Внеурочная деятельность .Программа "Азбука вежливости"
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Афанасьева Татьяна Евгеньевна

Основная цель  — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи направлены прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

—развивающие нравственное сознание;

—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_vezhlivosti.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол  № 01 от 30.08.2018г.

Утверждено

Директор ________Г.А. Глебова

Приказ № 90 от 01.09.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Азбука вежливости»

Направление «Духовно - нравственное»

для учащихся 4 класса А

Афанасьевой Татьяны Евгеньевны

учителя

г. Ельня

2018

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План внеурочной деятельности разработан на основе:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки  РФ № 373 от 6 октября 2009 г.
  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки (новая редакция).
  4. Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И. Глинки (начальное общее образование).
  5. Положения о внеурочной деятельности МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки.
  6. Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы И. С. Хомяковой и В. И. Петровой.

Срок реализации рабочей программы: полгода, 17 недель, 17 часов.

.

Основная цель  — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи направлены прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

—развивающие нравственное сознание;

—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

2.1.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Название раздела и тем

Количество часов для  изучения

Содержание курса внеурочной деятельности                                                                                                                                  

Формы организации

 и виды деятельности

1

2

3

4

Раздел 1.

Школьный этикет

5 ч.

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Основные виды деятельности — игровая и познавательная.

Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Раздел 2.

Правила общения

3 ч.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Раздел 3.

О трудолюбии

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Раздел 4.

Культура внешнего вида

3 ч

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Раздел 5.

Внешкольный этикет

4 ч

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

17ч

                                     3.        1.Тематическое  планирование.

                             Количество часов: всего   17 часов; в неделю      1     час

№п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1.

Школьный этикет

5

2.

Правила общения

3

3.

О трудолюбии

2

4.

Культура внешнего вида

3

5.

Внешкольный этикет

4

Итого

17

                                                       

4.1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДЛЯ 4 КЛАССА

                Количество часов: всего   17 часов в полгода; в неделю      1     час,

занятия

Тема занятия

Дата

Корректировка КТП

Дополнительная информация

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Поступки человека и его характер.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; воспитывать ответственность человека за свои поступки.

Культура общения.

Совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил)

Отзывчивость и доброта.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих; воспитывать ответственность за свои поступки, формировать доброжелательное и заботливое отношение к людям.

Культура общения. Игра «Город вежливости».

Использовать в речи слова вежливости.

Приветствия и знакомства.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); описывать сюжетную картинку.

Верность слову.

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Культура физического и умственного труда.

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Золотые руки.

Оценивать значение труда в жизни людей, стимулировать оценку учащимися собственного отношения к труду.

Что такое культура внешнего вида?

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях, оценивать внешний вид человека, приобщать к чистоте, опрятности, аккуратности.

Вежливость и внешний вид.

Оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия; воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Чувство, настроение, характер человека.

Оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

«Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол.

Использовать доброжелательный тон в общении, формировать вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Осваиваем правило «так нельзя».

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Цветы в жизни человека.

Воспитывать любовь к прекрасному; знать правила дарения цветов.

Праздничный этикет.

Совершенствовать знания правил этикета на празднике.

5.1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты освоения программы:

В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).

Предметные результаты освоения программы учащимися:

Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

 Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).

Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Азбука вежливости"

Пояснительная записка,  календарно-тематическое планирование "Азбука вежливости"....

программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс

Подробная программа по духовно-нравственным направлениям....

Технологическая карта по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Конспект внеурочной деятельностиПрезентацияВидеоЗадание для интерактивной доски...

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Урок вежливости"

конспект занятия по внеурочной деятельности...

Адаптационное занятие с первоклассниками по курсу внеурочной деятельности «Школа вежливых наук».

Материал содержит проект адаптационного занятия с первоклассниками по курсу внеурочной деятельности "Школы вежливых наук"....

Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе, духовно-нравственного направления....

Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс

Программа внеурочной деятельности реализует духовно- нравственное направление и соответствует ФГОС НОО...