведения промежуточного и итогового контроля

Балл/ уровень

Критерии

1 – 3/ низкий

основная часть умений не сформирована, ребенок не знает краеведческого материала, не может рассказать о достопримечательностях поселка, о значимых именах, не владеет основами топонимики, не умеет читать карту

4 – 6/ средний

одно из умений не сформировано, ребенок не знает краеведческого материала, не может рассказать о достопримечательностях поселка, о значимых именах, не владеет основами топонимики

7 – 8/ средний

одно из умений не сформировано,

ребенок не знает краеведческого материала, не может рассказать о достопримечательностях поселка, о значимых именах

9-10/ высокий

основная часть умений  сформирована, ребенок  знает краеведческий материал,  может рассказать о достопримечательностях поселка, о значимых именах,  владеет основами топонимики,  умеет читать карту

Учебно-тематический план

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Основы туристских знаний:

2.1.

Снаряжение.

6

2

4

2.2.

Укладка рюкзака.

3

1

2

2.3.

Организация питания.

6

2

4

2.4.

Безопасность походов.

6

2

4

2.5.

Топография и ориентирование

6

2

4

2.6.

Медицинская подготовка.

6

2

4

Повторение темы.

2

2

-

3.

История развития туристско-краеведческого движения. Традиции.

2

2

-

4.

«Наследники земли Курагинской».

3

1

2

5.

 «Что такое историческое краеведение и, какое еще оно бывает?»

2

2

-

5.1.

 Краеведческие возможности нашего края.

4

1

3

5.2.

Курагино, кто твои соседи? Чьи берега омывает  река Туба? Достопримечательные и исторические места Курагинского района.

9

2

7

5.3.

О чем рассказывает наука топонимика? Карта – один из важнейших документов времени.

5

2

3

5.4

Как появились имена и что могут рассказать фамилии? Первые фамилии села Курагино.

3

1

2

5.5.

Что растет на ветках родословного дерева? Что такое семейная реликвия?

5

2

3

6.

Подведение итогов учебного года. Защита проектов

2

2

ИТОГО:

72

27

45

Содержание программы  

1. Вводное занятие (2 ч.) Введение в образовательную программу. Знакомство с программой. Чем полезны и интересны походы и экскурсии. Законы юных туристов. Создание клуба путешественников. Планы на учебный год. Правила поведения в  клубе  и в поездках. Техника безопасности во время практических занятий и поездках.

Форма занятий. Приемы и методы. Беседа. Формирование групп, составление списков групп по возрасту. Анкетирование.

2. Основы туристских знаний (35 ч.).
Туристско-краеведческая подготовка. Знакомство школьников с основными прикладными туристско-краеведческими умениями и навыками.

Снаряжение. Перечень снаряжения для 1-3-х дневного похода. Специфика личного снаряжения зимой. Влияние метеоусловий. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, компактность, ветрозащитные, гигроскопичные и теплоизоляционные свойства. Групповое снаряжение. Костровое оборудование. Кухонный набор. Аптечка. Ремонтный набор. Топонабор. Фотонабор. Спортинвентарь. Уход за снаряжением. Укладка рюкзака. Организация питания. Безопасность походов. Топография и ориентирование. Медицинская подготовка.

Форма занятий. Приемы и методы. Беседы. Просмотр видеофильмов, фотосюжетов. Составление памятки юному туристу. Практические занятия. Экскурсии на природу.

3. История развития туристско-краеведческого движения. Традиции. (2 ч.)

Самодеятельная основа туризма. «Законы» туристской группы. Традиции в подготовке, проведении и подведении итогов путешествия. Место песни в развитии туристского коллектива. Слеты и конкурсы самодеятельной песни.

Краткий обзор развития туристско-краеведческого движения в стране.

Форма занятий. Приемы и методы. Беседа. Конкурсы. Просмотр видеосюжетов.

4. «Наследники земли Курагинской» (3 ч.). Символы страны, края и района.

Объяснение понятия "наследие". Объяснение этимологии слова "памятник". Разъяснение обязанностей  современников: изучать, охранять, преумножать и передавать наследие следующему поколению.

Знакомство  с государственными символами: Гербом, Гимном, Флагом России. Познакомить с гербами Красноярского края, Курагинского района.

Форма занятий. Приемы и методы. Рассказ. Работа с иллюстративным материалом. Занятие с элементами игры. Встречи со старожилами, ветеранами ВОВ (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры).

5. «Что такое историческое краеведение и, какое еще оно бывает?» (2 ч.) 

Дать понятие истории как науки; рассказать о том, что изучает краеведение, какое бывает краеведение (географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.).

Форма занятий. Приемы и методы. Занятие с элементами игры. Самостоятельная работа по командам. Диалог. Рассказ-беседа. Работа с картой района

Краеведческие возможности нашего края. (4 ч.).  Край, в котором мы живем. Краеведческие музеи. Какие еще бывают музеи.

