Классный час «Конституция – основной закон граждан России».
классный час (4 класс)

Леонова Ольга Евгеньевна

Классный час в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Конституция – основной закон граждан России».

(учитель Леонова О.Е.)

  Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
  • определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»;
  • познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граждан России;
  • развивать интерес к истории России;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оформление доски (плакаты):

  • «А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын» (Н. А. Некрасов);
  • Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
  • Государственная символика РФ:
  1. Текст Гимна России.
  2. Герб.
  3. Флаг.

Ход классного часа:

  1. В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере.                      Иначе как “балаболкой” и не называли.

Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…

  1. Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?                Что означает слово “гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).                         В чем разница между значением этого слова и понятием “гражданин по рождению”?

Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?

  • Патриотизм;
  • Боль за родную природу;
  • Высокая нравственность;
  • Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине. (запись на доске)
  1. Но что такое Родина? (ответы учащихся)

Звучит песня «С чего начинается Родина» (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим  большим и емким словом Родина! Это слово знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли? (ответы учащихся)

 

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

«Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.                            И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить  Родину - значит  жить с ней одной жизнью».  (Ю. Яковлев) 

Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь.

IV.      Ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян. (ответы учащихся)

Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.

Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина? (ответы учащихся)

“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

  1. Как вы  думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну? (ответы учащихся)

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать, одним словом? (ответы учащихся) 

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

  1. В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции.                     В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов.

А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности? (ответы учащихся) 

Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность - учиться в школе, получить образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете? (ответы учащихся) 

Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление  государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном  конституционном законе от 25 декабря 2000 года: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой  лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета».

Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного Флага Российской Федерации. 22 августа 1991 года в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом.

На протяжении  нескольких веков белый цвет символизировал свободу и независимость государства, это цвет мира и доброй воли; синий (лазоревый) - веру и верность, правду и постоянство, это цвет заступницы земли Русской - Пресвятой Богородицы; красный - державность, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество

А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России. (учащиеся слушают Государственный гимн России)

Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.

Шопенгауэр говорил: «самый распространенный вид гордости - это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

  1. Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.

Как называется наша страна?

Как называются люди, живущие в нашей стране?

Что такое Конституция?

Какой город является столицей России?

Какие символы государства вызнаете? (ответы учащихся) 

Молодцы! Хотелось бы закончить  наш разговор на поэтической ноте.

(учащиеся читают стихотворение А. Прокофьева) 

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

                                          Где в реках стремительные воды

                                         Голубеют, словно бирюза,

                                         Где, когда настанет непогода,

                                         Весь народ выходит, как гроза!

 Нет на свете Родины дороже.

Надо все нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

                                            Всюду все в ее раздольях - наше.

                                           Отдадим ей думы и дела

                                           И кругом садами опояшем,

                                           Чтобы вечно Родина цвела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конституция -основной закон России"

Классный час направлен на воспитание уважительного отношения к символам своего государства и формирование чувства гордости за свою страну....

Классный час "Конституция-основной закон страны"

Презентация "Конституция-основной закон страны"...

Классный час " Конституция- основной закон жизни".

Классный час " Конституция закон нашей жизни" проведен 12 декабря. На занятии мы впомнили о том, какая богатая и красивая наша Родина. Символы государства, законы по которым живут наши граждане. Права...

Классный час «Конституция – основной закон государства ».

Классный час «Конституция – основной закон государства »....

Классный час "Конституция - основной закон страны. Символы России"

Цель:    создать условия для осознания  учащимися  сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации.Планируемые результаты:Личностные: осознание...

Классный час" Конституция - основной закон"

Познакомила детей с основными статьями Конституции Р.Ф, конкурсы "Правовой сундучок", игра да или нет, посмотрели мультфильм. какие права были нарушены у сказочных героев....

Классный час «Конституция основной закон государства»

Классный час «Конституция основной закон государства» пройдет в рамках недели патриотического воспитания с 07-12 декабря. Закон направлен на воспитание школьников на основе социокуль...