Доклад «Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня»
материал (1 класс)

Ивашкина Татьяна Валентиновна

Доклад" Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladmay_.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ПОСЕЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ДОКЛАД

 «Нравственное воспитание младших школьников

в группе продленного дня»

                                                                                                 Подготовила

Воспитатель ГПД  Ивашкина Т.В.

Атяшево 2019 год

   

    Нравственное воспитание – это не есть что-то новое, о чем прежде не говорили. Скорее наоборот. Именно с него зародилось понятие «воспитание». Ни духовное, ни патриотическое (тем более не эстетическое и художественное), а именно нравственное легло в основу всей концепции воспитания в целом. Нравственность – это не что-то сложное, комплексное и изменяющееся. Это вечные и первозданные ценности общества и человека, искусство жить вместе, быть людьми.

Процесс этического воспитания школьников сложен. Он нуждается в квалифицированном педагоге, имеющем этико-философскую, психологическую, методическую подготовку. Велика роль педагогической техники воспитателя школы, так как ему принадлежит роль в воспитании школьников, в подготовке учащихся к жизни и к общественному труду, в формировании основ научного мировоззрения и нравственной воспитанности. Создание группы продленного дня вносит много нового, значительного в жизнь первоклассников: у них появляются новые обязанности и права. Эти обязанности связаны с выполнением школьных правил, общественных поручений, заданий коллектива. Очень важным моментом в формировании правильных товарищеских отношений в коллективе является оценка выполнения работы. Оценка дается не только результату, но и тем стараниям, которые были приложены, отношениям с товарищами.
Важно обращать внимание детей не столько на плохие поступки, сколько обязательно отмечать все хорошее в поведении детей. Нельзя давать школьнику общую оценку на основании одного факта. Если он постоянно слышит что он плохой, он может поверить в свою неполноценность. И наоборот, ребенок, которого захваливают, иногда начинает считать себя исключительным, зазнается. Деятельность детей имеет общественную направленность. Это значит, что ребята должны помогать окружающим, заботится о них по мере своих сил. Прежде всего, они должны помогать друг другу: кто-то поступил в школу – надо навестить, узнать, что случилось. Если требуется помощь в учении, - помочь; обидел кто, постигла неудача, то посочувствовать, а если возможно, то и защитить. Причем коллектив группы может быть надежным защитником. Важно, чтобы каждый знал, что он находится под защитой своего дружного коллектива.
В группе продленного дня этическому воспитанию способствует игра. Она способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антисимпатии. Безусловно, активность не у всех детей одинаковая, и этого нельзя не учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие. Именно через игру легче, чем через учение и труд, включить таких ребят в коллективную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе детей. Конечно, при этом требуется большой такт со стороны учителя, взрослых. Они не должны навязывать свою волю, обязаны учитывать индивидуальные особенности детей. Замкнутым, пассивным, робким не под силу сразу роль организатора, главного, ведущего в игре. Если им приходится выступать в этой роли по настоянию воспитателя, то они, как правило, с ней не справляются и начинают вообще избегать коллективных игр.
Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие детские игры включают в себя элементы состязаний: кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре

кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют воспитателю формировать у школьников справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он еще не умеет делать. Содержание некоторых подвижных игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная

задача – забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен помнить о коллективных интересах, о других членах команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение детей к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре. Весьма значима и своеобразна и своеобразна педагога в детских играх. Он является нередко организатором игры, советчиком по содержанию игры, справедливым судьей, который разрешает конфликтные отношения детей, который разрешает конфликтные отношения детей, и, наконец, может быть и товарищем по игре.
Воспитателю необходимо помнить, что в играх дети испытывают острые чувства: радость и огорчение, гордость, благодарность, зависть и обиду, недоброжелательность, - связанные с успехом или неуспехом, оказанием и принятием помощи. Обычно в процессе игры отношения между членами одной команды нормализуются: отходят на второй план личные успехи, забываются ссоры и другие неприятности, все начинают думать об общих интересах. Но здесь таится новая опасность: в контролирующей команде дети видят «врага» и поэтому злорадствуют, когда противник проигрывает, злятся, когда он выигрывает, стараются любым способом, нередко грубым и нечестным, добиться успеха для своей команды. Задача воспитателя – постоянно анализировать нравственную сторону отношений между детьми, управлять ими, поддерживать дружбу детей.
Занятия клубного часа – интересная форма внеклассной работы, позволяющая воспитателю успешно решать задачи этического воспитания школьников. В клубе дети находятся в менее регламентированных условиях, чем на уроках. Они могут относительно свободно, по собственному интересу и желанию выбирать дело, работу на занятиях, поэтому одни ребята будут рисовать, другие лепить, третьи – делать аппликации. Вместе с тем могут объединяться для совместной деятельности в небольшие группы. Они по желанию выбирают себе товарищей для выполнения какого-либо задания. Эти группы могут быть временными, и состав их меняться.
По своему характеру клубные занятия разнообразных форм и видов работы ставят единые воспитательные цели. Клубные занятия включают в себя не только самостоятельную работу детей, но и систематическую целенаправленную работу воспитателя с детьми, в процессе которой дети учатся дружно жить и работать, быть взаимно уступчивыми, внимательными по отношению друг к другу. В клубе развивается и крепнет товарищеская солидарность. Здесь проводятся такие занятия, которые помогают ребенку убедиться на собственном опыте, что человек не может обойтись без помощи и содействия товарищей, что, только соединив усилия и учитывая интересы окружающих, можно жить дружным коллективом.
Одинаково ко всем детям подойти нельзя. Нужна методика работы. Может ли она быть единой? Скорее всего нет. Учитывая социальную среду, индивидуально – психологические особенности каждого ребенка, можно прийти к выводу, что можно

дать школам общие ориентиры, и пусть каждый коллектив разрабатывает свою программу воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий. В ее основу могут войти ориентиры – общечеловеческие ценности.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно – деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.).

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в группе продленного дня

Этот материал о духовно-нравственном воспитании младших школьников в ГПД...

Воспитание нравственного поведения младшего школьника в группе продленного дня

Воспитание нравственного поведения младшего школьникав группе продленного дня  «Поведение - это зеркало, в которомкаждый показывает свой лик»В.Гете Организация пространства ...

Доклад "Речевое развитие младших школьников в группе продленного дня"

Доклад "Речевое развитие младших школьников в группе продленногодня "...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продленного дня

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. В настоящее время человечество находится в условиях ...

Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня.

В статье рассмотрена актуальность  нравственного воспитания детей младшего школьного возраста....

Экологическое воспитание младших школьников в группе продленного дня

Экологическое воспитание в начальной школе. Цели, задачи, план....