Форма занятий. Приемы и методы. Рассказ-беседа. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр видео и фото материалов.

Курагино, кто твои соседи? Чьи берега омывает  река Туба? Достопримечательные и исторические места Курагинского района. (9 ч.)

Познакомить с географическим расположением соседних с Курагинским районом населенных пунктов и районов: Каратузский, Краснотуранский, Идринский районы и др. Исторические места и достопримечательности нашего  района, посёлка.

Форма занятий. Приемы и методы. Рассказ – беседа. Развивающие игры на знание своего района. Познавательные экспедиции по достопримечательным местам района.

О чем рассказывает наука топонимика? Карта – один из важнейших документов времени. (5 ч.)

Дать понятие о терминах "картография" и "топонимика" – науки о географических названиях на карте. История создания географических карт.

Форма занятий. Приемы и методы. Рассказ. Работа с картой края, района.

Как появились имена и что могут рассказать фамилии? Первые фамилии села Курагино. (3 ч.)

Дать понятие о терминах "антропонимика" и "ономастика"– науки о человеческих именах. Познакомить ребят со способами образования имен, отчеств и фамилий на Руси.

Форма занятий. Приемы и методы. Беседа. Работа с литературой, со словарем "Ономастикон". Работа в краеведческом музее.

Что растет на ветках родословного дерева? Что такое семейная реликвия? (5 ч.)

Дать понятие о терминах: "родословие", "родословное дерево", "предшественники", "колена", "поколения", "потомки". Познакомить учащихся с названиями родственников и свойственников: тесть – теща, свекровь – свекор, зять, невестка, деверь, золовка, сватья, свояченица – свояк, шурин, сноха, мачеха, падчерица, тетя – дядя, племянники, дедушка и бабушка. Что такое семейная реликвия? Где живут дома семейные реликвии? (в шкатулке, ящике, столе, на чердаке).  

Форма занятий. Приемы и методы. Диалог. Рисование семейного герба воспитанников. Зарисовка родословного древа.  На схеме родословного дерева изображение рядом с именем родственника тех вещей, которые сохранены в семье на память о нем.

Итоговое занятие. Защита проектов (2 ч.).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Дата проведения занятия

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Примечание

Теория

Практика

По плану

По факту

Тема: Вводное занятие (2 ч)

1-2

04.09

05.09

04.09

05.09

Инструктаж по ТБ. Чем полезны и интересны походы и экскурсии

Перечень снаряжения для 1-3-х дневного похода.

1

1

Беседа

Анкетирование

Опрос

Тема: Основы туристских знаний (35 ч)

3

11.09

11.09

Требования к снаряжению.

1

Лекция

Опрос

4-5

12.09

18.09

12.09

18.09

Костровое оборудование. Кухонный набор. Аптечка.

2

Лекция

Опрос

6-7

19.09

25.09

19.09

25.09

Ремонтный набор. Топонабор. Фотонабор. Спортинвентарь.

2

Лекция

Опрос

8

26.09

26.09

Уход за снаряжением.

1

Лекция

Опрос

9-10

02.10

03.10

02.10

03.10

Укладка рюкзака.

1

1

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

11

09.10

09.10

Укладка рюкзака

1

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

12-13

10.10

16.10

10.10

16.10

Организация питания.

1

1

Беседа

Опрос

14-15

17.10

23.10

17.10

23.10

Организация питания.

1

1

Беседа

Опрос

16-17

24.10

30.10

24.10

30.10

Организация питания.

2

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

18-19

31.10

06.11

31.10

06.11

Безопасность походов.

1

1

Лекция

Опрос

20-21

07.11

13.11

07.11

13.11

Безопасность походов.

1

1

Беседа

Тест

22-23

14.11

20.11

14.11

20.11

Безопасность походов.

2

Экскурсия

Коллективная рефлексия

24-25

21.11

27.11

21.11

27.11

Топография и ориентирование.

1

1

Лекция

Опрос

26-27

28.11

04.12

28.11

04.12

Топография и ориентирование.

1

1

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

28-29

05.12

11.12

05.12

11.12

Топография и ориентирование.

2

Экскурсия

Коллективная рефлексия

30-31

12.12

18.12

12.12

18.12

Медицинская подготовка

1

1

Лекция

Опрос

32-33

19.12

25.12

19.12

25.12

Медицинская подготовка

1

1

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

34-35

26.12

09.01

26.12

Медицинская подготовка

2

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

36-37

15.01

16.01

Повторение темы

2

Беседа

Тест

Тема: История развития туристско-краеведческого движения. Традиции (2 ч)

38

22.01

Традиции в подготовке, проведении и подведении итогов путешествия. Место песни в развитии туристского коллектива.

1

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

39

23.01

Слеты и конкурсы самодеятельной песни.

