По следам Великих морских открытий Внеклассное мероприятие для 3-4 классов
методическая разработка (3 класс)

Спиричева Светлана Николаевна

Мероприятие предлагается провести во время летнего отдыха детей. Особенностью является наличие оформленного напольного панно в виде карты мира. Дети узнают о великих путешественниках, их маршрутах и попробуют их пройти с помощью своих капитанов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

По следам Великих морских открытий

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов

Материалы: палочки длиной 10-15 см, веревка, бумага для паруса, пластилин

Место проведения: школьный коридор 3 этажа с напольным панно в виде карты мира

Форма одежды: морская (матросы, тельняшки, пираты и т.д.)

Раздаточный материал: карты путешественников Христофора Колумба, Васко да Гамы, Америго Веспуччи, Магеллана, Миклухо-Маклая

Оборудование: медиааппаратура

Музыка: из м/ф «Приключения капитана Врунгеля», «Приключения барона Мюнхгаузена», песня «И пусть качает волна морская», пиратские частушки, песня «А пусть качает, качает волна морская»

Антураж: тельняшки, кепки, бескозырки, банданы, черные повязки на глаза и т.д.

План

  1. Открытие мероприятия. Слово адмирала. Выбор жюри
  2. Эпоха географических открытий. Транспорт 15 в. Знаменитые путешественники
  3. Конкурс капитанов – прокладывание маршрута
  4. По следам Великих географических открытий – игра с плотиками, корабликами на карте мира (напольное панно коридора 3 этажа школы)
  5. Пиратские потешки
  6. Боцман – хозяин палубы – конкурс для вожатых
  7. Игра на ориентацию по карте
  8. Завершение: подведение итогов, выступление жюри. Совместное исполнение песни «И пусть качает, качает волна морская»

Содержание

  1. Открытие мероприятия. 

На напольном панно выставлены овалом стулья. Дети одеты в морские костюмы, садятся. Звучит музыка из м/фильма «Приключения Мюнхгаузена» (В доме барона).

- Здравствуйте, дорогие наши моряки, морячки, юнги, пираты, капитаны, боцманы! Любите ли вы путешествовать? Тогда я приглашаю вас в морское путешествие «По следам Великих морских открытий». Лагерь наш будет называться флотилией. И у нас есть даже свой адмирал. Слово для открытия мероприятия предоставляется адмиралу школьной флотилии (ФИО)! Звучит туш.

Это будет соревнование, поэтому нужно выбрать жюри (назначаются в жюри учителя, старшеклассники).

Мы сегодня будем говорить о том времени, когда человечество еще не знало далеких стран, людей других национальностей. Не было самолетов, железнодорожных поездов, а были только корабли. Корабли были парусные, двигались только при помощи ветра, это: каравелла, клипер, барка, галеас, галеон, галера, неф, фрегат, шхуна – все парусные и мачтовые. Эту эпоху назвали ЭПОХОЙ ВЕТРА (показ слайдов: клипер, каравелла, барка, галеас, галеон, галера, неф, фрегат, шхуна).

Наступил 15 век – век географических открытий. Человечество стало жаждать приключений, новых открытий. Люди догадывались, что мир велик, им стало интересно его познать. Появились люди – бесстрашные первооткрыватели, которые на этих кораблях устремились в далекие моря.

  1. Эпоха географических открытий. Знаменитые путешественники

1 вожатый: Христофор Колумб (слайд)

Христофор Колумб, путешественник известный сейчас всей планете, изначально был обычным испанским мореплавателем. Это позже, в 15 веке, он станет знаменитостью - человеком, открывшим Америку, первым из европейцев, пересекшим Атлантический океан, побывавшим в Карибском море.

Мечтой мореплавателя было путешествие в Индию через запад. Мореплаватель много раз обращался к правителям европейских стран с просьбой помочь ему организовать экспедицию. Лишь в 1492 году путешествие Колумба было одобрено испанскими правителями.

