Программа кружка "Истоки"
рабочая программа

Пичихина Ирина Викторовна

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Истоки» в рамках учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Истоки"36.24 КБ

Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИТИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Согласовано»

Заместитель по УВР

______________ В.В. Усова

Протокол №

 От «____» февраля 2019 года

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Витимская СОШ»

___________ В.М. Золотуева

печать

                  Приказ №  

        от «    » февраля 2019 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Истоки»»

Направленность: краеведческая

Возраст: 12-17 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик: Пичихина Ирина Викторовна

                                   учитель начальных классов

с.Романовка, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка

Рабочая программа  школьного кружка «Истоки»  составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- Основной образовательной программы основного общего образования;

- Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Истоки» в рамках учебно-воспитательного процесса.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории, культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.

Музейная комната  – одно из приоритетных направлений в работе «Истоки», или сайт музея. Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села

Актуальность программы.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 74часов.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю   по 70мин. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.

Количество обучающихся в группе: 15 человек

Цель:

- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:  

- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся

- развивать творческие способности

- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм

- привлечь  внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края

- формировать  и пополнять музейные коллекции, обеспечивать  сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.

своение правил оформления и хранения собранного материала.

-внедрение информационно-коммуникативные технологий в программу работы музея.

-создать виртуальный школьный музей «XXI века».

-приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры.

-развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

-помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

-воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Романовка.

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Обоснование значимости программы.

Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать  следующим поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать. Интересны судьбы и просто учителей, и директоров, и выпускников, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, села, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.

Музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Образовательное пространство:

Школьный музей  будет взаимодействовать с музеем района, кабинетом истории, с библиотекой, интернет ресурсами и др. школьными музеями.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Но в последнее время возникает проблема как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу в музее более интересной и привлекательной для современных детей. В связи, с чем становится актуальным использование современных инновационных технологий в данном направлении.

                       Педагогические технологии

         Успех работы школьного  зависит, прежде всего, от участия в ней широкого постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие педагогу в их использовании. Реализация цели и задач Программы предполагает активное участие школьников в работе музея, а, следовательно, требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании таких педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании, как:

  • метод проектов,
  • ученическое исследование;
  • игровые технологии,
  • образовательные путешествия,
  • технология коллективных творческих дел (КТД),
  • технология проблемного обучения.
  • ИКТ

Принципы работы музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

  • Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
  • Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
  • Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
  • Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности  музея;
  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Основные виды деятельности школьного музея:

1. Поисковая деятельность.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

3. Экскурсионно – просветительская деятельность.

4. Оформительская деятельность.

5. Методическая работа.

                   6. Работа кружков «Истоки»

Организация поисковой деятельности:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

- Проведение экскурсионной работы в музее.

Исследовательская деятельность

Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне района, республики.

Оформительская деятельность:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество с районной газетой;

Методическая деятельность 

- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.


Календарно-тематическое планирование   работы кружка «Истоки»

Тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования.         

Основные понятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводная беседа. Школьный музей. Фонды музея и их значение.

1

Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов. Школьный музей. Фонды музея и их значение.

2

Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции

3

Паспорт экспоната. Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

3

Изучение опыта работы виртуальных школьных музеев

2

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

4

Изучение современных информационных технологий и применение их в работе музея

1

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

5

Разработка проекта «Виртуальный музей XXI века»

2

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

6

Музеи района, республики

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

7

Изучение истории школы.                

3

Школьный музей как источник изучения родного края

8

Изучение истории школы.                 

2

Основные события в жизни школы.

9

Медалисты школы

3

Оформить альбом “Медалисты школы”;

Оформить стенд “Медалисты школы”;

10

История детской –юношеской организации «Радуга»

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

11

Знаменитые выпускники школы

3

Оформить альбом о знаменитых выпускниках школы;

Оформить стенд о знаменитых выпускниках школы

12

Учителя – выпускники школы

3

Оформить стенд “Учителя – выпускники школы.

13

Учителя-призеры

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

14

Школьные династии

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

15

Награжденные учителя

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

16

Знаменитые люди села – выпускники школы

3

Оформить папки-раскладушки о знаменитых людях села – выпускниках школы.

17

Награды школы

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

18

Вести с открытых уроков, мероприятий.

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

19

Исследовательская деятельность учащихся

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

20

История села

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

21

Почётные жители села

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

22

Талантами славится село

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

23

Основные вехи в жизни села

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

24

Военно-патриотическая работа.         

3

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Односельчане-участники боевых действий.

25

История образования района

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

27

Флора

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

28

Фауна

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

29

Культура и обычаи района

3

Собрать информацию, опубликовать на сайте.

30

Итоговое занятие

1


Ожидаемый результат реализации программы.

  1. Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.
  2. Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.
  3. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
  4. Повышение эффективности работы школьных музеев за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.
  5. Организация взаимодействия ОУ с музеями  в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.
  6. Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.
  7. Расширение возможностей школьных музеев за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, районным музеем, образовательными учреждениями, советом ветеранов, творческими союзами и другими организациями.
  8. Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничества с образовательными учреждениями,  отделом образования и культуры.
  9. Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.
  10. Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ

Оценка эффективности реализации программы.

  1. Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев.
  2. Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.
  3. Рост числа детей, посещающих школьные музеи, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.
  4. Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других  мероприятий воспитательного характера.
  5. Рост числа руководителей школьных музеев, использующих ИКТ.
  6. Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.

Перспективы развития программы.

  1. Создание сайта школьного музея.
  2. Благодаря Internet-ресурсам появляется  найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.
  3. Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

Учебно-методический комплект:

Литература

  • Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.: Высшая школа,1998.
  • Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой.М.:Гуман.изд.центр,2001.
  • Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. М.: Просвещение,1988.
  • Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред.  В.Н. Столетова, М.П. Калинина. М.: Просвещение,1977.  

MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

  • Школа; школьная библиотека
  • Интернет – ресурсы



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИТИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Согласовано»

Заместитель по УВР

______________ В.В. Усова

Протокол №

 От «____» февраля 2019 года

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Витимская СОШ»

___________ В.М. Золотуева

печать

                  Приказ №  

        от «    » февраля 2019 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Истоки»»

Направленность: краеведческая

Возраст: 12-17 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик: Пичихина Ирина Викторовна

                                   учитель начальных классов

с.Романовка, 2019



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...