Расширение образовательного пространства в процессе реализации внеурочной деятельности.
статья (1 класс)

Сухова Анна Юрьевна

В работе рассмотрена система внеурочных программ, направленных на формирование инженерно-математического мышления учащихся начальной школе. Доказана актуальность направления, автором охарактеризованы программы данной системы по 1 классу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема работы: «Расширение образовательного пространства в процессе реализации внеурочной деятельности».

В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донести до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.

Преимущество оказывается у того, кто обладает более совершенными технологиями. Именно поэтому в соответствии с планом развития школы, программы включают в себя пропедевтику развития инженерного мышления обучающихся.

Задачи инженерного образования в начальной школе:

  • Формирование у учащихся интереса к науке и технике;
  • Вовлечение учащихся в проектную, исследовательскую и проектно – конструкторскую деятельность;
  • Развитие и поддержка технической любознательности;
  • Формирование основ конструкторской мысли и конструкторской грамотности;
  • Создание условий для технического творчества;

Расскажу про содержание системы программ и их реализацию.

Первая программа «Эрудит» направлена на математическое конструирование, включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами, и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется для формирования мыслительной деятельности учащихся. Изложение геометрического материала в программе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса.

Вторая программа «Математическая мозаика» выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать. Содержание материала направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание занятий может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.  6 сл. В программу включены подвижные математические игры, математические задания, предусматривающие их выполнение на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, что приводит к передвижению учеников по классу и др. Содержание вы видите на слайде.

 Третья программа «Вокруг тебя -МИР» данная программа имеет такие разделы: I. Обществознание. II.  География III. Биология IV. Мир народной культуры. Но не смотря на такие модули, казалось бы, естественно-научного цикла, учитель, при изучении отдает предпочтение методам и приемам, способствующим развитию инженерного мышления: конструирование, создание моделей, наблюдение за процессами, кейс-методы, проблемный метод, учебно-исследовательская и проектная деятельность. На занятиях младший школьник обогащается опытом общения с природой, формируется умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира с помощью простых инструментов сбора и обработки данных; школьники увлечены в проектно-исследовательскую и инженерную деятельность; создаются условия для реализации потенциала учащихся, склонных к научно-техническому и инженерному творчеству.

Следующая программа «Информатика». В 1 классе ребята получают начальные представления о компьютере, основных устройствах. В игровой форме знакомятся с работой на клавиатуре, с мышью.  Учатся создавать графические изображения в простейших графических редакторах. Программа состоит из двух разделов. В первом разделе учащиеся изучают устройство компьютера, во втором учатся работать с графическим редактором.

Последняя программа «Четыре вектора» разделена на 4 блока- вектора по классам обучения. Первоклассники проходят вектор здорового образа жизни «Школа здоровья». Задачи: 1. Формирование: представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения;  потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Хотела бы озвучить результаты, которые уже достигнуты, спустя полгода работая по данным программам:

  • у школьников сформировано позитивное мнение о высокой роли и перспективности творческой работы в научно-технической сфере;
  • получен богатый опыт общения с природой, умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира с помощью простых инструментов сбора и обработки данных;
  • сформировались начальные навыки использования компьютерной техники;
  • школьники вовлечены в проектно-исследовательскую и инженерную деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
  • овладение приемами и способами информационной деятельности;
  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач;
  • создание условий для осознанного выбора учащимися будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

«Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»

Тема: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»...

Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности.

Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности....

Расширение образовательного пространства в работе учителя логопеда

laquo;Расширение образовательного пространства в работе учителя логопеда»...

«Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса»

Тема моей  работы «Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса» Актуальность темы обусловлена реализацией обновленных федеральных государ...