В 1502 году во время четвертого путешествия Колумб достиг берега Центральной Америки, доказав, что между Атлантическим океаном и Южным морем лежит материк. Христофор Колумб считал эти новые земли Восточной Азией - окрестностями Китая, Японии или Индии. В дальнейшем эти новооткрытые территории именовались европейцами Вест-Индией.

Имя Колумба носят одноименный округ Колумбия в США, латиноамериканское государство Колумбия. 

Колумба в своё время называли «Адмирал моря-океана».

2 вожатый:  Ва́ско да Га́ма (слайд)

Португальский мореплаватель  Васко до Гама с молодых лет участвовал в морских сражениях. Поиск морского пути в Индию был для Португалии задачей века. Ценным товаром Востока были пряности, португальцам приходилось покупать их по очень высоким ценам. Португальский король снарядил экспедицию.

Плавание должно было продлиться много месяцев, в трюмы кораблей постарались загрузить как можно больше питьевой воды и провизии. В 1498 года португальские суда остановились на рейде против города Каликут. 
          Открытие Индии Васко да Гама окупило все затраты на путешествие. Привезенные пряности, приправы, ткани и прочие товары были проданы очень дорого, ведь Европа еще не видела и не знала того, что было привезено мореплавателем. Экспедиция проделала путь в 40 000 км и обследовала больше 4 000 км восточного побережья Африки.

Но главные географические открытия Васко да Гама заключались в том, что он был первооткрывателем морского пути в Индию и именно он нанес его на карту. Благодаря мореплавателю Португалия получила звание самой сильной морской державы в мире. Путешественнику было присвоено звание «Адмирал Индийского океана».

3 вожатый: Америго Веспуччи (слайд)

Родиной Америго Веспуччи является Флоренция, где он родилсяв 15 веке. Под руководством своего дяди он изучал латинский язык, географию и мореходную астрономию. В юности поступил в Пизанский университет. Он занимается подготовкой морских экспедиций, попутно изучая все, что касается кораблей, а также осваивает навигацию. Затем переходит на морскую службу непосредственно в Испании. В 1501 г. мореплаватель Америго Веспуччи был приглашен королем Португалии на службу в качестве астронома, навигатора, а также историографа. 

Знаменитый путешественник исследовал достаточно большую протяженность побережья Южной Америки, чтобы предположить, что эта суша является именно континентом. В письме, отправленном им во Флоренцию в 1503 г., он изложил подробное описание открытых им земель, предположив, что они, скорее всего, не имеют никакого отношения к Азиатскому материку, так как устремляются довольно далеко на юг. При этом он сообщает, что эти территории обитаемы, а также предлагает обозначить вновь открытый континент Новым Светом. 

Позднее было предложено назвать новооткрытый материк Америкой - именем знаменитого исследователя Америго Веспуччи. С этого момента такое название появляется на всех географических картах и атласах. Хотя мореплаватель посещал только Южную Америку, Северная также именуется в честь Америго Веспуччи.

4 вожатый: Фернан Магеллан (слайд)

В 1480 году он родился в Португалии. Отправившись служить при дворе (на тот момент ему было всего 12 лет), он узнал о путешествиях в Ост-Индию и торговых путях. Так он впервые заинтересовался морем. В 1505 г. Фернан попал на корабль.

Под руководством Фернана Магеллана состоялось первое кругосветное путешествие.

Фернан думал, что с запада путь в Индию может оказаться короче. Он пересек Атлантический океан, добрался до Южной Америки и открыл пролив, который позднее назовут его именем. Фернан Магеллан стал первым европейцем, увидевшим Тихий океан. Итак, впервые в истории, матросы пересекли Тихий океан и оказались на обитаемых островах. Через 7 дней плавания Магеллан нашел новые острова, которые сегодня известны нам как Филиппинские.

 Его путешествие открыло Европе новый океан и понимание того, что планета куда больше, чем думали ученые прежде. 

  1. Николай Миклухо-Маклай (слайд)

Русский этнографантропологбиолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной АзииАвстралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи.

