Интегрированые уроки
учебно-методическое пособие

В статье раскрывается понятие интегрированые уроки. Рассказывается о формировании целостной картины окружающего мира и научной системы знаний в сознании обучающихся. На, что надо обратить внимание учителя при работе на конспектом интегрированого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovnnye_uroki.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Иванова И.В. Терехова О.В.

Интегрированные уроки в начальной школе.

        Во все времена многие известные ученые- педагоги утверждали о важности связи и  взаимозависимости  между учебными предметами для повышения интереса к учебным предметам, повышение  эффективности обучения и формирования научной системы знаний у младших школьников. Интегрированные уроки, как и интеграция учебного материала способствует развитию синтеза, анализа, логике и вариативного мышления, интеграция материала позволяет также развивать и воспитывать внутреннюю культуру и личностные качества.

       Слово интеграция происходит от лат. Integer – цельный, это понятие помогает объединить единое пространство школьных предметов. Роль учителя на интегрированных урока состоит не в том чтобы  просто дать знания, а организовать познавательный процесс, при котором учащийся получает возможность осознать взаимосвязь школьных предметов, знаний, и информацию полученную на уроке. Интеграция, как средство обучения позволяет сближать предметные знания. Обучающиеся получают все новые представления и пополняя знания и расширяя целостной картине окружающего мира. Интеграция позволяет установить различные формы связей между мыслительными процессами и предметным действием, при этом формируется системность и целостность деятельности учащихся.

        Интегрированные уроки позволяют повысить эффективность достижения целей и задач, которые задействованы в интеграции, создаются также условия для здорового психологического развития обучающихся по средством смены видов учебной деятельности, приобретается жизненный опыт и навыки общения необходимые для развития личности.

      Рассматривая урок в целом, мы всегда решаем в течении урока задачи: учебные, дидактические и воспитательные. На интегрированном уроке решаются дидактические задачи нескольких учебных предметов, входящих в интеграцию. Из всего этого можно вывести требования к структуре интегрированного урока. Такая структура требует особой четкости и стройности, логической взаимосвязи изучаемого материала на различных этапах урока, что успешно достигается за счет компактно сконцентрированного  учебного материала и продуманной четкой единой линии урока. Интегрированные уроки создают возможность  широко применять наглядный материал, возможность отбора необходимых знаний из различных предметов, формирование умения направить внимание не только  на усвоение межпредметных знаний, но и на развитие умений переноса знаний из одной области знаний в другую и их анализ и синтез. Интегрированные уроки -это определенная система деятельности учителя и ученика. В системе таких уроков повышается уровень знаний, повышается уровень  глубины усваиваемых знаний, устанавливая взаимосвязь изучаемых тем устанавливается взаимосвязь между изучаемыми проблемами, путем привлечения литературы, музыки, живописи и.т.д. развитие эмоционального и психологического внутреннего мира обучающихся, повышается и развивается познавательный интерес в вовлечение в внеурочную деятельность. Работа обучающихся на интегрированных уроках становится более активной и самостоятельной. Как результат включение обучающихся в творческую деятельность

       При планировании интегрированного урока важно учитывать объединяющие блоки знаний предметов входящих в интегрированные уроки. Одной из важных аспектов является определение цели урока. За счет переключения видов деятельности и их разнообразие именно это позволяет снятие напряженности и утомляемости учащихся. Так же учитель должен помнить, что если урок состоит из нескольких интегрированных уроков, то один является ведущим. И здесь есть возможность учителям проводить уроки совместно т.к. они являются спаренными. Отсюда видно, что целесообразно интегрированные уроки  в виде тем обобщения.

        Интегрированные уроки не стандартны по своему построению, методике и организации проведения. Эти уроки отличаются структурой и регламентом. Интегрированные уроки позволяют высвободить учебное время для реализации различных дифференцированных  воспитательных и учебных задач, в следствии чего позволяется показать ученикам целостную картину окружающего мира.

    В следствии интеграции урока уплотняется содержание урока и повышается эффективность урока. Уроки интеграции по желанию учителя можно проводить в разных формах: семинары, конференции, путешествия.

     С точки зрения М.В. Каменевой, В.В. Стрягиной, С.В. Меньшениной, интеграция на уроках представляет собой «двустороннюю смысловую связь» и предполагает, прежде всего, диалог двух наук. И интегрированные уроки по своей активизации формируют потребности в общении  с искусством и культурой духовно обогащая обучающего, эти уроки не требуют анализа, вывода и обогащения.

         Такая интегративно- педагогическая деятельность позволяет сформировать многомерный внутренний мир человека. Интегрированные уроки осуществляют развитие духовных свойств человека, формируя ценностные ориентиры , которые в будущем будут востребованы в обществе. Основной признак педагогической интеграции- это ее направленность на формирование целостной картины окружающего мира и научной системы знаний обучающихся.  Развитию обучающего помогает движение системообразующего фактора, что и является целью и предметом педагогической интеграции. Педагогическая интеграция может быть реализована на различных уровнях педагогической деятельности и в различных ее формах, но каким бы образом это не осуществлялось, ее результатом становятся качественные преобразования в человеке [5].


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...