Краткий обзор развития туристско-краеведческого движения в стране.

1

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

Тема: Наследники земли Курагинской (3ч)

40

29.01

Объяснение понятия "наследие". Объяснение этимологии слова "памятник".

1

Лекция

Опрос

41

30.01

Разъяснение обязанностей  современников: изучать, охранять, преумножать и передавать наследие следующему поколению.

1

Лекция

Опрос

42

05.02

Знакомство  с государственными символами: Гербом, Гимном, Флагом России. Знакомство с гербами Красноярского края, Курагинского района.

1

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

Тема: Что такое историческое краеведение и, какое еще оно бывает? (2ч)

43

06.02

Виды краеведения (географическое, историческое)

1

Лекция

Опрос

44

12.02

Виды краеведения (экономическое, этнографическое)

1

Лекция

Опрос

Тема:Краеведческие возможности нашего края (4ч)

45

13.02

Край, в котором мы живем.

1

Экскурсия

Коллективная рефлексия

46

19.02

Краеведческие музеи.

1

Экскурсия

Коллективная рефлексия

47

20.02

Какие еще бывают музеи.

1

Заочная экскурсия

Коллективная рефлексия

48

26.02

Какие еще бывают музеи.

1

Беседа

Тест

Тема: Курагино, кто твои соседи? (9ч)

49

27.02

Географическое расположение соседних с Курагинским районом населенных пунктов и районов: Каратузский район

1

Беседа

Опрос

50

05.03

Географическое расположение соседних с Курагинским районом населенных пунктов и районов: Краснотуранский район

1

Беседа

Опрос

51-52

06.03

12.03

Исторические места и достопримечательности нашего  района.

2

Экскурсия

Коллективная рефлексия

53

13.03

Исторические места и достопримечательности нашего  района.

1

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

54

19.03

Исторические места и достопримечательности нашего  посёлка

1

Экскурсия

Коллективная рефлексия

55

20.03

Исторические места и достопримечательности нашего  посёлка

1

Экскурсия

Коллективная рефлексия

56

26.03

Исторические места и достопримечательности нашего  посёлка

1

Экскурсия

Коллективная рефлексия

57

27.03

Исторические места и достопримечательности нашего  посёлка

1

Экскурсия

Коллективная рефлексия

Тема: О чем рассказывает наука топонимика? (5ч)

58

02.04

О чем рассказывает наука топонимика? Карта – один из важнейших документов времени.

1

Лекция

Опрос

59-60

03.04

09.04

"Картография" и "топонимика" – науки о географических названиях на карте.

2

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

61

10.04

"Картография" и "топонимика" – науки о географических названиях на карте.

1

Экскурсия

Коллективная рефлексия

62

16.04

История создания географических карт.

1

Практическое занятие

Тест

Тема: Как появились имена и что могут рассказать фамилии? (3ч)

63

17.04

Как появились имена и что могут рассказать фамилии?

1

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

64

23.04

Первые фамилии села Курагино.

1

Экскурсия

Коллективная рефлексия

65

24.04

"Антропонимика" и "ономастика"– науки о человеческих именах.

1

Лекция

Опрос

Тема: Что растет на ветках родословного дерева? (5ч)

66

30.04

Что растет на ветках родословного дерева? Промежуточная аттестация

1

Практическое занятие

Тест

67-68

07.05

08.05

Что такое семейная реликвия?

2

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

69

14.05

"Родословие", "родословное дерево", "предшественники", "колена", "поколения", "потомки".

1

Лекция

Опрос

70

15.05

Где живут дома семейные реликвии?

1

Практическое занятие

Коллективная рефлексия

71-72

21.05

22.05

Итоговое занятие.

2

Практическое занятие

Защита проектов

Используемые ресурсы

Оборудование:

 Аудио и видео аппаратура.

 Компьютер

 Мультимедийный проектор

 Видеофильмы

 Словари

 Энциклопедии

Литература

Ермолаева, Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению [Текст] / Л.К. Ермолаева. – М, 2006.

Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе [Текст] / Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266с.

Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры [Текст] / М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134 с.

Сейненский, Е. Краеведение в школьном историческом образовании[Текст] / Е.К. Сейненский. – М: Книголюб, 2006.

Черемисина, Л. Д. Основы экологии – младшим школьникам [Текст] / Л. Д. Черемисина. – Москва: АРКТИ, 2006. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2015-2019 учебный год УМК Школа России

Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности...

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 2 класса начального общего образования на 2018- 2019 учебный год.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане:В соответствии с  УМК «Технология» Лутцевой Е.А.  во 2  классе на учебный предмет «Технология» о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету МАТЕМАТИКА 3А класс 2018-2019 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая учебная программа по курсу «Математика» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендациями Примерно...

Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4  класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.

Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии «День за днём», 2018-2019 учебный год

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложнос...