Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Титова Ирина Юрьевна

Программа внеурочной деятельности реализует духовно- нравственное направление и соответствует ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс

Титова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа 


Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Программа внеурочной деятельности «Азбука вежливости» для 1 класса реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности и соответствует ФГОС НОО.

Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.

Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Содержание программного материала «Азбука вежливости» перекликается с содержанием тем учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Характеристика содержания программы

Цель: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости, формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Задачи:

  • обучать навыкам общения и сотрудничества;
  • формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
  • развивать коммуникативные умения в процессе общения;
  • ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!

Методы работы:

  • личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Формы обучения:

  • групповая, коллективная, парная;
  • тематические занятия;
  • игровые уроки;
  • конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
  • подготовка и проведение игр и праздников;
  • разработка проектов;
  • организация экскурсий.

Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения программы учащимися

Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.

Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Личностные результаты:

Обучающиеся будут учиться:

  • самооценке, самопроверке;
  • ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;
  • понимать чувства других людей и сопереживать им;
  • соблюдать моральные нормы поведения.

Метапредметные результаты:

  • адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;
  • осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;
  • осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
  • адекватно использовать речевые средства общения;
  • формулировать собственное мнение;
  • вести диалог;
  • признавать возможность существование различных точек зрения.

Формы контроля:

  1. Диагностики .
  2. Участие в сценках, диалогах.
  3. Проекты.

Предполагаемые проекты:

  1. Составление памятки о правилах поведения в школе.
  2. Составление сборника пословиц и поговорок о добре, вежливости, дружбе.
  3. Праздник «Будьте вежливы!».

Тематический план

Раздел

Количество часов

I.

Речевой этикет

11

II.

Культура поведения

13

III.

Я среди людей

5

IV.

Культура внешнего вида

3

V.

Итоговое занятие

1

                                  Содержание программы

Раздел I. Речевой этикет

Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.

Раздел II. Культура поведения

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом.

Раздел III. Я среди людей

Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

Раздел IV. Культура внешнего вида

Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.

Раздел V. Итоговое занятие

Праздник «Будьте вежливы».

Календарно-тематическое планирование

Тема

Теория

Практика

I

Речевой этикет

 11 часов

1.

Что такое этика и этикет.

1

2.

Специфика речевого общения.

1

3.

Роль мимики, жестов и позы в общении.

1

4.

Вежливые слова.

1

5.

Правила знакомства.

0,5

0,5

6.

Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа.

0,5

0,5

7.

Приветствие и прощание.

0,5

0,5

8.

Выражение благодарности.Поздравляем и желаем.

0,5

0,5

9.

О сопереживании в радости и в горе

0.5

0,5

10.

Общение по телефону.

0,5

0,5

11.

Викторина «Вежлив ли я?»

1

II

Культура поведения

 13 часов 

12.

Мы на уроке.

0,5

0,5

13.

Зачем нужны перемены.

0,5

0,5

14.

Мы в школьной столовой.

0,5

0.5

15.

Правила поведения на улице. Экскурсия.

1

16.

Правила поведения в транспорте.

1

17.

Урок – игра «Я – пассажир».

1

18.

Правила поведения в общественных местах.

1

19.

Экскурсия в библиотеку.

1

20.

Приглашение гостей. Как вести себя в гостях.

0,5

0,5

21.

Умей накрыть стол.

0,5

0,5

22.

Как выбирать и дарить подарки?

1

23.

Повседневный этикет.

1

24.

Викторина «Знаю ли я правила поведения?

1

III

Я среди людей

 5 часов 

25.

Мой класс.

1

26.

Умею ли я дружить? Правила дружбы.

1

27.

Один за всех и все за одного.

1

28.

«Самолюб никому не люб.»

1

29.

Уважительное отношение к старшим и младшим.

0,5

0,5

IV

Культура внешнего вида

 3 часа 

30.

Поговорим о внешнем виде.

1

31.

Каждой вещи своё место.

0,5

0,5

32.

Бережливость.

1

 V

Итоговое занятие

 1 час 

33.

Праздник «Будьте вежливы».

1

Список литературы:

  1. Васильева-Гангус, Л. Азбука вежливости [Текст] / Л. Васильева-Гангус. -М.: Педагогика, 2004.-141с.
  2. Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005.-123с.
  3. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей [Текст] / Д. Карнеги. – М.: Олма-Пресс, 2008.- 230с.
  4. Лаврентьева, Л. И. Школа и нравственное воспитание личности [Текст] / Л. И. Лаврентьева // Завуч начальной школы. 2004.-№ 5.- С. 13-20.
  5. Максимовский, М. Этикет делового человека [Текст] / М. Максимовский. - М.: Вако, 2004.-125с.
  6. Смолка, К. Правила хорошего тона [Текст] / К. Смолка. - М.: Нива, 2007.-134с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...

Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

Программа внеурочного занятия "Моё настроение" 1 класс

         В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального ...

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Школа Вежливости"

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Школа Вежливости" в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС

Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...