Программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
рабочая программа (1 класс)

Шагиева Ирина Борисовна

Программа

внеурочной деятельности

«Этика: азбука добра»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_etika-azbuka_dobra.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хохорская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

_________ Э.И. Дарханова

от «_____» «________________» 2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_________ Г.А. Хоренова

Приказ №______

от «_____» «____________» 2014 г.

Программа

внеурочной деятельности

«Этика: азбука добра»

(духовно-нравственное направление)

Возраст детей:

1 класс

Срок реализации программы: 1 год

Руководитель кружка:

Гомбоева Ирина Борисовна

учитель начальных классов

 

с. Хохорск, 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; на основе авторской программы  «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 год).
         Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

         Задачи:

  • формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров;
  •  способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и
  • вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;                          
  • способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста. Численный и возрастной состав курса «Этика: азбука добра»
 Возраст детей от 6,5 лет до 8 лет, численность 14 человек.

Объём программы
    Рабочая программа по кружку «Этика: азбука добра» для 1-2 классов составлена на основе авторской программы И.С.Хомякова, В.И.Петрова, предусматривающей 33 часа.
   На реализацию программы отводится 1 час в неделю.
   Согласно Графику – календарю МБОУ «Хохорская  СОШ» на 2014-2015 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель.
Рабочая программа составлена на 33 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса.
     Содержание курса «Этика: азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
   Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
   
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Этика: азбука добра».

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

  • воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Метапредметные результаты:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  •  обобщение;
  •  классификация.

   

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Содержание работы курса «Этика: азбука добра»
(33 ч – 1 час в неделю)

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в

школе)  (6 ч)

    Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-

ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

учебное сотрудничество.

    Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

    Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (10 ч)

    Правила вежливости, элементарные представления о добрых и

недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

    Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые

и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление

ссор, драк, признание своей вины).

    Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),

оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • использовать в речи слова вежливости;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
    анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
  • высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
    реальной жизни, героев произведений);
  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  • описывать сюжетную картинку (серию);
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии (7 ч)

    Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и
обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

    Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися

собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

к вещам, созданным трудом других людей.

    Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление

от неорганизованности, недисциплинированности).

    Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида (4 ч)

    Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

    Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

   Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  • оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет (6 ч)

    Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного

человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

    Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

    Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,

театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  • использовать доброжелательный тон в общении;
  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведение в общественных местах.

Тематическое планирование


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

35 ч

В том числе

Формы организации деятельности обучающихся при проведении занятий

Теория

Практика

Школьный этикет (6 ч)

1

Мы пришли на урок.

1

1

Беседа

2

Правила поведения на уроке

1

1

Игра

3

Зачем нужны перемены?

1

1

Беседа

4

Правила поведения на перемене

1

1

Игра

5

Мы в школьной столовой.

1

1

беседа

6

Правила поведения в столовой

1

1

Экскурсия

Правила общения (10 ч)

7

Зачем нужны «вежливые» слова

1

1

Ролевая игра

8

Доброжелательность

1

1

Беседа

9

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

1

Беседа

10

Общение по телефону

1

1

Практическое занятие

11

Мой учитель

1

1

Беседа

12

Общение со взрослыми

1

1

Беседа

13

Добро и зло

1

1

Беседа

14

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

1

1

Инсценировка

15

Эмоции

1

1

Ролевая игра

16

Моя семья

1

1

Дидактическая игра.  

О трудолюбии (7 ч)

17

Старательность - помощник в учебе

1

1

Беседа

18

Старательность - помощник в учебе

1

1

Игра

19

Старательность - помощник в учебе

1

1

Беседа

20

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

1

Беседа

21

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

1

Дидактическая игра

22

Бережливость: каждой вещи своё место

1

1

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

23

Бережливость: каждой вещи своё место

1

1

Наведение порядка в кабинете.  

Культура внешнего вида (4 ч)

24

Основные правила Мойдодыра.

1

1

Беседа

25

Основные правила Мойдодыра.

1

1

Игра

26

Учимся не болеть

1

1

Дидактическая игра

27

Каждой вещи свое место

1

1

Развивающая игра

Внешкольный этикет (6 ч)

28

Правила поведения на улице.

1

1

Экскурсия на улицу

29

Правила поведения в транспорте

1

1

Экскурсия в школьный автобус

30

Правила поведения в гостях

1

1

Инсценировка

31

«Спасибо» и «пожалуйста»

1

1

Экскурсия в магазин.

32

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

1

Итоговая беседа

33

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

1

Проведение итогового мероприятия

Мониторинговая карта определения

личностных и метапредметных результатов усвоения курса

В ФГОС НОО, ФГОС ООО установлены требования к результатам освоения Программы, достижение которых осуществляется через организацию урочной и внеурочной деятельности. При определении личностных и метапредметных результатов, достижение которых обеспечивает разрабатываемая программа, педагог ориентируется на требования ФГОС НОО, ФГОС ООО.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Для определения эффективности внеурочной деятельности должна использоваться мониторинговая карта результатов усвоения программы внеурочной деятельности:

Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности:

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Год реализации программы

Сроки проведения

1

Личностные

воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника

Методика Капустиной Н.П. «Уровень воспитанности»

Сентябрь 2014г, Май 2015 года.

2

Метапредметные

сравнение;

анализ;

синтез;

обобщение;

классификация.

См. приложение №1

Май 2015г

3

Предметные (если имеются)

Учебно-методическое обеспечение программы

курса внеурочной деятельности

Учебно-методические компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

-Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

-Программа  «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова., М., 2011;

-Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

Алгоритм деятельности

Контрольно-измерительные материалы

Материально-техническое обеспечение

программы курса внеурочной деятельности

Условия проведения

(место проведения, аудиторный фонд)

Средства технического оснащения

Аудитория №8, Актовый зал.

Ноутбук, проектор, мультимедийные презентации

Список литературы

  1.         Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Бако», 2008
  2. Н.Ф.Дик «Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день» (ООО «Феникс») Ростов, 2008
  3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
  4. М.А. Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4классы», издательство «Экзамен»,( серия « Учебно- методический комплект»), Москва, 2009
  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра»  МБОУ « Поповская СОШ»В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука добра»  рассчитана в 1 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра»   Левченко Ирина ИвановнаВозраст воспитанников – 7-10 лет   2016-2017 учебный год...

Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра".

Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....

программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Программа «Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во  2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов ...

Программа внеурочной деятельности "Этика-азбука добра"

Программа внеурочной деятельности по УМК "Начальная школа 21 века"....

Программа внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация...