Психологические особенности современных детей.
статья (1 класс)

Горбачева Елена Александровна

Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психологического развития, психологической возрастной периодизацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_sovremennyh_detey.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

      Психологические особенности современных детей.

Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей, обучающихся в 1 – 3 (4) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

В данный период у ребенка активно развивается интеллект. Развивается мышление, что в результате способствует качественной перестройке памяти и восприятия, делая из них регулируемые, произвольные процессы. В этом возрасте ребенок мыслит конкретными категориями. К окончанию периода младшего школьного возраста дети уже должны уметь самостоятельно рассуждать, сопоставлять и анализировать, делать выводы, уметь отличать общее и частное, определять простые закономерности.

В процессе обучения память развивается по двум направлениям: происходит усиление роли смыслового и словесно-логического запоминания. На момент начала обучения в школе у ребенка преобладает наглядно-образная память, запоминают дети за счет механического повторения, не осознавая смысловых связей. И именно в этот период необходимо научить ребенка различать задачи по запоминанию: что-то необходимо запоминать точно и дословно, а что-то достаточно в общих чертах. Таким образом, ребенок начинает учиться управлять своей памятью сознательно и регулировать ее проявления (воспроизведение, запоминание, припоминание).

В это время важно правильно мотивировать ребенка, поскольку от этого во многом зависит и продуктивность запоминания. Произвольная память у девочек лучше, а потому они умеют заставлять себя. Мальчики же более успешны в овладении методами запоминания.

В процессе обучения школьник не просто воспринимает информацию, он уже способен ее анализировать, то есть восприятие уже становится в виде организованного наблюдения.

Задача учителя организовать деятельность школьников по восприятию различных объектов, он должен научить выявлять важные признаки и свойства явлений и предметов. Одним из продуктивных методов развития восприятия у детей является сравнение. При таком способе развития восприятие становится более глубоким, а появление ошибок существенно сокращается.

Регулировать свое внимание своим волевым решением школьник младшего возраста еще не может. В отличие от школьника старшего возраста, который умеет сосредотачиваться на сложной, неинтересной работе для достижения желаемого результата в будущем, младший школьник может заставить себя упорно работать, только если существует «близкая» мотивация, к примеру, в виде похвалы или положительной отметки. Внимание становится более или менее сконцентрированным и устойчивым только в моменты, когда учебные материалы выделяются яркостью и наглядностью, тем самым вызывая у ребенка эмоциональное отношение. Внутренняя позиция школьников также изменяется. В этот период у детей появляются притязания на определенное положение в системе личностных и деловых взаимоотношений класса. На эмоциональную сферу школьников все больше влияет то, как складываются взаимоотношения с одноклассниками, а не только общение с преподавателем и успехи в учебе.

Характер ребенка в этом возрасте отличается следующими особенностями: склонность действовать незамедлительно, не взвесив все обстоятельства и не подумав, импульсивность (связано это со слабой волевой регуляцией поведения); общая недостаточность воли, поскольку ребенок в этом возрасте не может с упорством преодолевать все трудности, чтобы достичь намеченной цели. Упрямство и капризность, как правило, являются результатом воспитания, такое поведение это некий протест против требований, предъявляемых школьной системой, против необходимости делать то, что «надо», а не то, что «хочется».

В итоге за период обучения в младшем возрасте у ребенка должны появиться следующие качества: мышление в понятиях, рефлексия, произвольность; ребенок должен успешно освоить школьную программу; взаимоотношения с товарищами и преподавателями должны быть на новом, «взрослом» уровне.

Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Помимо этого есть и другие мотивы:

Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает главным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

        Проблема становления и развития межличностных отношений детей привлекает внимание, как психологов, так и педагогов. Этой теме посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований. В то же время сам предмет исследования межличностных отношений детей остается неясным и по-разному трактуется представителями различных направлений.
В социологически ориентированных исследованиях межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения одних детей перед другими, а сверстник соответственно выступает как предмет эмоциональной или деловой оценки.

В цикле исследований проведенных под руководством А.А. Бодалева, предметом исследования межличностных отношений являются представления о другом (о его социальных и личностных качествах), возникающие в результате межличностного восприятия и познания.
Распространенным подходом к исследованию отношений детей является также изучение поведения ребенка, направленного на сверстника. При этом особо выделяется так называемое просоциальное поведение, которое обнаруживается действиями ребенка "в пользу другого". Степень просоциальности поведения обычно рассматривается в качестве главного показателя межличностных отношений.

