Классный час "Уроки доброты и вежливости" 1 класс
классный час (1 класс)

Лабарешных Гузель Ильгизаровна

Задачи:

- Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, дружба.

- Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

- Работать над выработкой положительных черт характера.

- Способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_dobroty_kl_chas_1_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Классный час-практикум (1 класс)

Уроки доброты и вежливости
для самых умных малышей

Разработала:

Лабарешных Гузель Ильгизаровна

Учитель нач.кл. 1 кв.категории

Задачи:

- Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, дружба.

- Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

- Работать над выработкой положительных черт характера.

- Способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов.

- Сегодняшняя наша беседа посвящена теме доброты, вежливости, уважения, проявлению добрых чувств, поступков, дел и отношений.

Хочу начать эту беседу с одной истории, которая  произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

                Так все и случилось. Завистник поймал бабочку и отправился к мудрецу. И он спросил у того: Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».Действительно, все было в руках завистника: оставить бабочку живой или мертвой.

В наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми, дружелюбными.

Сл. Доброта  - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству

Сл Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова? Какие?

Где  есть доброта, там обязательно будет и вежливость. Вежливость это…

А сейчас ребята прочитают стихи о доброте.

Добрым быть совсем, совсем непросто,        

Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Не стой в стороне равнодушно,      

Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Ребята, а давайте пофантазируем: Вы будете  «Фантазёрами».  Работаем в парах. Пофантазируйте и изобразите  доброту на бумаге.

- Как вы её представляете, в виде чего? И прикрепим на доске ваши зарисовки, таким образом, у нас получится поляна доброты.(для работы 3 мин)      Краски, 2 листа бумаги

 Спасибо всем большое. Получилось очень красиво.

Самые важные правила поведения выделим в памятку воспитанного человека. в которой будут записаны главные выводы.

- Если совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. То сейчас вы изменились, повзрослели - изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не радует, например, чересчур веселый, а точнее, чересчур громкий смех в коридоре школы, на улице, в транспорте. Что прощалось малышу - уже не прощается таким, как вы.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: "Мое поведение - мое личное дело!" Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.

Есть забавная история о происхождении хороших манер.

Я предлагаю разыграть эту сценку. Приглашаю сюда 5 человек, Однажды мокрый снег застал большую компанию на полянке. Они с трудом отыскали укрытие. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Люди никак не могли отыскать золотую середину - то им  было тесно, то они замерзали, Потом все же договорились. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди.

Так какое же золотое правило поведения мы запишем в нашу памятку воспитанного человека?

Сл (Уступайте друг другу) . Молодцы, спасибо, можете присаживаться.

Сл - Человек умеет выражать свои качества, чувства по-разному: словами, жестами, мимикой. Мы постараемся сейчас все это увидеть, услышать, продемонстрировать.

Практикум «Доброта» - мимика.

  • Изобразите на лице огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой “раз” и согнали грустное настроение и показали радость.
  • Скажите друг другу вежливые слова.
  • – Какие взрослые вам больше нравятся?
  • – Какими чаще всего бываете вы?

Немаловажную роль играет интонация, т. е. голос.

Послушаем сценку:

Девочка: Здравствуй!        

Мальчик: (бурчит себе под нос) Здрасте!

Девочка: Что ты такой невесёлый?

Мальчик: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Девочка: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь?

Мальчик: Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Девочка: …, что у тебя за тон?

Мальчик: Подумаешь – тон! Зато я хороший товарищ, весёлый, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: … поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?

Девочка: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните …, почему обиделся … Почему ему неприятна такая “шутка” …?

Девочка: Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.

- Слова приветствия очень важны в жизни каждого человека.

Сл "Здоров ли ваш скот?" Эту фразу произносят монголы.

Сл Представители африканского племени зулусов говорят: "Я тебя вижу".

Сл В Китае спрашивают: "Ели вы сегодня?"

И все это означает одно и то же. Это слова приветствия.

А как звучит это по-русски?

Сл Мы говорим: "Здравствуйте", т.е. желаем нашему знакомому здоровья.

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

Сл Конкурс знатоков этикета.  Будьте внимательны!

Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: "Первым здоровается тот, кто вежливее". Будете следовать этому простому правилу - никогда не ошибетесь.

Сл Следующее правило: Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.  

Физкультминутка

А сейчас давайте поиграем.

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте,
пожалуйста.
Руки вперед.

Я сказала, руки вперед!

