Родительское собрание "Наказание и поощрение в семейном воспитании"
презентация к уроку (2 класс)

Яковлева М. П.

В данной статье мы узнаем, что такое поощрение, на что направлены оценочные суждения, какие чувства они вызывают у детей. Что такое наказание, способы демонстрации отрицательного отношения к поступкам. А также советы родителям, как поощрять ребенка  или сделать наказание эффективным.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Волошская средняя школа» Родительское собрание в 1 - 2 классе «Наказание и поощрение в семейном воспитании». Автор разработки: учитель начальных классов МБОУ «Волошская СШ» Яковлева Марина Петровна

Слайд 2

Родительское собрание «НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ» 05.05.2019 2

Слайд 3

05.05.2019 3

Слайд 4

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание , захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят. 05.05.2019 4

Слайд 5

Наказание и поощрение как основные методы воспитания, преследуют конечную цель - благо ребенка. И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой. 05.05.2019 5

Слайд 6

Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д. 05.05.2019 6

Слайд 7

К сожалению, бывает так: Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают. 05.05.2019 7

Слайд 8

05.05.2019 8

Слайд 9

Правила наказания детей . При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. Наказание должно быть соразмерно проступку. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей. 9

Слайд 10

У маленького ребенка плохо развито чувство времени. Поэтому такая формулировка, как «Если ты будешь всю неделю убирать за собой игрушки, то в воскресенье я куплю тебе новый диск с мультфильмами» неприемлема. Ребенок плохо понимает, что такое неделя. Лучше завести специальный календарь, и в конце каждого дня вместе с ребенком совместно «выставлять оценку» за пройденный день, отмечая его определенным цветом: красный – отлично, оранжевый – хорошо, желтый – средненько, а зеленый – плохо. В конце недели ребенок сам увидит, какой была его неделя. 05.05.2019 10

Слайд 11

Не наказания должен бояться ребенок, не гнева, а Вашего огорчения. Постарайтесь пробудить чувство совести, помогите осознать ошибку, желание исправить её. 05.05.2019 11

Слайд 12

05.05.2019 12

Слайд 13

Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом. 05.05.2019 13 Несколько советов о поощрениях:

Слайд 14

Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему. 05.05.2019 14 Несколько советов о поощрениях:

Слайд 15

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним. 05.05.2019 15 Несколько советов о поощрениях:

Слайд 16

Физическое наказание детей. Родителей всегда волновал вопрос о физическом наказании детей: его приемлемость, формы и необходимость. 05.05.2019 16

Слайд 17

ОСОБОЕ МНЕНИЕ : Физическое наказание детей следует применять в исключительных случаях только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья или для жизни и здоровья окружающих (Например: младшего брата или сестры). Недопустимо физическое наказание ребенка, приносящее вред его физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий) 05.05.2019 17

Слайд 18

СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ У Вас дома пропали деньги. Ребенок говорит, что он их не брал. А через пару дней Вы находите спрятанные у ребенка деньги. Ребёнок вас обманул. Как поступить в такой ситуации? 05.05.2019 18

Слайд 19

Самое дорогое для нас – это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними , воспитывать с минимальными психологическими травмами. 05.05.2019 19



Предварительный просмотр:

        1 слайд

Здравствуйте уважаемые родители!

Тема нашего сегодняшнего родительского собрания  «Наказание и поощрение в семейном воспитании».

2 слайд

Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

3 слайд (прочитать)

        Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

« Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке.

« Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном.

Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы  поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого – педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера.

Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

        Поощрение ребёнка за что то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

        Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – « Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.»

        Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

        Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями.

Слайд 4

При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплины. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

        В процессе воспитания дисциплины приходиться прибегать и к наказаниям.

Слайд 5 (прочитать)

        Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности.

Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми  своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

« Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

        Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

        Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Слайд 6 (прочитать)

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказания не достигнут цели, если налагаются в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

        Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но  в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Слайд 7 (прочитать)

        Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

        Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Слайд 8, слайд 9, слайд 10 (прочитать)

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

  1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  2. Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.
  3. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.
  4. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

Слайд 11 (прочитать)

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

        В заключении своего выступления мне хотелось бы дать вам, уважаемые родители, несколько полезных на мой взгляд, советов « как поощрять ребёнка в семье»

Слайд 12, слайд 13, слайд 14, слайд 15 (прочитать)

Еще один вид наказания – физическое.

Слайд 16, слайд 17 (прочитать)

Предлагаю Вам ситуацию для обсуждения.

Слайд 18 (прочитать)

Слайд 19 (прочитать) - Самое дорогое для нас – это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать  с минимальными психологическими травмами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА НА ТЕМУ: «Стили семейного воспитания».

АннотацияРодительский всеобуч на тему «Стили семейного воспитания» проводится по плану воспитательной работы школы в январе для родителей четвероклассников. В подростковом возрасте обостряются конфлик...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Познакомить родителей с функциями семьи, типами семейного воспитания, дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания....

Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка»

На современном этапе образования при организации психологического родительского всеобуча наиболее эффективными являются активные формы работы, включающие родителей в проблемные ситуации, обеспечивающи...

Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка»

Родительское собрание , на котором рассматриваются различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят....

Родительское собрание "Особенности и проблемы семейного воспитания в современном мире"

Каждый родитель знает, что лучше для его ребенка, и каждый выбирает свой подход к воспитанию. Вот только стоит прислушиваться к специалистам, а еще оценивать свои поступки и действия. Быть может, неко...

Детско-родительское собрание "Игра как средство семейного воспитания и развития"

Предлагаемый материал содержит упражнения для смешанной группы учеников 1-2 класса и их родителей до 16 человек. Может быть использована для демонстрации возможностей семейного воспитания и простоты и...