Он учился в Петербургской гимназии. После окончания учебы, путешествия с целью исследований становятся смыслом его жизни. Первым путешествием Миклухо-Маклая, предпринятым после окончания обучения, была поездка в 1869 году на побережье Красного моря, где он изучал низших морских животных. Русское Географическое Общество отправил  Миклухо-Маклая к берегам Новой Гвинеи, и в 1871 г. высадился на берег Кораллового моря — берег, который вскоре назовут его именем. Здесь он прожил больше года, живя в хижине на берегу, он занимался антропологическими исследованиями, изучал быт аборигенов, лечил их, высаживал семена привезенных растений, путешествовал по стране, плавал по близлежащим островам и архипелагам. Он быстро выучил местный язык и завоевал авторитет среди папуасов.

На Филиппинах, изучая чернокожих негров, он занимался поисками таинственных племен, «людей леса» Образ жизни, язык и верования этих племен стали достоянием науки. Он сделал ряд географических открытий, исследовал и описал ранее неизвестные виды растений.

3. Конкурс капитанов (песня барона Мюнхгаузена)

Приглашаются капитаны команд. Капитаны громко представляют себя. На столе лежат бумажные конвертики. Они вытягивают маршрут великих первооткрывателей. Мелом прокладывают путь по карте на полу. Время на подготовку – 3 мин. Жюри оценивает правильность маршрута.

4. По следам Великих географических открытий – игра с плотиками на карте мира (музыка)

- Ребята, вы догадываетесь, какая у нас будет игра? Правильно, вместе с капитанами мы пройдем по следам великих первооткрывателей!  Итак, на панно – карта мира. Материки, моря, океаны подписаны: Евразия, Австралия, Северная и Южная Америка, Северная и Южная Африка, Антарктида.

Предоставляется слово 1 команде (построение, название, девиз, речевка). Командир вместе с командой должен на плотах пройти этот путь. Капитан ведет за собой караван плотов, следуя по карте и намеченному пути. На слайде – карта №1. Пройдя путь, команда возвращается на свое место.

Предоставляется слово следующим командам, слайды карт №2, 3, 4. Жюри оценивает массовость, культуру.

5.  Пиратские потешки

Звучит песня «Мы бандито…» их м/ф «Приключения барона Мюнхгаузена».

Приглашаются пираты. Проводится конкурс пиратских частушек под фонограмму. Жюри оценивает артистизм и костюмы пиратов.

6. Боцман – хозяин палубы – конкурс для вожатых (музыка - Яблочко)

А теперь приглашаются наши боцманы.  БОЦМАН — тот, кто следит за порядком на палубе, руководит общесудовыми работами, обучает матросов морскому делу. Вам предстоит испытание на знание морских терминов. Жюри оценивает количество и правильность ответов, быструю реакцию.

Вопросы на знание морских терминов:

задняя часть корпуса корабля Корма

кухня Камбуз 

жилое помещение для всей команды корабля Кубрик 

горизонтальное перекрытие из настила Палуба

командный пункт Рубка 

боковая часть судна Борт 

места для отдыха Каюта 

лодка на корабле Шлюпка 

неопытный матрос САЛАГА 

самое "почётное" место на корабле, место общего сбора экипажа Шканцы 

деревянный бочонок для хранения запасов пресной воды Анкерок 

узкий длинный флаг, обычно треугольной формы или раздвоенный на конце Вы́мпел 

отхожие места для экипажа Галью́н 

это смещение движущегося судна под воздействием ветра и волн Дрейф судна 

застекленное окно на судне Иллюмина́тор 

клапан для приёма забортной воды  Кингсто́н 

морские пираты Корсары

четырёхлапый якорь небольшого размера Кошка 

техника морского боя, атака вражеской команды с близкого расстояния Абордаж

вертикально стоящая конструкция на корабле Мачта 

рулевое устройство Румпель

ящик для хранения личных вещей экипажа Рундук 

трос для удержания судна у причала Швартов 

карабельный колокол Рында 

карабельный повар КОК

7. Ребята, а теперь поиграем (проводят вожатые). Приглашаем по 6 человек из каждой команды. Игра «Займи материк». Игра проводится по очереди. Жюри оценивает быструю и правильную реакцию.

1 задание: быстро сориентироваться и встать на материк Южная Африка.

2 задание: занять материк Северная Америка.

3 задание: занять материк Австралия.

  1. задание: занять материк Северная Африка.

   5. задание: занять материк Евразия.

8.  Завершение

Подошло к концу наше увлекательное кругосветное путешествие! Что мы сегодня нового узнали? Побольше узнать об устройстве планеты Земля вы сможете на уроках географии.

А сейчас предоставляем слово нашему жюри (награждают конфетами всех участников).

- Конкурс капитанов на прокладывание маршрута. Зачитывают победивших.

- Конкурс «По следам Великих географических открытий». Зачитываются имена капитанов и победивших команд.

- Конкурс «Пиратские потешки». Зачитываются имена победивших.

- Конкурс боцманов. Зачитываются имена победивших.

- Игра «Займи материк». Объявляется лучшая команда.

Спасибо вам, дорогие наши путешественники за игру! Спасибо боцманам! Спасибо жюри за работу.

Звучит финальная песня «И тогда, вода нам как земля…». Поют все!

А теперь просим вас на камбуз отведать флотского борца и макароны по-флотски. Звучит звук рынды.

Капитаны строят свои команды и ведут в столовую.



Предварительный просмотр:

Инструкция для жюри

Баллы: от  1-5

конкурс

критерии

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Команда 4

Команда 5

Конкурс капитанов

правильность проложенного маршрута

Игра с плотиками «По следам великих открытий»

построение, массовость морского транспорта на маршруте

Пиратские потешки

артистизм и костюм

Боцман – хозяин палубы

Знание морских терминов, количество правильных ответов

Игра «Займи материк»

Быстрая  и правильная реакция

Итого

Примечания



Предварительный просмотр:

Морские термины

задняя часть корпуса корабля Корма

кухня Камбуз 

жилое помещение для всей команды корабля Кубрик 

горизонтальное перекрытие из настила Палуба

командный пункт Рубка 

боковая часть судна Борт 

места для отдыха Каюта 

лодка на корабле   Шлюпка 

неопытный матрос САЛАГА 

самое "почётное", торжественное место на корабле, место общего сбора экипажа Шканцы 

деревянный бочонок для хранения запасов пресной воды Анкерок 

узкий длинный флаг, обычно треугольной формы или раздвоенный на конце Вы́мпел 

отхожие места для экипажа Галью́н 

застекленное окно на судне Иллюмина́тор 

клапан для приёма забортной воды  Кингсто́н 

морские пираты Корсары

якорь небольшого размера Кошка 

техника морского боя, атака вражеской команды с близкого расстояния Абордаж

вертикально стоящая конструкция на судне или корабле Мачта 

Составная часть рулевого устройства. Румпель

ящик для хранения личных вещей экипажа Рундук 

трос для удержания судна у причала Швартов 

карабельный колокол Рында 

карабельный повар КОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие: «Мир экологии» 4 класс

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.Задачи:Учить детей быть ответственными ...

Открытое внеклассное мероприятие для родителей 3 класса "Литературная гостиная. Весна." в рамках развивающего обучения по системе Л.В.Занкова.

Дети познакомят родителей  с четырьмя этапами весны, которые изобразили в своих произведениях поэты и художники....

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. "Россия - Родина моя".

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов....

"Хлеб – всему голова" открытое внеклассное мероприятие для 1- 4 классов коррекционного вида

Цель: ·        показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;·        воспитывать бережное отношение к х...

«ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ». Внеклассное мероприятие для учащихся3-4 классов.

«ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ». Внеклассное мероприятие для учащихся3-4 классов....

Открытое внеклассное мероприятие "Берегите природу" 2 класс

Экологическое воспитание имеет особое значение, т.к. вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план. Через систему внеклассных занятий ребенок учится видеть ценности природы, нео...

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов, краеведческая викторина «Цвети, мой Татарстан!»

Цель мероприятия: Познакомить учащихся с культурой и традициями родного края.Задачи: 1. Прививать любовь и уважение к памятникам культуры и традициям людей, проживающих в Татарстане.2. Развивать ...