Садитесь, пожалуйста!
 

Игра

Сл. Есть одна игра для вас.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка - там конец.

Кто подскажет - молодец!

Сл.Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:  

Молодцы!

басня «Молния и Солнце»

Автор. Спросила молния у солнца:

Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я      тоже очень яркая?

Солнце. Они любят тепло и ласку.

Молния. От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!

Солнце.        Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.

Вопросы для обсуждения:

        -Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

Сл. Проблемные ситуации

Выводы:  Не делай зла, будь добрым.

                          В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.

                          Приучи  себя постоянно  помнить об окружающих.

– Какие языки вы изучаете? (Русский, английский, )

– Есть ещё один язык доступный и понятный всем, – это язык мимики, жестов, телодвижений человека. На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.

Сл. Жест – движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.

– Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест – это приветствие. Как люди приветствуют друг друга?

Дети: словами «здравствуйте», «привет», кивком, рукопожатием, поцелуем.

– Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече – рукопожатие должно быть твёрдым. При этом надо знать, кто первым должен подавать руку. Мы об этом уже сегодня говорили: со взрослыми, одноклассниками, с девочками, бабушкой и т.д.

Физкультминутка.

– Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – стучим по парте.

Гладить по головке,

высовывать язык,

рукопожатие,

поклон,

сопение носом,

хрустеть пальцами,

подать руку женщине или девочке,

фыркать,

теребить волосы,

отдавать честь,

крутить пальцем у виска.

–А какой из жестов не очень хороший выполняли сейчас вы? (стучали по столу)?

Инсценировка стихотворениями ситуаций. Послушаем ситуации

Ситуация 1:  

Вот что случилось в одном дворе.

Попал я в дедушку мячом
И закричал: — А я причём!
Но, досчитав до тридцати, сказал:
— Ну, дедушка, прости.

Вопросы учащимся:

— Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки?
— А как бы вы извинились?

Ситуация 2:

Пошёл я гулять и в саду по привычке    

Я дёрнул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…
В сторонку куда-то 
"Простите меня", — я шепнул виновато.
— Ступай, —улыбнулась.
— Прощаю пока, —
И ухо моё отпустила рука.
"Простите"…
Ура! Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.

Вопросы учащимся:

— Как можно оценить поступок мальчика?
— Можно ли его извинение считать искренним?

Проблемные ситуации (ребята делятся на две группы):  Дети из др.класса

  • Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.
  • Вы едете в полном автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров передать деньги за проезд.

Средь тысячи тысяч на шаре Земном  

Без помощи, лишней опеки

Попробуй в людском состязанье  шальном

Себя заявить Человеком.

Ты молод, удачлив, любим и богат,  

Не знаешь дороги к аптекам,

А рядом глаза несчастливцев горят,

Средь них окажись Человеком.

Бывают минуты, что горя черней,  

Крутых разногласий с веком,

И даже в последнем, смертельном рывке

Остаться сумей Человеком.

И с кем бы судьба ни столкнула в пути –  

С Владыкой иль бедным калекой –

Ты помни: все люди – дети Земли

И будь среди них Человеком.

Ну что ж. Посмотрим на те правила, которые мы с вами сегодня вывели. (записи на доске)

Я приготовила один лист с этими правилами вежливости, дружбы и общения, и вы можете поместить их в свой классный уголок.

Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта и умение дружить  делают их стойкими и весёлыми.

– Желаю вам стать образцовыми учащимися, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жеста покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.

Дети все показывают жест «большой палец вверх».

Использованные источники:

  1. Праздники в начальной школе: составитель С.В.Савинова, Волгоград «Учитель», 2005г
  2. Занимательные материалы к урокам в начальной школе: составитель Н.А.Касаткина, Волгоград «Учитель», 2005г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Доброта" 2 класс

Классный час "Доброта" - это урок общения, который помогает детям осознать понятие доброта, учит доброжелательности и внимательному отношению к людям....

Классный час « Поговорим о доброте» в 1 классе.

Формирование нравственных качеств учащихся. Воспитывать доброжелательность, уважение к старшим....

классный час - размышление о доброте 2-4 классы

Классный час-размышление «Учимся быть добрыми»Цель: Формирование представлений ребенка об общечеловече­ских качествах - доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отн...

Классный час по теме «Мой путь к доброте» 4 «а» класс

Классный час по теме«Мой путь к доброте»4 «а» класс...