СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
методическая разработка

Черникова Ольга Борисовна

для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_samoupravleniya_v_nachalnoy_shkole.docx116.68 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

   В первом классе привлечение учащихся к выполнению простейших функций началось со второй четверти (первые два месяца работы ушло на приучение к учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, закладывая основы организации классного коллектива). Началось самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. Главная задача дежурства – выполнение единых требований, а также систематическая ежедневная уборка классного помещения и подготовка класса к уроку. Дежурили по классу все ученики, по два-три человека. В этой работе использовалась памятка дежурного. Она действовала не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. Начиная с ноября детям уже практически не требовалось напоминание обязанностей дежурных.

       Далее читающие дети привлекались к раздаче и тетрадей, индивидуального дидактического материала и т. д. Всё это они делали по прямым поручениям учителя. Никакие постоянные обязанности за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплены не были и никакой системы в распределении этих временных обязанностей тоже не было, всё выполнялось исключительно по желанию.

       В первой четверти второго класса мы с детьми должны прийти к выводу, что не очень удобна такая организация самоуправления в классе, и предложить четко распределять обязанности и вести график работы. Дети очень ревниво относятся к своим поручениям: каждому хочется быть санитаром, ухаживать за цветами, дежурить по раздевалке, мирить ребят и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся.

        Важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Я буду использовать разноцветные галстуки, которые вносят в работу детей элемент игры, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.

        Сначала мы выбираем голосованием Знайку, т.е. командира. Затем разделимся на 7 радужных облаков. Работа будет выполняться небольшими группами по 3-4 человека, у каждой свои задачи. В группу будут входить дети, связанные дружбой, чувством симпатии, желающие работать вместе, в одном коллективе.

      Четкие обязанности будут висеть на видном месте в Классном уголке, чтобы каждый вновь вступающий в должность не испытывал трудностей с их выполнением.

самоуправление

Наши поручения:

«Знайка» - ответственный за учёбу, первый помощник учителя на всех уроках, выполняет мелкие поручения.

Книголюбы

- контролируют сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц,

- держат связь со школьной библиотекой, помогают библиотекарю,

- знакомят с интересными книгами,

- следят за порядком в классной библиотечке, выдают книги.

Охранники порядка

- отвечают за дисциплину и правопорядок в классе, раздевалке, разбирают споры и ссоры, примеряют, не допускают драк,

- готовят доску к уроку,

- отвечают за бережное отношение и сохранность мебели в классе;

- контролируют внешний вид учащихся, наличие сменной обуви, спортивной формы.

Журналисты

- находят интересные истории, отвечают за подборку новостей,

- вывешивают поздравительные открытки в праздники.

 Защитники природы 

- ухаживают за растениями,

- помощники на уроках ИЗО и технологии,

- следят за состоянием школьных принадлежностей,

- следят за чистотой в классе, отсутствием мусора,

- в зимнее время руководят подкормкой птиц на территории школы.

Грамотеи

- проверяют готовность к уроку, следят, чтобы ребята не забывали достать учебники, ручки и другие принадлежности,

- помогают учителю в проверке дневников,

- подбирают материал для минуток чистописания,

- вместе с учителем помогают слабоуспевающим ребятам.

 Санитары

- ответственные за соблюдение личной гигиены,

- следят за проветриванием кабинета,

- следят за чистотой рук и порядком в столовой.

 Физорги

- организуют и проводят утреннюю гимнастику,

- проводят игры на переменах,

- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,

- создают и заботятся о классной игротеке.

     В конце каждой недели подводятся итоги (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя). Команды по часовой стрелке меняются обязанностями. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.


Главные задачи классного руководителя

- привить желание принимать активное участие в жизни класса;

- дать возможность почувствовать свою значимость;

-способствовать развитию личности, формированию положительных качеств характера, личностному росту;

-научить самоуправлению;

- научить жить в коллективе, активно проявлять себя в нем, оказание помощи и поддержки.

        Никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности.

    Весь второй класс дети, сменяя друг друга, выполняют все обязанности по очереди, это мне необходимо, чтобы посмотреть всех ребят в работе на всех должностях и помочь им определиться в последствии с приоритетами на третий класс. И чтобы дети подошли к выводу, что индивидуальная одиночная работа для коллектива менее эффективна и трудоемка. И в третьем классе в начале года мы подойдем к выводу, что необходимо объединяться в группы по интересам и выполнять свои обязанности более длительный срок (четверть, полугодие и даже год), тем самым совершенствуя себя в определенной области. Добавится больше работы по самоанализу, работа групп будет оцениваться по определенным критериям (их тоже необходимо будет разработать вместе с ребятами) и иметь открытый характер, фиксироваться на стенде класса.

        Самоуправление в четвертом классе всё больше должно выполнять свою внешнюю функцию – включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы. Должен уже появиться совет класса. Положение о совете класса необходимо будет ввести.

Результатом данной работы можно считать:

1. В первом классе – дети достаточно быстро прошли адаптационный период, без длительного привыкания приняли правила и требования учителя, школы, класса. Научены качественно дежурить по классу.

2. Во втором классе уже можно говорить о развитии самостоятельности в самообслуживании, более осознанного понимания себя как личность общества. Дети учатся взаимодействовать с друг другом, слушать и слышать друг друга, выполнять требования одноклассников. Решать мирным путем конфликтные ситуации (в классе стали редкими драки). Учимся уважать друг друга, даже если не испытываем симпатии, учимся быть терпимыми. Но пока еще многие дела делаются под частичным контролем учителя.

3. В третьем классе я надеюсь, что доля самостоятельности увеличится. Дети станут более инициативными по собственному желанию, а не по указке учителя.

4. В четвертом классе будем готовится к взаимодействию с разными учителями для того, чтобы адаптация в 5 классе при переходе на новую ступень обучения прошла более организованно и без осложнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система ученического самоуправления

Система ученического самоуправления в отдельно взятой школе....

РАБОТА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПЛАН РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  2 КЛАССА  НА  ГОД...

Положение об ученическом самоуправлении

 Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права...

Положение об ученическом самоуправлении.

Орган классного самоуправления «Совет Дела»  - является добровольно-независимой, самостоятельной организацией детей в возрасте 6-10 лет на основе общих интересов и взаимно согл...

Ученическое самоуправление.

Класс представляет собой постоянное формирование детей. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед обществом, с учётом возрастных особенностей учащихся. Класс является пер...

Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...

структура ученического самоуправления

для плана воспитательной работы...