Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
рабочая программа

Малахова Татьяна Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". Общекультурное направление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

 начального общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Юный исследователь»

по направлению «Общекультурное»

Класс: 2 «Б»

Составитель: Малахова Т.В.

МБОУ «СШ№10»

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Программа модифицированного вида «Юный исследователь» составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года, примерной программы начального  общего образования и авторской программы  «Я – исследователь» А.И.Савенкова.

 Курс введен за счет часов вариативной части учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального  направления. 

Актуальность программы  обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Целью программы является формирование первоначальных представлений учащихся начальной школы об исследовательской деятельности, освоение умений ее организовывать в урочной и внеурочной работе.

Достигнуть данной цели можно через решение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность исследовательской деятельности и ее организации через освоение детьми следующих этапов: выбор темы исследования, постановка цели, определение задач, выдвижение гипотезы, определение методов исследования, сбор материала, анализ и обобщение собранного материала, выводы;
  2. Формировать умения учащихся начальных классов  в проведении исследовательской работы и интерпретации ее результатов при помощи различных средств коммуникаций: культура речи, опыт публичного выступления, применение информационных технологий;
  3. Познакомить учащихся с основными методами исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование и интервью, социологический опрос.
  4. Развивать познавательные процессы и мыслительные операции учащихся;
  5. Способствовать развитию познавательной активности, личностному росту младших школьников.

Практическая значимость программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

  Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  литературное чтение,  окружающий мир,  технология,  изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Программа  реализуется за счет вариативных часов учебного плана и рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет : за четыре года - 135 часов, из которых 77  аудиторных занятий и 44 внеаудиторных.

Занятия проводятся с периодичностью  1 час в неделю:  1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.  Количество учащихся  в группе составляет не более 15 человек.

Планируемые предполагаемые  результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;
  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать спои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать опенку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия на уровне ретро-опенки;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Коммуникативные

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Ожидаемые  результаты освоения программы

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Учащиеся научатся:

  • основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • определению цели, объекта и гипотезы исследования;
  • работать с основными источниками информации;
  • правилам оформления списка использованной литературы;
  • способам познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • работать с источниками информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся получат возможность научится:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

Прогнозируемый результат: 

  • устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
  • приобретение мыследеятельностных, презентационных, поисковых, информационных, экспериментальных, коммуникативных умений и навыков;
  • увеличение уровня владения знаниями в различных предметных областях.

Требования к уровню знаний, умений и навыков.

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • владеть планированием и постановкой эксперимента

Содержание

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч

 Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) –  4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17.  Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19.  Коллекционирование  - 2ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия  - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования  - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных  - 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу  “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема32.  Подготовка к защите  - 1 ч.

Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема33. Индивидуальные консультации  - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема 34.  Подведение итогов работы  - 1 ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Список литературы

  1. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников. –Самара: «Учебная литература», 2007.
  2. А.И. Савенков Психология исследовательского обучения. – Самара: «Учебная литература», 2007.
  3. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук Психологические аспекты проектной деятельности. Программы, конспекты занятий с учащимися. – Волгоград: «Учитель», 2011.
  4. В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: «Учитель», 2011.
  5. М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнева, Н.И. Ильина Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. - Волгоград: «Учитель», 2011.
  6. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова Учусь создавать проекты: методическое пособие для 1,2 класса. – Москва: «РОСТ», 2016.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Форма деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

Наука и научное мировоззрение

Что можно исследовать? Формулирование темы.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Формулировать собственное мнение и позицию.

1

Как задавать вопросы? Банк идей.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

1

Как задавать вопросы? Банк идей.

1

Тема, предмет, объект исследования.

1

Тема, предмет, объект исследования.

1

Цели и задачи исследования.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

1

Цели и задачи исследования.

1

Учимся выделять гипотезы.

 

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

1

2 четверть

Учимся выделять гипотезы.

1

Применение основ информатики в исследовательской деятельности

15ч

Организация исследования.

 

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

1

Организация исследования.

1

Организация исследования.

1

Организация исследования.

1

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

1

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем

1

3 четверть

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем

1

Коллекционирование.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

1

Коллекционирование.

1

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

 Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

1

Сообщение о своих коллекциях.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

1

Сообщение о своих коллекциях.

1

Что такое эксперимент.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

1

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

1

Результаты исследования и их обработка. Защита проекта

10ч

Сбор материала для исследования.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

1

4 четверть

Сбор материала для исследования.

1

Сбор материала для исследования.

1

Обобщение полученных данных.

1

Обобщение полученных данных

1

 

Как подготовить результат исследования.

1

Как подготовить сообщение.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Формулировать собственное мнение и позицию.

1

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

Индивидуальная консультация.

1

Подведение итогов. Защита.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...