Несмотря на разноречивость понимания сущности межличностных отношений, в психологических исследованиях другой человек, как правило, рассматривается в качестве внешнего предмета (оценки, познания или воздействия). Была выдвинута гипотеза о том, что подобная субъект-   объектная парадигма, при которой один человек противостоит другому и выступает как предмет его действия (оценки или познания), является неадекватной реальности человеческих отношений и недостаточной для их описания. Более адекватным этой реальности является представление о диалогичности сознания, которое содержится в ряде философских и филологических текстов.

Одно из основных положений этого подхода заключается в том, что другие люди не являются внешней средой, предметно воспринимаемой человеком. Встреча с другим (а значит, и понимание, сопереживание, диалог) возможна лишь в силу того, что этот другой уже живет в сознании человека. Причем этот "внутренний другой" является необходимым, онтологическим основанием сознания и самосознания человека. При внешней встрече осуществляется перенос (или отношение) уже существующего "внутреннего другого" на данного, конкретного человека.

Отношения людей основаны на двух противоречивых началах. В первом из них другой является внешне противопоставленным, эмпирическим существом, определяемым через совокупность своих качеств. Эти качества могут стать предметом познания, оценки или использования, поэтому данный тип отношения можно назвать предметным (или частичным). Второе начало предполагает несводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам; он может быть только субъектом общения и обращения, где выступает как целостная личность. Поэтому данный тип отношения может быть назван личностным (или целостным).
В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно "перетекают" одно в другое. Очевидно, что человек не может жить без познания, оценки и использования других, но в то же время человеческие отношения не могут быть сведены только к каким-либо конкретным функциям.

Отношение к другому, неразрывно связано с отношением человека к себе. Собственное «Я» также может восприниматься как совокупность конкретных качеств, которые могут быть определены и оценены. Именно в этом контексте, как правило, изучается самосознание ребенка, понимаемое как "образ себя", или "самооценка". Однако данное понимание, с нашей точки зрения, не исчерпывает всей действительности самосознания. Собственное Я всегда является незавершенным, до конца неопределенным и приобщенным к другим людям изнутри. Как и отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими двумя пределами, не достигая их до конца.

Онтогенетическое развитие самосознания ребенка и отношение к Другому можно представить как сложное переплетение и взаимосменяемость этих двух начал. Сознание ребенка изначально диалогично, и в нем всегда присутствует другой. Функции и конкретная персонификация этого другого с возрастом меняются. Первоначально этим внутренним Другим является для ребенка взрослый. На определенном этапе возрастного развития им становится сверстник. Изучение становления и развития отношений со сверстником в школьном возрасте с позиций представленного выше подхода составляет основную цель настоящего исследования. Этот процесс можно представить как "вхождение" сверстника во внутренний мир ребенка, в состав его самосознания. Изменение соотношения предметного и личностного начала будут задавать возрастные и индивидуальные варианты отношения к сверстнику.

Cпециалисты все чаще выражают озабоченность увеличением числа школьников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. Такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. И если им не помочь, то это может вызвать  искажение процесса формирования «образа Я», то есть уже в этом возрасте привести к отклонениям в развитии личности (в ряде случаев скрытый стресс может выливаться в агрессивные вспышки и немотивированное поведение). Но именно в школьном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека.

Целью такого двустороннего взаимодействия (ребенок с нормальными темпами развития – ребенок с замедленными темпами развития) является адаптация детей друг к другу и повышение уровня толерантности по отношению к детям с замедленным развитием.

В заключение можно сказать, что если цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально и имеющих различные проблемы, являются общими, то «маршруты» к их достижению – разные. Дело в том, что в норме развитие происходит скачкообразно, быстро, и проследить, в чем состоит психологическая сущность этих скачков, бывает очень трудно. Когда же в развитии ребенка возникают препятствия, то оно происходит замедленно, на некоторых этапах даже приостанавливаясь. Вот почему наблюдения за проблемными детьми помогают лучше понять течение нормального развития. Кроме этого, совместная работа детей с различными темпами развития в рамках дополнительных занятий помогает им не просто развивать в направлении предложенного курса, но и расти в эмоциональном, духовном и общечеловеческом плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...

Психологические особенности современного урока

С введением ФГОС очень важным становится психологический комфорт в школе.Данная презентация поможет педагогу в подготовке к педагогическому совету или  на выступлении методического объединения....

Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"

Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....

Психологические особенности современного поколения

  Чтобы предложить программу действий по обучению, воспитанию и социализации современного  поколения, нужно дать подробную характеристику портрета современного подростка, основанную н...

«Психологические особенности современного ребёнка»

В своём выступлении я буду опираться на Давида Иосифовича Фельдштейна, российского педагога и психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии л...

Психологические особенности леворуких детей

В помощь учителям, воспитателям, родителям...